5 колоритных мультфильмов о загробной жизни | Кино | Time Out

5 колоритных мультфильмов о загробной жизни

Дмитрий Евстратов   18 января 2021
6 мин
5 колоритных мультфильмов о загробной жизни
«Труп невесты»
21 января в российский прокат выходит «Душа» — работа студии Pixar и режиссера Пита Доктера, в котором главному герою суждено отправиться в загробный мир и пройти экзистенциальный путь к Великому Запределью. Анимация нечасто заходит на эту запретную территорию, но немногочисленные попытки мультипликаторов разговаривать с юным зрителем о смерти остаются в памяти надолго. Time Out вспоминает еще пять мультфильмов, размышляющих о загробной жизни.

«Труп невесты»

реж. Тим Бертон, 2005

Вся режиссерская карьера Тима Бертона и есть один большой разговор со смертью. С самых первых своих работ американский постановщик зарекомендовал себя мрачным сказочником. Практически каждый фильм или мультфильм он доверху наполнял макабрическими и готическими элементами. Работы режиссера отличаются мрачностью, холодом и черно-белой палитрой красок. А еще — наличием героев загробного мира: скелетов, призраков и других персонажей-воплощений смерти. Наиболее изощренную визуализацию царства мертвых Бертон представил в мультфильме «Труп невесты».

Перед нами Великобритания викторианской эпохи. Во время приготовления к свадьбе молодых Виктора Ван Дорта и Виктории Эверглот, темные силы утаскивают жениха в Царство мертвых, где он женится на таинственной девушке Эмили — трупе невесты, некогда обманутой и убитой британским лордом. Познакомившись с преисподней, Виктор осознает, что этот мир ему куда ближе, чем привычный образ жизни, но променять любимую Викторию он не готов ни на что.

В озвучке мультфильма принимали участие завсегдатаи работ Бертона — Джонни Депп и Хелена Бонем Картер, а музыку к нему написал Дэнни Эльфман.

«Труп невесты» — настоящая пляска смерти: дерзкая, пугающая и при этом смешная анимация, в которой режиссер достигает своего карьерного пика в качестве мультипликатора.


«Тайна Коко»

реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина, 2017

Еще до «Души» Pixar не раз вел со зрителем диалог о смерти. Так или иначе, многие мультфильмы студии затрагивали сложную для молодой аудитории тему, но переместить действие в загробный мир авторы решились только в «Тайне Коко» — анимационном мюзикле, основанном на мексиканском Дне мертвых.

12-летний Мигель — страстный поклонник певца Эрнесто де ла Круса, мечтающий стать музыкантом. Только вот незадача: дома такое творчество совсем не в почете. Несколько поколений семьи запрещают Мигелю заниматься любимым делом и всячески стараются его отгородить от главного семейного проклятия. Не найдя общего языка с живыми, мальчик отправляется в Страну мертвых в день национального мексиканского праздника, посвященного памяти всех, кого больше нет на земле. Мигелю открывается яркая новая реальность, в которой он знакомится с уже ушедшими из жизни родственниками и отправляется на поиски Эрнесто де ла Круса, чтобы получить его благословение.

В «Тайне Коко» много мексиканского колорита и по-настоящему трогательных сцен как в мире мертвых, так и в мире живых. Мигелю предстоит пройти по большому мосту, усыпанному лепестками календулы, и попасть в огромный и красочный город, кишащий скелетами и дышащий удивительной витальностью.

Пронзительная история принесла Pixar Оскар за лучший анимационный фильм в 2018 году и заодно в очередной раз закрепила за студией звание самой смелой американской мультипликационной единицы.


«Паранорман, или Как приручить зомби»

реж. Крис Батлер, Сэм Фелл, 2012

Загробный мир проникал не только в работы студии Pixar и Тима Бертона. На знакомство с мертвецами решилась и студия Laika, занимающаяся производством кукольных мультфильмов. Еще до «Паранормана» Laika обращалась к другим мирам. В частности, в первом отчасти готическом проекте студии, «Коралина в Стране Кошмаров», тоже встречается потусторонний мир с пугающими жителями — двойниками реальных людей с глазами-пуговицами. Но все-таки именно «Паранорман» среди работ студии ближе всего подобрался к макабру.

Вековое проклятие подвергает маленький городок Блит-Холлоу большой опасности — на него нападают восставшие мертвецы. Единственной надеждой городка в борьбе с полчищами призраков становится мальчик Норман, который обладает уникальной способностью: он умеет общаться с внезапно появившейся нечистью. Еще бы кто-нибудь научил его общаться с глупыми взрослыми, с дробовиками наперевес пытающимися защищать город…

«Паранорман» не так сильно пугает, напротив, скорее смешит, не забывая при этом громко и антуражно подводить зрителя к мысли о том, что страшна не столько опасность, сколько реакция на нее.

Дети предстают в мультфильме куда более светлыми и чистыми, нежели взрослые с их включенными тумблерами стереотипного мышления и комплексов.


«Книга жизни»

реж. Хорхе Гутьеррес, 2014

За несколько лет до «Тайны Коко» мексиканский мультипликатор Хорхе Гутьеррес под чутким руководством продюсера Гильермо дель Торо создал другую историю, также произошедшую в День мертвых и непосредственно связанную с национальным праздником.

На одной из музейных экскурсий гид рассказывает группе детей о некоторых легендах мексиканского фольклора и подробно останавливается на рассказе о мире мертвых. Боги Катрина и Шибальба правят страной незабытых и забытых соответственно. В это время в мире живых два лучших друга Маноло и Хоакин влюбляются в одну девушку — Марию. В День мертвых боги заключают пари, согласно которому Шибальба не будет лезть в дела людей, если Маноло первым женится на Марии. Если же успеха добьется Хоакин, то Катрина позволит Шибальбе править страной незабытых. Так на фоне празднования Дня мертвых начинается история любовного треугольника длиною в целую жизнь.

«Книга» — чрезвычайно насыщенный мультфильм, в котором есть место не только любви, но и обману, самопожертвованию и недюжинной воле. Гутьеррес мастерски сложил воедино мексиканские краски, причудливых героев и огненное дыхание смерти, получив в итоге искрящуюся легенду, способную чуть ближе познакомить зрителя с мексиканскими традициями и важным национальным праздником.


«Все псы попадают в Рай»

реж. Дон Блут, Гари Голдман, Дэн Кюнстер, 1989

Ирландско-американский рисованный мультфильм рассказывает историю пса по имени Чарли, который погибает от лап своего бывшего партнера по игорному бизнесу бульдога Карфейса. В раю (именно туда попадают все собаки) Чарли встречает ангела Аннабель и пытается вернуться на Землю, чтобы отомстить своему обидчику. Заново заведя часы жизни, он отправляется в мир живых с одним условием — если часы сломаются, Чарли вновь погибнет и уже никогда не попадет в счастливую посмертную обитель. После возвращения на Землю он знакомится с девочкой-сиротой Энн-Мари, помогающей Карфейсу зарабатывать деньги. Вместе им предстоит пройти извилистый путь и решить оставшиеся земные проблемы.

Мультфильм вдохновлен классическими американскими картинами «Эта замечательная жизнь» (1946) и «Парень по имени Джо» (1941). Загробная жизнь в ленте не так колоритна — но именно она выступает главным катализатором внутренней эволюции главного героя, пса Чарли.  Примечателен мультфильм и историей, которая развернулась за кадром: молодая актриса Джудит Барси, озвучивавшая Энн-Мари, была застрелена собственным же отцом.

Трагический инцидент произошел за год до премьеры, поэтому мультфильм и его главный музыкальный лейтмотив (песня Love survives) были посвящены юной актрисе, слишком рано отправившейся в загробный мир.