Неравная битва. Почему киноверсии мультфильмов Disney не смогли превзойти нарисованные оригиналы | Кино | Time Out
Кино

Неравная битва. Почему киноверсии мультфильмов Disney не смогли превзойти нарисованные оригиналы

Анна Афанасьева 30 июня 2021
5 мин
Неравная битва. Почему киноверсии мультфильмов Disney не смогли превзойти нарисованные оригиналы
Кадр из фильма «Аладдин»

Disney продолжает переупаковывать классические хиты и выпускать их в кино. Многие адаптации поражают визуальными эффектами, чем привлекают зрителей, но потеряли сказочный дух, такой важный для Уолта Диснея. Time Out вспомнил оригинальные истории и сравнил их с недавними фильмами.


«Золушка», 1950

Мультфильм стал первым большим хитом студии после «Белоснежки и семи гномов» (1937) и помог ей выбраться из долгов. По сюжету Золушка рано теряет отца, и ей приходится жить с мачехой и двумя ее дочерьми. Те оказываются жестокими и эгоистичными и постепенно принуждают девушку к рабству. Она спасается психологически экстремальной добротой, мечтами и разговорами с животными.

Современная культура предписывает осуждать Золушку за безволие. Однако критики упускают из вида обстоятельства ее жизни: моральный террор с малых лет и личность мачехи леди Тремейн, одного из самых жутких злодеев Disney.

«Золушка», 2015

Киноадаптация исправила грехи оригинала: дала принцу имя, а романтическим отношениям главных героев — развитие. При этом фильм сохранил красоту картины 1950 года. Уолт Дисней называл момент превращения старого платья Золушки в элегантный подарок феи своим любимым примеров анимации. Наверняка он оценил бы и сказочный дизайн нового наряда.

Однако после переписывания истории заметно пострадал образ центральной фигуры. Если Золушка из 1950-го выглядит жертвой, то новоиспеченная принцесса — глупышкой. Она не воспитывалась с детства мачехой, которая к тому же весомо уступает предыдущей леди Тремейн в злодействе, поэтому непонятно, почему девушка остается ее пленницей.


«Красавица и чудовище», 1991

Успех инновационного и созданного наспех мультфильма стал неожиданностью для студии. «Красавица и чудовище» стали первой анимационной картиной, номинированной на «Оскар». По сути, это история о поиске лучшей версии себя — этим занимается превращенный в чудовище принц. Мотивирует изменения Белль — пожалуй, самая взрослая и интеллигентная принцесса Disney.

Студию часто обвиняют в неправдоподобном изображении романтических отношений, однако «Красавицу и чудовище» невозможно в этом заподозрить. Развитию отношений Белль и Чудовища может позавидовать любая серьезная драма о любви.

«Красавица и чудовище», 2017

Адаптация 2017 года не поменяла фактически ничего в истории, надеясь заинтересовать зрителей воспроизведением каноничных сцен. Основные усилия сценаристов были направлены на попытку сделать образ Белль соответствующим феминистской повестке. Оригинальной героине приписывали стокгольмский синдром, поэтому новая красавица была награждена попыткой побега и талантом изобретателя.

Также в сюжет добавили довольно бесполезную линию матери Белль, военное прошлое Гастона и телепортирующую книгу. Пострадали и отношения влюбленных, которые выглядят принудительными. Главный преимущество киноверсии состоит в том, что отца Белль сделали более приятным и интересным.


«Алиса в Стране чудес», 1951

Картина создавалась более пяти лет, однако в прокате провалилась. Признание и культовый статус пришел к мультфильму лишь спустя десять лет.

Алиса отправляется в сюрреалистичную страну, где цветы разговаривают, кролики опаздывают, а коты улыбаются. Студия Disney использовала две книги Льюиса Кэрролла, опустив многие события, но сохранив общую атмосферу сказки. Получилась алогичная история без моральных выводов и с самым большим количеством персонажей в диснеевском мультфильме. А Алиса в массовом сознании оказалась тесно связана с блондинкой в голубом платье.

«Алиса в Стране чудес», 2010

К киноадаптации руку приложил режиссер Тим Бертон. Создатель «Кошмара перед Рождеством» и «Трупа невесты» неожиданно решил познакомить абсурдный мир Льюиса Кэрролла с логикой.

Его Алиса думает о финансовых планах отца и получает предложение о замужестве, а Страна Чудес погрязла в жестокой гражданской войне и любимые сказочные герои готовят революцию, недовольные правлением Красной Королевы. Вместо бессмысленных чаепитий, шутливых судов и безумных рассуждений они занимаются политическими делами. Однако костюмы героев, в особенности Алисы, поражают изобретательностью.


«Король Лев», 1994

С фильма начался новый этап в творчестве Disney. В нем впервые используется учение Джозефа Кэмбелла о путешествии героя — до «Короля Льва» персонажи диснеевских мультфильмов редко имели дело с внутренними конфликтами, чаще всего им предстояло изменить внешние обстоятельства.

Протагонист картины Симба проходит через духовное путешествие, структурированное Кэмбеллом в книге «Тысячеликий герой»: он учится примиряться с прошлым, в котором погиб его отец, король Муфаса. Это был первый шаг к сегодняшним эмоционально богатым мультфильмам, которые будто соревнуются между собой в том, кто соберет больше зрительских слез.

«Король Лев», 2019

Версия 2019 года пересказывает оригинал по кадрам, от себя добавляя невероятную реалистичность — и это при том, что весь фильм был нарисован на компьютере. Таким хотел видеть произведение режиссер Джон Фавро.

Получившийся результат во многом проигрывает мультфильму. Анимация позволяет придать эмоции героям и приукрасить их сколь угодно, а в ультрареалистичной адаптации Фавро безэмоциональные персонажи выглядят блекло. Однако это не помешало картине стать мегахитом у ностальгирующих зрителей и собрать феноменальные 1,6 миллиарда долларов.


«Аладдин», 1992

Персонажи сообща выясняют, что такое свобода. Для непокорной принцессы Жасмин это возможность выбирать свое будущее, для легкомысленного Аладдина — богатство и статус, для могущественного Джинна — физическая свобода от лампы.

Ключевым событием картины стало участие Робина Уильямса, который озвучил последнего. Комик сымпровизировал большинство реплик, наговорив в итоге 16 часов. Также Уильямс попросил студию не привлекать его к продвижению, но Disney все равно использовала актера в рекламе . Результат: «Аладдин» стал первым мультфильмом, собравшим больше 500 миллионов долларов, а звезд начали регулярно приглашать для озвучивания персонажей.

«Аладдин», 2019

Адаптация 2019 года фактически повторяет оригинал. Место грандиозного Робина Уильямса занял Уилл Смит, однако похожего впечатления ему произвести не удалось: иногда из-за неловких эффектов, но чаще — из-за неудачных шуток. Юмор в фильме в целом уступает тому, что был в мультипликационной версии.

Изменился в худшую сторону и образ Аладдина. Главный герой периодически совершает сомнительные поступки, поэтому должен обладать мощным обаянием, чтобы оставаться симпатичным для зрителей. У анимационного Аладдина это получилось, у живого — не совсем. Визуальные эффекты и музыкальные номера, однако, выглядят прекрасно.