Дядя Ваня из Уэльса и итальянские сестры. 5 лучших зарубежных экранизаций Чехова | Кино | Time Out

Дядя Ваня из Уэльса и итальянские сестры. 5 лучших зарубежных экранизаций Чехова

Анна Самойлова   29 января 2023
5 мин
Дядя Ваня из Уэльса и итальянские сестры. 5 лучших зарубежных экранизаций Чехова
Кадр из фильма «Дуэль»

29 января исполняется 163 года со дня рождения Антона Чехова — одного из самых экранизируемых русских писателей в мире. Time Out рассказывает о пяти иностранных фильмах, основанных на произведениях классика — несмотря на самобытный сюжет, в них угадывается неповторимый чеховский стиль.


«Страх и любовь» (Paura e amore, 1988)

Три сестры Парини вместе с братом живут на севере Италии в старинном доме, погруженном в траур после скоропостижной кончины отца семейства. Именно в эти горестные дни в жизнь молодых женщин врывается Массимо (Петер Симонишек) — бывший ученик их родителя. Встреча становится роковой для старшей Велии (Фанни Ардан), привыкшей к своему одиночеству, и для средней Марии (Греты Скакки), давно потерявшей эмоциональный контакт с мужем.

Маргарете фон Тротта — едва ли не самая известная режиссерка в европейском кино 70-80-х годов. «Страх и любовь» запоминается вниманием ко всем аспектам фильма, от драматургии до визуальной реализации замысла. Автор стремится раскрыть мотивы поступков и внутренние страхи героинь и в финале словно срывает с них маски, под которыми те прячут свои истинные лица.

Картина «Страх и любовь» вдохновлена чеховскими «Тремя сестрами» — пьесой о недостижимости счастья. В видении фон Тротты будущее героинь представляется более пессимистичным, чем в оригинальной драме.


«Август» (August, 1996)

После смерти родной сестры Иэн (Энтони Хопкинс) остался жить в семейном поместье вместе с племянницей Шоной (Райн Морган). Под крышей дома собираются супруг покойной профессор Блэтвайт (Лесли Филипс) со своей второй женой, а также старый друг семьи и доктор Майкл Лойд (Гоун Грейнджер). В душных комнатах герои скандалят и исповедуются друг перед другом, что едва не приводит к трагедии.

Действие фильма из дворянской России переносится в Уэльс, что вносит коррективы в повествование, но не меняет идею оригинала. Энтони Хопкинсу удается соединить в фильме театральность, выстроенность языка, продолжительность монологов и динамичность сюжета.

Герой Хопкинса становится мудрым наблюдателем происходящих интриг. В связи с тем, что исполнитель главной роли — еще и режиссер картины, его фигура внутри повествования обретает символическое значение. Без такого мудрого «uncle John» мир героев был бы разрушен.


«Дуэль» (Anton Chekhov’s The Duel, 2010)

Несколько лет аристократ Лаевский (Эндрю Скотт) и его возлюбленная Надежда (Фиона Глэскотт) жили во грехе, ведь вопреки всем правилам тайно бежали от ее мужа. Постепенно такое существование наскучило герою, но тут пришло известие о смерти законного супруга.

Режиссер Довер Кошашвили наполняет пространство фильма пересудами персонажей, в которых раскрывается состояние скуки и обреченности аристократов. Герои словно не способны ни на благородные, ни на смелые поступки и лишь плывут по течению жизни.

Сюжет замедляется благодаря тому, что Кошашвили детально показывает пейзажи, интерьеры, одежду героев, заставляя зрителей теряться в этой роскоши.


«Зимняя спячка» (Kis Uykusu, 2014)

Бывший театральный актер Айдин (Халук Бильгинер), ныне владелец уютной гостиницы, остается зимовать в здании вместе с женой и родной сестрой. Мир, как и герои, словно бы замерз, но эта внешняя неподвижность лишь готовит почву для будущих душевных страстей.

Неторопливое повествование дает возможность проследить за диалектикой героев, каждый из которых незаметно для окружающих переживает духовный кризис.

Главным источником вдохновения для режиссера «Зимней спячки» Нури Бильге Джейлана стал рассказ Антона Чехова «Жена». Однако в отсутствии искренних диалогов между героями и погруженности каждого в свое дело легко угадать элементы и других произведений писателя.


«Чайка» (The Seagull, 2018)

Сердце Нины Заречной (Сирша Ронан), юной дочери помещика, уже давно живет мечтами о театральной жизни. Вопреки словам семьи, она стремится стать актрисой и находит горячую поддержку в лице Кости Треплева (Билли Хоул), который мечтает модернизировать старый скучный театр. Приехав к нему в дом, Нина знакомится с популярным беллетристом Тригориным (Кори Столл) и умоляет забрать ее в Москву.

Автором новой экранизации известной пьесы Чехова стал театральный режиссер Майкл Майер, известный по бродвейским постановкам и мелодраме «Дом на краю света». Постановщик, сохраняя чеховскую интонацию и каркас пьесы, создает современную историю о творчестве, предназначении и эгоизме. Он внимательно следит за психологическими движениями и оттенками настроения героев, а размышления Треплева, как ни странно, созвучны современным спорам об искусстве.

Главной удачей «Чайки» можно назвать не столько внимательное отношение к тексту, сколько актерские работы. Среди них, прежде всего, запоминается Сирша Ронан — тонкая и наивная Нина Заречная, не сломавшаяся под ударами судьбы.