Темная сторона Уолта Диснея. Что скрывалось за образом великого мультипликатора | Кино | Time Out

Темная сторона Уолта Диснея. Что скрывалось за образом великого мультипликатора

Оля Смолина   5 декабря 2021
6 мин
Темная сторона Уолта Диснея. Что скрывалось за образом великого мультипликатора
Фото: Depositphotos

5 декабря исполняется 120 лет со дня рождения великого мультипликатора Уолта Диснея. Человеком он был непростым — в кулуарах студии часто происходили жуткие вещи, о которых не принято было говорить вслух. И лишь спустя почти полвека лучезарный образ Диснея начал потихоньку меркнуть, когда на всеобщее обозрение начали выплывать все более темные факты его биографии. Каким на самом деле был Уолт Дисней — разбираемся в материале Time Out.


Восход Империи

Судя по отзывам большинства сотрудников студии Диснея, на работе он был классическим начальником-деспотом, склонным к необоснованному перфекционизму и ярким выражениям агрессии по отношению к неугодным аниматорам. Не исключено, что таким образом Уолт Дисней невольно копировал поведение собственного отца, который предпочитал держать всю семью в железном кулаке. Праведный христианин Элиас Дисней делал все возможное, чтобы выбить из своих детей «лишнюю дурь», и никогда не жалел на это собственных сил. Увлечение сына рисованием он, конечно, не одобрял — большая часть работ маленького Диснея отправлялась в мусорку или, в худшем случае, в огонь.

К счастью, Уолт довольно быстро осознал, что оставаться дома иногда может быть слишком опасно, поэтому активно искал любую возможность спрятаться от бдительного ока своего отца. Такой шанс не заставил себя ждать — грянула Первая мировая война. Как и множество других молодых парней, Дисней отправился на фронт, не представляя, что его ждет впереди. После войны будущий режиссер уехал в Лос-Анджелес, где вместе со своим братом Роем открыл мультипликационную студию. Именно так и появился бренд «Дисней».

Первой заметной работой кинематографиста стал мультфильм «Пароходик Вилли». Именно он в свое время позволил Диснею войти в эшелон крупных голливудских мультипликаторов и встать в один ряд с создателем Дятла Вуди Уолтером Ланцем и Максом Флешером, придумавшим морячка Попая. Однако кинематографист не собирался останавливаться на достигнутом — он был намерен построить собственную империю и покорить весь мир. Кто же знал, что в итоге все так и выйдет.

После выпуска ряда успешных картин — «Белоснежка и семь гномов», «Бэмби», «Пиноккио», а также знаменитой «Фантазии» — Уолт перебрался на телевидение, создав «Клуб Микки Мауса» и «Удивительный мир Диснея», два самых любимых американских шоу того времени. Спустя еще несколько лет аниматору удалось открыть свой первый парк развлечений, который получил гордое название «Диснейленд».

Для большинства жителей своей страны он всегда оставался «добрым дядей Уолтом», чье появление на экране телевизора предвещало мультфильмы и всякого рода развлечения. Лишь самые близкие люди Диснея — его непосредственные сотрудники — знали, каким на самом деле человеком он был.

Монетизация детской травмы

Кадр из мультфильма «Бэмби»

Согласно распространенному мнению, чрезмерная привязанность Диснея к антропоморфным животным связана с детской травмой, о которой сам кинематографист не очень-то любил говорить. Будучи маленьким мальчиком, Уолт мечтал о домашнем животном. И вот, наткнувшись в лесу на сову, он захотел забрать ее домой. Увы, птица решила воспротивиться уготованной ей участи, о чем сиюминутно пожалела. Разъяренный неповиновением Дисней затоптал ее до смерти.

Впоследствии великий аниматор еще не раз скажет, что этот случай научил его состраданию к животным, однако почему тогда большей части персонажей диснеевских мультфильмов  была уготована столь трагическая участь? Вспомнить хотя бы маму олененка Бэмби или молчаливого динозавра из «Фантазии».

Каким-то неожиданным образом Уолт Дисней смог монетизировать собственную детскую травму, спроецировав свои эмоциональные переживания от потери животного на сюжет многих картин. И даже сейчас, спустя столько лет, мультфильмы студии создаются по той же отлаженной формуле.

Отсутствие художественного таланта

Это кажется невероятным, но отец американской анимации действительно никогда не был искусным художником. В конце концов, для этого у него были другие, специально нанятые люди. Дисней даже не был способен изобразить своих собственных персонажей, однако признавать это публично, как правило, отказывался. При этом Уолт Дисней никогда не скупился на критику в адрес студийных рисовальщиков, отправляя их самые смелые наброски в мусорную корзину. Не выдержав постоянного давления и конфликтов, люди просто увольнялись. Однако кинематографисту всегда удавалось найти им не менее талантливую замену.

Бизнес во время войны

Еще в годы Первой мировой Уолт Дисней умудрялся делать деньги практически из воздуха. Вместе со своими друзьями он навострился продавать каски немецких солдат, собранные с передовой, американцам, которые приобретали их в качестве сувениров. Заметив, что каски с пулевыми отверстиями продаются лучше, Дисней начал самостоятельно проделывать в целых шлемах дырки, чтобы «сбыть» по более высокой цене.

Во время Второй мировой студия Уолта Диснея также умудрилась заработать немало денег. Некоторые даже утверждают, что одна из главных катастроф в истории человечества сыграла на руку аниматору, который фактически оказался на грани банкротства. В период военных действий американскому правительству особенно остро были нужны специальные пропагандистские фильмы, поднимающие дух простого народа, уставшего от страха и насилия.

Как ни странно, главным идеологическим вдохновителем диснеевской компании стал Дональд Дак. Именно он чаще других персонажей появлялся в заказанных властями мультфильмах, таких как «Дух 43-го» или «Победа через мощь в воздухе».

Кадр из мультфильма студии

Сексизм

Принцессы Дисней в анимационном фильме «Ральф против интернета»

По каким-то непостижимым причинам Уолт Дисней всегда обесценивал женщин и в целом чурался их компании. Даже на церемонию вручения премии «Оскар» он предпочитал ходить без супруги. Кроме того, аниматор запрещал собственным дочерям смотреть мультфильмы студии, считая, что те никогда не смогут по достоинству их оценить.

Дисней демонстративно отказывался брать на работу женщин-аниматоров, считая тех ненадежными — ведь они в любой момент могут забеременеть и бросить незаконченный проект. Кроме того, режиссер искренне верил, что у женщин просто нет чувства юмора.

Увы, гендерные стереотипы Диснея неоднократно отражались и в его мультфильмах. Они активно поддерживали строгую патриархальную систему ценностей, согласно которой главная работа женщины заключается в том, чтобы рожать детей, готовить еду и убираться дома. На протяжении веков инфантильные диснеевские принцессы — Белоснежка, Золушка и Спящая красавица — только и делали, что ждали своего заветного принца, а замужество воспринимали как главную и единственную цель в жизни. И лишь через 30 лет после смерти своего главного идеолога сотрудники студии The Walt Disney Company решились на какие-то изменения. Так, первой самостоятельной и рефлексирующей диснеевской принцессой можно назвать Русалочку, однако даже она не могла противостоять основной сюжетной канве, гласившей «И жили они долго и счастливо».

Кадр из мультфильма «Русалочка»

В оформлении статьи были использованы фотографии из открытых источников и с сайта Depositphotos, кадры из мультфильмов.