Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в июне | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в июне

Диана Дорофеева 28 июня 2021
11 мин
Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в июне
«Монти Механик». Фото: сообщество группы ВКонтакте

Сориентироваться в бесконечных обновлениях стриминг-сервисов и найти те песни, которые захочется постоянно переслушивать, не так-то просто. Time Out решил облегчить вам эту задачу и помочь разнообразить плейлисты — российские музыканты представили свои релизы, рассказав об истории их создания, концепции и значимых треках, под которые мы будем грустить, радоваться и танцевать этим летом.


«Монти Механик» — «Святые моторы»

Фото: сообщество группы ВКонтакте

Георгий Мишнев:

«Святые моторы» начали сочиняться зимой 2021-го. Этому поспособствовала просьба Михаила Идова написать саундтрек к его новому проекту «Джетлаг» — и моя писательская машина разогнулась. Постепенно стало ясно: есть некая тоска по хорошей гитарной музыке 70-80-х годов, отсюда и эстетика альбома.

Рабочее название релиза — «Дорога домой», и выстраивался он, как движение от модернизма к классике. Однако, когда появилась песня «Святые моторы» по мотивам фильма Лео Каракса, весь материал предстал в новом свете: главный герой проживает разные жизни, рефлексируя над каждой из них.

При этом в треках спрятано много «пасхалок» — как в музыке или каких-то продюсерских приемах, так и прямо в текстах, в виде отсылок к различным произведениям и культурным явлениям. Я не хочу на них указывать — альбом можно слушать, каждый раз заново открывая для себя эти «закладки».

Моя любимая песня — «Родинки». В ней идеальный лаконичный текст с отсылками к Станиславу Лему «Голем ХIV», простая и цепкая мелодия, классный хук на припеве. Только обычно то, что нравится мне больше всего, недооценивается слушателями — но ничего, я привык.

А одна из самых хитовых — «ДеревенЬщина». Я написал ее в шутку (отсюда и мягкий знак в названии) и вообще не хотел добавлять в альбом, потому что она не вязалась с изначальной концепцией. И все же ее услышал мой саунд-продюсер Макс и сказал, что это 100-процентный хит, надо делать. На следующий день я придумал к ней соло (это единственное соло с альбома, которое придумал я, очень им горжусь), дописал бридж, послушал еще раз и решил: бог с ней, с концепцией, песня-то и правда хорошая.


Komplimenter — «Хотлайн»

Фото: сообщество группы ВКонтакте

Макс Куббе:

Этот релиз готовился в течение достаточно короткого времени: от идеи до реализации прошло, кажется, всего два месяца. Песни написаны реально одним блоком: было такое настроение с предчувствием весны, ощущением, что, возможно, закончится вся история с локдауном — а впереди нас ждет что-то светлое и теплое.

Альбом написал я один, без помощи других музыкантов. «Хотлайн» — это про вымышленную горячую линию, которую набирает лирический герой и делится своими переживаниями, проблемами в общении с друзьями, с алкоголем, рассказывает о расставании на неопределенный срок. Собственно говоря, эта концепция передана в треках — она потихоньку развивается из песни в песню, обыгрывая различные ситуации.

Самыми знаковыми для меня являются, наверное, несколько треков. «Кьют» — мне всегда хотелось написать пронзительную и медленную балладу. Думаю, удалось: у нее максимально романтичное меланхоличное звучание, как будто сегодня последний день лета, а уже завтра все будет совсем иначе.

«Алкоголь» — такой гимн утреннего похмелья. Когда вчера что-то натворил, но уже не помнишь конкретно, что именно, а из-за последствий испорчены отношения с близким человеком.

А «Незнайка» — очень бодрая композиция, мой первый супер танцевальный трек, который я написал за последние годы. Хотелось передать эмоции движения, дружеских тусовок, бесконечного лета и бесконечной ночи.


«Конус Маха» — «Состояние»

Фото: Марина Минина, сообщество группы ВКонтакте

Миша Черезов и Лиза Жирадкова:

Миша: В альбоме собраны песни о несколько потусторонних состояниях, проступающих в минуты особой внезапной ясности, которую ни с чем не спутаешь. В такие моменты ты как будто подобрался к сути и думаешь: «Ах вот оно как!». А через миг все рассыпается, словно ничего и не было. Мы ковали этот альбом целых два года. Эти десять композиций прошли наш собственный строгий отбор: несмотря на то, что у нас много наработок и зарисовок, обретают плотность и становятся полноценными песнями очень немногие.

Однако отбор, оценка и вообще подобные процессы — это, конечно, вторично. У нас обычно нет никакой четкой идеи или послания «Я хочу спеть вот об этом». Все начинается спонтанно и бессознательно — я отвечаю за музыкальную тему, а Лиза, вокалистка и автор текстов, «вслушивается» в гласные и слоги, которые, кажется, уже есть в самой мелодии, добивается того, чтобы слова выплыли из музыки. Партии ударных и контрабаса придумываются на репетиции, в отдельных песнях появляется иранский сантур. Так родились почти все треки «Состояния».

Основа первых трех композиций писалась по старинке — на японский пленочный рекордер. Поэтому внутри альбома можно проследить эволюцию в звуковом решении: по мере продвижения от первых песен к концу звучание инструментов и голоса раскрывается все полнее благодаря плавному переходу на цифровую запись. Финальные четыре композиции — монолитный блок, который рекомендуется прослушивать непрерывно.

Лиза: Открывает релиз трек «Люди» — о том, как человек превращается в застывший образ на фотографии и вся жизнь в итоге схлопывается до нескольких «давно забытых снимков». Следом идет «Пес» — одна из ключевых песен альбома. Она придумалась в один из приездов в мой родной Петербург. Я тогда зашла в квартиру, где прошло так много лет, и внезапно ощутила себя посторонней. А еще в тот день я ехала на автобусе и почему-то не вышла на своей остановке, а осталась сидеть и наблюдать за тем, как автобус проходит мимо моего дома. Представилось, будто это не мой родной дом, а просто элемент городского пейзажа.

Самая длинная песня в истории нашей группы — «Каменные тени». Это для меня своего рода гимн Питеру, такому парадоксальному городу: от него хочется сбежать, но при этом он действует как-то гипнотически и не отпускает. В нем мы пропеваем строчки, написанные на памятнике Петру Первому — Petro primo Catharina secunda.

А самая таинственная — «Башня». Она навеяна книгой Майринка «Голем», моим любимым рассказом Набокова «Облако, озеро, башня» и видом из окна. Таинственная башня, в которую можно попасть только секретным способом — это образ потайных уголков, чертогов памяти.


Settlers — «У заветного столба»

Фото: Марина Минина, сообщество группы ВКонтакте

Яна Шелпакова:

Мы пробовали различные идеи и подходы на протяжении года-полутора и постепенно обрели некую свободу выражения своих мыслей с помощью средств выразительности, принадлежащих очень разным музыкальным стилям. В центре всего — народные напевы из близких и далеких уголков нашей страны, посвященные важнейшим и сокровенным событиям и переживаниями, несмотря на то, что годы и столетия спустя отношение к ним меняется, меняется контекст, в котором они происходят.

Альбом «У заветного столба» — это музыкальное исследование жизни через русскую традиционную музыку. Мы собрали песни из самых разных областей: здесь и Белгородская, и Курская, и Свердловская, и Вологодская, и Архангельская, и Смоленская область, и даже Бурятия!

Например, «У заветного столба» из цикла песен Свердловской области, где столб — это своего рода точка отсчета. У него девки встречались с парнями и расставались, у него прощались и уходили на войну, рядом с ним шли, когда женились, когда крестили ребенка. Это о самом простом, бытовом. О том, как жили наши бабушки. Это музыка об основных вехах человеческой жизни.


«Пуритане» — «Ничего нового»

Фото: сообщество группы ВКонтакте

Саша Житинская:

Благодаря урокам фортепиано я познакомилась с Андреем Резниковым, гитаристом Billy’s Band, и он рассказал о музыке, которую ему очень бы хотелось играть, помимо основного проекта. Я показала несколько своих песен, особенно не рассчитывая, что его это заинтересует, но реакция меня вдохновила. Совместная творческая работа нас очень сблизила — до выхода первого альбома мы поженились.

Когда было достаточно материала для релиза, мы пришли записываться на студию «Добролет» под руководством Андрея Алякринского. Нам помогали музыканты Виктор Санков и Антон Новиков, известные по проекту «Полюса» — они придумали и записали шикарные партии ритм-секции. Прямо на студии родилась концепция: основа песен — фортепиано и мощная поддержка баса и ударных.

Собственно, гитарных партий в альбоме практически нет, это большая заслуга Андрея: он пожертвовал своими амбициями ради идеи. Зато в живых выступлениях он как музыкант сделал шаг вперед, играя на бас-гитаре и чередуя ее по необходимости с основным инструментом.

Пожалуй, знаковой песней альбома стала одна из первых композиций на стихи папы Андрея. Он писал этот текст еще в то время, когда директор группы, Алла Резникова, задумывала постановку «Блошиный рынок», где предполагались новые песни Billy’s Band. Как она говорила, «песни-потеряшки», живущие на блошином рынке будто бы вечно, но не написанные никем. К сожалению, постановке не суждено было осуществиться, но композицию «Под невинным небом» теперь исполняем мы.

Мы долго искали свой стиль — очень хотелось, чтобы наше творчество напоминало группу Morcheeba и вообще чтобы был трип-хоп. Получилось скорее инди и, как сказал в рецензии музыкальный продюсер Денис Рубин, арт-рок. Однако легкая трип-хоповость присутствует в заглавной песне «Ничего нового». К ней у нас особенное отношение: она про наше время, про то, как сейчас сложно создать что-то оригинальное, самобытное, как все бесконечно переигрывают и перепевают, переписывают друг друга. Может быть, в этом тоже есть смысл: человечеству необходимо пересказывать одни и те же истории, чтобы не забыть, это такой способ жить для людей. Только вот иногда от него хочется сбежать, отсюда и строчки «Три, четыре, пять, шесть, семь — я уеду насовсем».

Моя самая любимая композиция — «Оттепель». Она и самая сложная, и самая щемящая, и сочинена, хоть и неосознанно, про тот мир, который рушится, когда из него уходит кто-то очень близкий. А одна из любимых песен Андрея — «Туман», изначально писавшаяся для мужского исполнения, но спетая мной. Она очень символичная для нашего родного Санкт-Петербурга, где вечные туманы и дожди, и хотя про эти погодные явления не упомянул только ленивый, нам, кажется, удалось поймать дух города: «В Петербурге осень бережет своих, на твои вопросы нет ответов чужих».


Женя Ефимова — «Каждому из нас»

Фото: сообщество певицы ВКонтакте

Сейчас правильное время для того, чтобы переболеть, долечить и разобраться со всем, что было до, вспомнить, что было впервые, подытожить и продолжить — или начать заново. Это осенний альбом, но держать в себе его уже было невозможно, поэтому я решила поделиться. Интересно, как он будет ощущаться в октябре-ноябре — я жду.

Моей основной задачей было поговорить, как с друзьями на кухне, не перегружая музыкой, сделать слово главным. Я очень давно хотела не думать о форме, не подбивать песню по времени, а просто побеседовать, вспомнить, порадоваться, погрустить.

Мне нравится, как о моей работа сказали в MYME: «”Каждому из нас” — это восемь песен и 22 минуты взросления. Музыкально-поэтическая история подростков нулевых: эмоции и переживания, страхи и влюбленность – все то, что сделало вашу юность, нашу юность, и юность каждого из нас». Все правда. Песни ждали друг друга больше десяти лет, чтобы собраться в такие красивые 22 минуты.

Рада, что у меня получилось написать «Ручка и листик». Считаю, это одна из лучших работ, если не самая лучшая. С одной стороны, очень точно и лично, а с другой, про все сразу. Каждый находит свой смысл — люблю, когда так.

Трек «Ну и чего ты теперь стоишь?» я сделала вместе с Димой Качмаром, такой подарок на все мои Дни рождения и Новые года. Вообще не думала, что могу взаимодействовать с этим человеком: очень давно знала о нем, восхищалась и даже не мечтала, что можно вот так взять и поработать. Легко, просто, емко. Дима сказал, что шесть минут никто не осилит, слишком долго, но это такие шесть минут, которые можно слушать бесконечно и вспоминать себя маленьким, смотреть кино про свое детство, переживать, ощущать. Я сама, пока все записывала и сводила, и рыдала, и веселилась, и в мурашках сидела.

Песня «Мысли» ждала своего выхода дольше всех, не могу оставить ее в стороне. Мне было 17, и это было лучшее время в моей жизни. Многое происходило впервые, было так хорошо и насыщенно, что временами становилось плохо. Для меня, кстати, этот трек для первых весенних прогулок, с сухим асфальтом и солнцем. Я как раз выбрала такой день и записала улицу, которая фоном звучит в композиции — там слышны шаги, воздух, машины, дети, время.