Байки с Патриков: смотреть или не смотреть сериал «Беспринципные» | Кино | Time Out

Байки с Патриков: смотреть или не смотреть сериал «Беспринципные»

Максим Ершов   2 ноября 2020
8 мин
Байки с Патриков: смотреть или не смотреть сериал «Беспринципные»
C 15 октября в онлайн-кинотеатре «КиноПоиск HD» еженедельно выходят новые эпизоды комедийного сериала «Беспринципные» по рассказам Александра Цыпкина. Time Out помогает разобраться, достойны ли внимания истории из жизни неприлично богатых москвичей.

3 аргумента в защиту «Беспринципных»



1


Летняя Москва

Одетый во все белое Славик-не-***** (ври) в исполнении Павла Деревянко, сидя в дорогом заведении, попивает виски и рассказывает своему приятелю-писателю байки об обитателях района вокруг Патриарших прудов — одного из самых престижных и дорогих мест жительства в Москве. Каждая серия состоит из нескольких новелл, объединенных рассказчиком Славиком и окружающими его персонажами. Все сюжетные коллизии непременно разворачиваются на солнечных улицах столицы, в роскошно обставленных квартирах и просторных офисах с видом на самый центр города.

Генерал ФСБ Хадяков (Николай Фоменко) отправляется вместе с супругой Валентиной (Кристина Бабушкина) в бутик. Любимую женщину нужно баловать — но тут выясняется, что за несколько месяцев до этого он уже покупал здесь сумочку, которую Валентина в глаза не видела. Приходится проворачивать спецоперацию с вовлечением подчиненных.

Сам Славик, проводник в «волшебную страну» Патриков — почти что Вергилий — отчаянно пытается уломать жену Людмилу (Оксана Акиньшина) на секс втроем. Естественно, в кровати, кроме супруги, он хочет видеть еще одну девушку. Патологический лгун, Славик не может пропустить ни одной юбки; когда его ловят с поличным, он лишь придумывает нелепые отговорки.

Только что приехавшие в столицу из Петербурга Паша (Павел Табаков) и Юля (Аглая Тарасова) пытаются вписаться в мир сказочно богатых и наивных москвичей. Они снимают квартиру вместе и периодически спят по дружбе: эти удивительные отношения начались со встречи на похоронах незнакомого им обоим человека.

Слабый, инфантильный бизнесмен Костя (Максим Виторган), он же лучший друг Славика, безуспешно пытается изменить жене Ире (Ингеборга Дапкунайте). Однако та, бдительная и дотошная, держит суженого в ежовых рукавицах.

Скучающий без любви архитектор Роман (Юрий Колокольников с копной соломенных волос) принимает на работу Веру (Надежда Михалкова). Стоит девушке напиться, как она превращается в Альбину. И уж тогда держись, Москва!

В середине осени, когда уже вовсю льют дожди, да и зима не за горами, «Беспринципные» способны вернуть летнее настроение — пусть даже развлечения персонажей сериала едва ли доступны обычному зрителю. Зато сюжетные перипетии напомнят о солнце, голубом небе, сияющей водной глади и зеленых парках.


7 неочевидных, но хороших зеленых мест в Москве

Все знают Парк Горького, «Музеон», «Сокольники», «Воробьевы горы», «Царицыно» и «Коломенское». Но куда идти, если хочется отдохнуть в зелени, чтобы людей при этом было поменьше, а вокруг — красиво? Time Out выбрал семь не самых известных и раскрученных городских зон отдыха.

Читать статью



2


Звездный капустник

У сериала по рассказам Александра Цыпкина неприлично звездный актерский состав. Со многими участниками этой команды мечты писатель знаком лично — они участвуют в его литературно-театральном проекте «БеспринцЫпные чтения». Умеет работать с яркими талантами большого экрана и режиссер Роман Прыгунов («Духless», «Духless 2», «Магомаев» и «Без границ»).

Деревянко, Виторган, Акиньшина, Дапкунайте, Колокольников и многие другие получают заметное удовольствие, исполняя роли принципиально аморальных личностей, давно забывших о совести и ищущих сиюминутных удовольствий в виде изысканных блюд и красивых девушек. Играть непорядочных людей оказывается весело: можно забыть о приличиях и безнаказанно издеваться над социально одобряемой этикой.


3


Легкое повествование

Никакой глубины и философствований в «Беспринципных» нет — это сугубо развлекательный проект, ориентированный на широкого зрителя. В конце каждой истории Славик подводит итог в виде морали к рассказанному. Звучат они пародийно и отчетливо глумливо: «Главное — передарить чувство вины». Естественно, никаких выводов никто из героев не делает: их непритязательные конфликты воспроизводятся раз за разом.

Параллельно развивающиеся сюжеты новелл позволяют сериалу держать высокий ритм. Действие не останавливается практически ни на секунду, поэтому наблюдать за глуповатыми персонажами, пытающимися выкрутиться из очередного щекотливого положения, довольно интересно. Да, отчасти это похоже на беготню курицы, которой только что отрубили голову — но пока она этого даже не осознала, никаких предсмертных мук в кадре нет.


3 аргумента против «Беспринципных»



1


Пошлые анекдоты с участием малоприятных персонажей

Трудно сказать, почему вообще публике должны быть интересны столь лицемерные и вызывающие преимущественно отвращение персонажи. Никакой самоидентификации с ними априори быть не может. Каждый сюжет в отдельности напоминает сильно затянувшийся анекдот, в котором в конце забыли добавить, собственно, смешную шутку. По-настоящему забавных моментов в «Беспринципных» попросту нет — чаще всего перед нами предсказуемые случаи: испанский стыд за персонажей испытывают не только зрители, но и сами актеры.

Новый проект онлайн-кинотеатра «КиноПоиск HD» удивляет своей примитивностью: характеры персонажей условны, а ситуации, в которые они попадают, крайне искусственны. Герои повторяют одни и те же ошибки, но неизменно выпутываются из «сложных» положений — и на третьей-четвертой итерации это начинает утомлять.


2


Повторяющиеся сюжеты

Если Сергей Минаев в своей прозе пытался показать, что богатые тоже плачут, а шикарные вещи не способны заполнить душевную пустоту, то герои Цыпкина начисто лишены какой-либо рефлексии. Им несвойственны даже размышления. Их жизнь примитивна: у мужчин — перепихнуться с красоткой, рассказать об этом приятелю в модном баре и наврать супруге, у женщин — выторговать у мужа очередную дорогую тряпку, побранить его за дежурную измену и поиграть с вибратором. И так снова и снова.

Дальше заданных узких рамок герои пойти не могут: они застряли в пошлой байке раз и навсегда. Трудно даже сказать, чем они занимаются и увлекаются. Кто-то вроде бы бизнесмен, а кто-то генерал, но никакой конкретики нет — это архетипы испорченной системы, в которой почему-то преуспевают бездельники и пошляки. Однако никакого социального комментария в духе Грибоедова ждать не стоит.

Хоть цыпкинские Славик и его товарищи бродят вокруг Патриарших прудов, томика Булгакова они в руках никогда не держали. В конце концов, праздность и бесконечные адюльтеры сводятся к привычке, к тоскливому замкнутому кругу грешков.


3


Неактуальность

На дворе 2020 год. Мир неслабо потряхивает от эпидемии коронавируса. Люди умирают, тяжело болеют, лишаются работы, боятся загадывать дальше следующей недели, а на экране у Прыгунова и Цыпкина разыгрывается пир во время чумы. Шумный, безвкусный и неактуальный. И будь это хотя бы приятные глазу персонажи вроде Теда Лассо из сериала Apple TV+, на душе могло бы стать чуточку теплее. От лишенных совести обитателей Патриков хочется отойти на несколько метров — выдержать социальную дистанцию, вызванную чувством омерзения.

Про женщин в сериале лучше и не упоминать. Ладно, мужчины — бабники и подкаблучники. Их супруги не ценят себя, позволяют окружающим редуцировать себя до роли дополнения ко второй половинке, которое в отдельности от сильного пола не может решительно ничего. В эпоху сложных и неоднозначных женских образов (вспомним хотя выходивших не так давно «Чик») героини Акиньшиной, Бабушкиной и Тарасовой вызывают в лучшем случае недоумение.


7 причин посмотреть русский сериал «Чики»

Четыре подружки резко меняют род занятий, оставляя древнейшую профессию в прошлом и намереваясь открыть первый фитнес-центр в родном южном городе. Time Out объясняет, почему нельзя пропускать самый громкий и обсуждаемый российский сериал лета.

Читать статью


«Беспринципные» слепо и влюбленно воспевают гламур и лакшери. Ирония над человеческими пороками вроде бы предполагается — но она отодвинута на столь дальний план, что разглядеть ее невозможно. Роман Прыгунов словно бы снимает «Духless 3», в котором все персонажи давно пережили угрызения совести и экзистенциальные метания, заменив их на выпивку, наркотики и секс.

Даже постельные сцены выглядят натужно и неловко: половой акт подразумевается, но зритель его, разумеется, не увидит. Такой подход обычно используют придурковатые комедии, в которых кровать трясется, слышны стоны, но этим дело и ограничивается — а камера смотрит, например, в окно.

«Беспринципные» очень стараются рассмешить зрителя, но попытки эти выглядят крайне натужно. Словно бы кто-то вдруг нашел материал, отснятый в начале века, добавил в него приметы сегодняшнего дня и совершенно забыл о меняющихся общественных вкусах и актуальной проблематике. Наверное, если совершенно отключить голову и не пытаться анализировать происходящее на экране (как этого не делают представители богемы с Патриарших прудов), то жить станет проще, жить станет веселее.