Мистический Булгаков. 5 загадочных случаев во время съемок экранизаций его произведений | Кино | Time Out

Мистический Булгаков. 5 загадочных случаев во время съемок экранизаций его произведений

Анастасия Лабурец   15 мая 2023
5 мин
Мистический Булгаков. 5 загадочных случаев во время съемок экранизаций его произведений
Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»
Практически ни одна экранизация произведений писателя Михаила Булгакова не обходилась без трагических событий и пугающих совпадений. Однако однозначным лидером стал, конечно же, роман «Мастер и Маргарита». В день рождения писателя Time Out решил вспомнить, что же происходило на съемочных площадках.

Встреча с загадочным незнакомцем, прорыв трубы и невезение с экранизациями «Мастера и Маргариты»

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Режиссер сериала Владимир Бортко рассказывал, что еще перед началом съемок к ним на Патриарших прудах подошел неизвестный и сказал: «Все равно ничего у вас не получится». Кинематографист считал, что в романе Булгакова нет ничего мистического, и встречу с незнакомцем воспринял как чистую случайность. Однако позже, по слухам, Бортко последовал примеру своего коллеги Юрия Кары, который снял фильм по «Мастеру и Маргарите», и вызывал на съемочную площадку священника, чтобы тот окропил команду и оборудование.

Кара вспоминал, что в первый же день в саду «Эрмитаж» к ним пришел режиссер театра Михаил Левитин, который также работал с текстом романа, и попросил прекратить съемки. По его словам, в здании совершенно неожиданно прорвало трубу горячего отопления и затопило монтажную.

В целом, Юрию Каре с экранизацией, пожалуй, не повезло больше всего. Снявший фильм еще в 1994 году, режиссер был вынужден отложить его на долгие 17 лет из-за конфликта на тему авторских прав с наследниками Булгакова и споров с продюсерами.

До этого снять роман мечтали Эльдар Рязанов, Элем Климов, Владимир Наумов, но в силу тех или иных причин сделать это не удалось. Наумов рассказывал, что к нему во сне якобы явился дух жены Михаила Булгакова и заявил, что экранизация романа никому не под силу.


Басилашвили потерял голос во время съемок

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Актеры — в частности, Александр Адабашьян, исполнивший в сериале Бортко роль Берлиоза, — рассказывали, что они нередко посмеивались на тему мистики на площадке. Однако, когда у их коллеги Олега Басилашвили неожиданно пропал голос, они не на шутку перепугались. Врач диагностировал артисту кровоизлияние в правую голосовую связку, хотя за день до этого Басилашвили на самочувствие не жаловался и параллельно репетировал роль в спектакле.

К слову, изначально роль Воланда была предложена Олегу Янковскому, но актер от нее отказался. Позже в интервью он свое решение объяснил так:

«Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это — литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? <…> А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду».


«Мастер и Маргарита» и смерти

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

О «проклятии» романа начали ходить слухи еще и потому, что после выхода сериала Бортко на экраны в течение нескольких лет, по данным СМИ, скончались 18 актеров. Среди них — Кирилл Лавров (Понтий Пилат), Владислав Галкин (Иван Бездомный), Валерий Золотухин (Никанор Босой), Илья Олейников (финдиректор театра «Варьете» Григорий Римский) и Александр Абдулов (Коровьев). Последний умер от рака легкого — о нем Воланд упоминает в первой главе романа.

«И, в самом деле, — тут неизвестный повернулся к Берлиозу, — вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими, и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… — тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие».

В случае с другими экранизациями произведений писателя странностей было гораздо меньше, но все-таки они имели место.


Немного о «Беге»

Кадр из фильма «Бег»

Фильм «Бег» стал первой экранизацией Булгакова в советском кино. За нее отвечали Александр Алов и Владимир Наумов, а помогала им вдова знаменитого писателя Елена Булгакова. В книге «Алов и Наумов» режиссер вспоминал, что в работе над «Бегом» было много мистики. Булгакова нередко вносила правки в те или иные эпизоды, руководствуясь, по ее же словам, советами покойного мужа — она встречалась с ним во сне.

После того как картина была готова, Наумов и Булгакова встретились на рабочем просмотре. Тогда режиссер был в черной рубашке, которую Елена назвала «траурной».

«Это были последние ее слова, которые я слышал. На следующий день в час дня мы должны были быть у нее, но в десять утра позвонили и сказали, что она скончалась», — рассказывал Наумов.


«Морфий»

Кадр из фильма «Морфий»

Экранизацию рассказа Булгакова постигла большая трагедия — случился сход ледника в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. Одной из жертв стал Сергей Бодров-младший, написавший к «Морфию» сценарий и готовившийся сыграть в фильме главную роль. Тела актера, сценариста и режиссера в процессе поисково-спасательных работ обнаружить не удалось.

Снять фильм в память о близком друге решил Алексей Балабанов. После новостей о трагедии он вспоминал, что должен был быть вместе с Сергеем в Северной Осетии, однако в последний момент не смог поехать.