Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в ноябре | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в ноябре

Диана Дорофеева 29 ноября 2021
16 мин
Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в ноябре
АЛМО. Фото: сообщество исполнителя ВКонтакте

Сориентироваться в бесконечных обновлениях стриминг-сервисов и найти те песни, которые захочется постоянно переслушивать, не так-то просто. Time Out решил облегчить вам эту задачу и помочь разнообразить плейлисты — российские музыканты представили свои релизы, рассказав об истории их создания, концепции и значимых треках, под которые прогулки даже не в самую солнечную погоду станут приятнее.


The Dartz — Trevlig Resa

Фото: Ася Гидевская, сообщество коллектива ВКонтакте

Дмитрий Курцман:

Не то чтобы мы придерживали альбом или спешили закончить к какой-то конкретной дате. Более того, если бы пришлось выбирать, мы бы ни за что не выпустили его в ноябре 2021-го на пике очередной волны ковида. Однако, как выразился Гэндальф, «нам не дано выбирать», поэтому он вышел, когда был готов.

Раньше про нас говорили «фолк-рок», теперь уже так труднее сказать. Инди? Поп-рок? Кто-то очень хорошо охарактеризовал пластинку как «фэнтези-поп» — это определение мне нравится больше всего.

Мы до последнего момента считали, что главная идея релиза — постапокалипсис. Когда сели думать над обложкой, переслушивали все песни — и поняли, что это история о том, как человек пытается наладить жизнь, когда все вокруг меняется и привычный мир рассыпается. Постапок отошел на второй план — альбом про любовь во время этих перемен. Trevlig resa по-шведски означает «счастливого пути», такие объявления делают в поездах в Финляндии и Швеции. Нам показалось очень ироничным, очень по-дартцовски назвать так этот цикл песен.

Мы записали Trevlig Resa расширенным составом — с участием наших духовиков Макса Карпычева и Даниила Ливенцова-Модель. В одной песне соло-гитару записал наш бывший гитарист Кирилл Паньшин — друзья всегда останутся друзьями, как пелось в другой нашей песне. Также мы пригласили фолк-певицу Инну Бондарь озвучивать ангелов в одной из самых проникновенных композиций альбома — «Десять минут». Гениальный сюрреалист Алексей Андреев нарисовал картину для обложки — девушку у телефонной будки в пустыне.

Всего в записи и продакшене Trevlig Resa на разных этапах принимало участие 16 человек, 16 талантов из разных концов света. Оказавшись не только в разных городах, но и в разных странах без возможности свободного передвижения, мы впервые в жизни работали над альбомом почти полностью удаленно. Работа шла в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки, Братиславе, а в баварском городе Бамберг наш друг звукорежиссер Михаэль Спек занимался сведением и делал мастеринг. В целом процесс напоминал IT-разработку: с файлообменниками, статус-звонками, планированием и дедлайнами.

Меня всегда больше всего вдохновляли разнообразные visuals. Этот альбом, его эстетика создавался под сильным влиянием жутковатого шведского художника-футуриста Саймона Сталенхага, нашего российского сюрреалиста Алексея Андреева, Fallout, Gravity Falls и Коня БоДжека, фильмов студии Ghibli, особенно «Навсикаи из Долины Ветров». В звуке мы ни на кого не равнялись, кроме себя самих, и, возможно, Брайана Ино. Плюс следили за тем, что делает Coldplay — и старались все сделать лучше.

Я думаю, что все самые значимые строчки сосредоточены в центральных номерах. Это «Десять минут» — песня о том, каково прожить последние минуты жизни в разлуке с любимым человеком, и «Ветряки» — как под порывами ветра ты сам волей-неволей становишься источником энергии. «Раскаленная вольфрамовая нить», кстати, об этом же. Очень много было написано по следам разговоров с друзьями, а «Остров» появился вообще из Твиттера. И только заглавная Trevlig Resa — это просто белиберда ни о чем, игра слов. Изначально я хотел ее всю написать на шведском, чтобы троллить слушателей. Только вот шведского я не знаю.


«Дочь» — «Хедлайнер»

Фото: сообщество коллектива ВКонтакте

Данила Ветров и Яна Смирнова:

«Знаю, что ты подарил мне этот трек не случайно». Мини-альбом «Хедлайнер» — это релиз-импульс. Мы надеемся, что именно так он может работать для слушателей, мягко запуская или поддерживая в каждом процессы трансформации.

Нам как группе он нужен был еще и для того, чтобы набраться сил перед более значимой инициацией, которой для большинства исполнителей (для нас — точно) является полноформатная пластинка. Это как просьба о благословении в дорогу. Мы обращаемся к тем музыкантам и той музыке, которая дает нам силы жить и двигаться: здесь есть и неопсиходелия, и глитч, и поп в духе 80-х, и арт-рок, и откровенное гитарное инди. Вместе с тем для нас это очень цельный релиз, выстроенный не с бухты-барахты.

«Хедлайнер» состоит из трех разных песен, объединенных одним ощущением. Возможно, это ощущение поиска идеи — чего-то более высокого, чем мы сами. Точки, к которой можно стремиться.

Сначала в песне «Хэдлайнер» мы находим ее в образе любимого музыканта, внезапно переместившегося с настенных постеров в нашей маленькой комнате на огромную сцену и играющего будто только для нас одних. Идеалистическая любовь, пусть и неразделенная, несчастная по своей сути, дает нам еще не счастье, но силы для движения.

Затем в «Велосипеде», представляющим собой фит с Найком Борзовым, это движение продолжается — и вот мы уже поем вместе с нашим идеалом. Это больше не мечты, а живой диалог. Здесь мы утверждаемся в мысли, что само по себе наше стремление очень целительно.

Завершает альбом песня «Поговори» — в ней мы постарались передать чувство нахождения и узнавания. От фантазийных образов и конкретных людей мы перешли к архетипическому, подлинному пониманию нашей идеи. Для кого-то она состоит в том, чтобы приблизиться к Творцу, главному Хедлайнеру всего и вся. А для кого-то — просто в Любви. «Поцелуй меня в ответ, смерти больше нет» — каждый из нас понимает эту строчку по-своему. Возможно, это говорит художник, ищущий бессмертия и мечтающий быть «поцелованным», ведь именно так называют талантливых людей. Или мать, которая видит продолжение себя в ребенке. Или девушка, встретившая возлюбленного. Или человек, целующий подол на иконе.

Решайте сами — надеемся, что «Хедлайнер» чем-то поможет именно вам. Нам он уже помог, ведь практически сразу после его выхода мы наконец дописали большой альбом.


«ГАФТ» — «Все равно нулю»

Фото: сообщество коллектива ВКонтакте

Николай Яковлев:

Для меня музыка — это разговор. Возможность поддержать, помочь, даже если я не знаю человека. Эти песни — как друзья, готовые вместе с тобой спуститься в темноту, выплыть к свету, принять тебя таким, какой ты сейчас, выслушать и понять твою боль, потому что они эту боль знают, они через нее прошли. Я могу скопировать и вставить строчки из пресс-релиза о том, что наш альбом о социальных проблемах и болезнях общества, о домашнем насилии и ментальном здоровье, но… Давайте просто поговорим.

Я еще никому этого не рассказывал, но мне кажется, что некоторые песни альбома сумасшедшие, немного за гранью, с того ли, с этого света, я боюсь их слушать. И все же я считаю, что за всю свою жизнь и жизнь группы у нас не получалось высказаться цельнее. Сильнее. На «Яндекс.Музыке» есть deluxe версия релиза, чуть-чуть расширяющая контекст: там и отрывок из Венички Д’ркина, и манифест ментального здоровья, и посты фонда помощи жертвам насилия «Птицы», с которым мы работали, и новостная сводка о режиссере «Это не больно».

«Все равно нулю» я написал перед выступлением с Shortparis: пел тогда в составе хора, с которым артисты отыграли два концерта. Помню, вышел из «Юбилейного», до концерта полчаса. И я почувствовал… Как я далеко от всего живого сейчас. Что я больше не хочу, не буду кричать, ругаться, злиться. Это песня между жизнью и смертью: мне звонил коллега Гребенщик перед записью, а я подавился ириской и был уверен, что задохнусь. Звучит смешно, а было страшно: телефон продолжал говорить, а я упал на пол и думал, что вот меня сейчас не станет — и все. А сама фраза «я тебя люблю, все равно нулю» из 2014-го, вот проверил сейчас историю сообщений — я тогда очень злился на Ваню, который пишет музыку в «ГАФТ», так что это даже не про женщину.

«Разбей мое сердце» — иногда мне кажется, что коллеги по группе намеренно не делают самые хитовые песни, которые я приношу. Год, два лежит трек – и будто это война немного, уговоры какие-то, даже с самыми близкими людьми, ведь с Ваней, который со мной играет в «ГАФТ» с 2013-го, я провел в жизни больше времени, чем со своей женой. А песня про самопожертвование. Есть в ней что-то от гранатового браслетика: «да святится имя твое», что-то от христианских заповедей, как пел DenDerty, «моя щека подставлена», про готовность улыбаться и делиться светом, когда очень темно.

«Тонешь вместе со мной» — песня, в которой слово «тюрьма» повторяется 22 раза. Однажды мы с драматургом Асей Волошиной написали пьесу про наших отцов «Дания.Тюрьма» (даром, что от меня там пара абзацев). Я вышел с постановки: Петербург в алом закате, так удивительно, когда актер читает твои строчки и ты живешь их заново. И внутри одна только фраза бьется: «Сердце России — тюрьма». Она и дала начало новой песне.

«Какого волка ты кормишь?». Когда у меня брали интервью про «Это не больно», одна дама очень хотела уличить меня во лжи, нетрушности, неподкованности, повоевать со мной за «правильное» домашнее насилие — не то, с которым борется 30-летний белый мужчина, априори являющийся садистом без малейшей эмпатии.

Так вот, она рассказала, как пошла работать в новости и там после урагана пришла сводка, что погибло четыре человека. Ее дали в новостной выпуск — и через несколько минут сказали, что умер еще один человек, но весь отдел бегал и орал, какого черта он умер, ведь уже дали сводку. Второй куплет рассказывает об одном поэте/журналисте, отказавшемся взять новость о переписке между двумя городами посредством огромных писем на стенах между мной и Катей Яшниковой, пояснив это тем, что «придут инвесторы и вломят ему п…», потому что это не о мертвых детях в лесу. Это первая песня, в которой я сматерился — и надеюсь, что последняя.


«Человек, который» — «Бессонница»

Фото: сообщество коллектива ВКонтакте

Степан Ботарев:

«Бессонница» — наш третий мини-альбом, состоящий из пяти композиций об инсомнии как границе между здешним и потусторонним, между реальной жизнью и фантастическим миром сна. Лежишь в темной постели наедине с собой — и вдруг будто бы понимаешь все обо всем. Загораешься, воодушевленный этим знанием, наутро все изменишь — осталось только уснуть, но никак не выходит. Еще поворочаешься, встанешь, посмотришь на часы, а на них вместо цифр буквы — и вдруг понимаешь, что уже спишь.

Таковы сюрреалистические законы, действующие в мире «Бессонницы». И как раз артисты с сюрреальным мироощущением вроде художницы Ремедиос Варо, групп Radiohead и Neutral Milk Hotel, а еще режиссеров Мишеля Гондри и Джима Джармуша и вдохновили нас на концепцию альбома. А мелодически среди наших ориентиров были Songs: Ohia, Big Thief, Bark Psychosis и, например, Grizzly Bear.

Каждая из песен с альбома рассказывает о новых оттенках инсомнии. «Пыльный» — про ночи, полные предвкушения после первых свиданий, когда еще едва запомнил черты человека, в которого влюблен, но которому ты сам нужен «не совсем еще, вовсе не до конца еще». 

«Кыш» — про бессонницу летнюю и спокойную. «Предсонное» — про падение в сон, когда мысли рассыпаются на едва уловимые образы, преследующие еще из детства. Наконец, в «Сумятице» посреди путаницы этих дремотных образов в голове вдруг разгорается огонь ясности и веры в то, что уж завтра-то точно возьмешься за все, что давно откладывал.

Драматургически альбом начинается с бессонной тревоги, а завершается засыпанием. Первые четыре песни — это беспокойные раздумья о своей неприкаянности, муки совести и грезы о единстве с людьми вокруг. В самом конце же появляется надежда, что «все рассудится, все распутается». Однако на утро просыпаешься — и все по новой: «Разве что-то изменится в этом круговращении этой чертовой мельницы?».


АЛМО — «Нормальная музыка»

Фото: сообщество исполнителя ВКонтакте

Алексей Мокроусов:

На мой взгляд, это вполне себе поп-альбом, но поп, тянущийся своими корнями к андеграунду. Как музыкант я совершенно не понимаю, как артисты могут выпускать пластинки по 15 треков с практически одинаковым битом и темпом. Мне это скучно. Я воплотил в своих песнях близкие мне жанры, поэтому на альбоме вы можете встретить не только хип-хоп и R’n’B, но и 2step c драм-энд-бейсом, например.

Так я и пришел к названию релиза «Нормальная музыка», потому что она, во-первых, разнообразная, а во-вторых, тут не поется, как у «крутых» звезд про дорогие бренды, кто сколько курил и с кем где спал. Я устал слушать об этом из каждого угла. От этой музыки тяжело скрыться. А я совсем про другое.

Мои песни про любовь, дружбу, городские истории и фантастические сюжеты. Почему-то исполнителям иногда ставят в упрек такое фразами вроде «что вижу, то и пою». Так это полностью про меня!


Юлия Накарякова — «Дураки»

Юлия Накарякова:

Когда я приступила к работе над альбомом «Дураки» и определилась с песнями, которые в него войдут, я ужаснулась, потому что поняла, что все они об отношениях. Это было в 2020-м году, только началась пандемия. Казалось, что песни о любви, расставаниях, каких-то простейших человеческих переживаниях — это вообще не то, что было нужно. Сейчас я думаю иначе.

Несмотря на такую тематику, релиз получился, насколько это возможно, светлым. «Дураки» здесь — это люди, которые не боятся выглядеть глупо, кто бы что про них ни говорил, и действуют в соответствии со своими чувствами.

Я не могу сказать, что песни буквально воспроизводят какие-то события из моей личной жизни, скорее демонстрируют спектр чувств, которые человек порой может испытывать в отношениях любовного толка. Композиции и настроения разные: где-то я пою от лица лирических героев, где-то — от себя. Например, в «Куда мне идти» звучит отрывок из реального письма, адресованного мне близким человеком.

Однако отдельно я хотела бы рассказать, пожалуй, только о песне «В полный рост». В январе 2020 года не стало моего друга Жени Гудкова, лидера коллектива «Пес и группа». Мы дружили, общались, сочиняли вместе. Эта потеря стала потрясением для меня и для многих. В то время было совершенно не до песен, но она придумалась сама. Думаю, что самым лучшим и важным для меня было бы, если эта песня хоть немного смогла бы помочь тем, кто тоже переживал утрату.

Примерно такие же мысли у меня сейчас и обо всем релизе. Если кто-то, кому грустно, одиноко, непонятно, благодаря этому альбому почувствует себя чуточку лучше, я буду очень рада. А больше ничего и не надо.


«Проспекты» — «Мысли в голове»

Фото: сообщество коллектива ВКонтакте

Денис Коробов:

Зимой 2020-го мы решили, что летом 2021 года должны собрать наши постпандемийные силы (тогда мы еще не знали, что все так затянется) и выпустить небольшой ЕР, который мог бы показать, кто же такие эти «Проспекты». Как оказалось потом, все синглы, предшествующие ЕР, выйдут не вовремя, а чуть ли не с задержкой в месяц и такими маленькими шажками все перенесется на конец октября. Странный год выдался.

Раньше мы все играли рок в том или ином его проявлении — нам ну очень не хотелось вставать на ту же самую дорожку. А вот постараться поиграть со звуком и добиться разного звучания — это было интересно! Если сравнивать песни, то по инструментальной составляющей они довольно разные, как и по жанрам. Думаю, мы до сих пор в поиске нашего стиля или вайба — как там современный сленг это отражает?

2020/21 были сложными годами: каждый столкнулся со своими собственными демонами и пытался побороть их. Нам хотелось высказаться о настроении и вещах, которые мы прочувствовали в этот период. Весь альбом мы писали на удалении друг от друга, половина участников группы жила в разных городах — наверное, это отразилось на песнях. Сейчас мы снова вместе и невероятно приятно собираться на репетициях и общаться вживую, а не видеться в Zoom-конференциях.

Пять песен — идеальное, на наш взгляд, сочетание, каждая отражает особые эмоции, которые мы переживали в эти «темные» времена. На самом деле я бы сказал, что мы весело поем о грустном. Например, трек «В огне» — о поиске огня внутри себя, ведь, чтобы что-то делать по-настоящему хорошо, надо гореть этим. Думаю, во время пандемии у многих были такие проблемы, когда смотришь в зеркало, а найти огонек в глазах уже не можешь.

«Грустные мысли» — о том, что ты жутко устал от происходящего, когда обычные бытовые и физические радости не приносят удовольствия: «запираемся в квартире, снова скачки на кровати удовольствий не приносят, с нас, похоже, уже хватит». В то время мы не могли никуда ходить, все сидели дома и пытались понять, как же трансформируется мир, сможем ли мы опять пойти танцевать, не нарушая социальную дистанцию? Возможность наплевать на все и пойти куда-то подвигаться в такт музыке очень недооценена.

«Волнами» — привет изоляции в одной квартире с любимым человеком, когда уже не хочется бороться за отношения. В «Снова здесь» все как слышится, так и есть: все устали от происходящего, у кого-то нет сил бороться, а у других их очень-очень много. Трек как раз про таких людей, которые могут все исправить и сделать гораздо лучше, кому не нужно одобрение со стороны и кто готов брать все в свои руки. А «Умрем» — наша суперэкспериментальная песня. Припев мы переписывали раз 20, но в итоге решили все оставить как было в первом варианте.