Стивен Кинг идет в кино: 7 лучших экранизаций, которые не утратили авторский замысел | Кино | Time Out

Стивен Кинг идет в кино: 7 лучших экранизаций, которые не утратили авторский замысел

Анна Самойлова   23 мая 2023
9 мин
Стивен Кинг идет в кино: 7 лучших экранизаций, которые не утратили авторский замысел
Кадр из фильма «Доктор Сон»
Редкий год обходится без новой адаптации романов Короля ужасов Стивена Кинга. Некоторые уверены — удачно перенести его сюжеты на экран невозможно. 23 мая исполняется 43 года с премьеры «Сияния» — хоррора Стэнли Кубрика, который совершенно не понравился писателю. Time Out решил вспомнить 7 фильмов, максимально приближенных к оригинальным произведениям, которые можно считать успешными экранизациями — за исключением уже давно признанных «Побега из Шоушенка» и «Зеленой мили».

«Кэрри» (Carrie, 1976)

История школьницы, которая выросла в доме матери-фанатички. Та утверждала, что ее дитя — грешное создание, обязанное замаливать свои грехи.

Кроме Брайана Де Пальмы, к истории несчастной и некрасивой Кэрри, обладающей телекинезом и затравленной одноклассниками, обращались другие кинематографисты, в том числе и Кимберли Пирс. Однако именно Де Пальме лучше других удалось передать дух кинговского текста и рассказать, как девушка оказалась доведена равнодушными и жестокими людьми до безумия. Да еще и до такой степени, что уподобилась адскому созданию, уничтожающему яростным пламенем все живущее.

Грациозная и стройная, как лань, Сисси Спейсек внешне совершенно не похожа на Кэрри из романа — толстую, неуклюжую и прыщавую. Однако актриса смогла передать болезненную уязвленность 17-летнего подростка и искреннюю радость от предстоящего выпускного бала, который обернется кровавой бойней.

«Во многих отношениях, фильм получился более стильным, чем моя книга. Я до сих пор считаю, что это увлекательное чтение, хоть и тяжелое», — говорил писатель.


«Останься со мной» (Stand by Me, 1986)

Детство Стивена Кинга пришлось на 1950-е. Именно это время он выбрал для своей ностальгической повести «Тело», действие которой разворачивается в городе Касл-Рок (родной штат писателя Мэн). В самом конце каникул четверо друзей-подростков узнают об исчезновении соседского мальчишки и решают отправиться на поиски его тела. Опасный двухдневный поход станет для них не только интересным приключением, но и важной вехой в их взрослении.

Экранизировать эту сентиментальную повесть взялся режиссер Роб Райнер, родившийся в один год со Стивеном Кингом, – кому как не ему снимать кино о детстве в бурлящих 1950-х. «Останься со мной» воспринимается так же, как сегодня воспринимаются «Очень странные дела», «Аполлон 10 с половиной» Ричарда Линклейтера и другие ностальгические фильмы и сериалы о конкретных эпохах. Райнеру удалось точно уловить дух оригинального произведения и чутко перенести на экран кинговское мифотворчество, наполненное личными трагедиями и воспоминаниями.

Картина открыла миру звезду Ривера Феникса, старшего брата Хоакина Феникса, сходу заработала культовый статус и даже была отмечена номинацией на «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий», что с экранизациями Стивена Кинга случается крайне редко. Сам писатель считает работу Райнера одной из лучших киноадаптаций его произведений:

«Это лучший фильм из всех, когда-либо снятых по мотивам моей книги. Райнер действительно запечатлел мою историю. Это очень автобиографично».


«Кладбище домашних животных» (Pet Sematary, 1989)

От названия у кого угодно в голове невольно может возникнуть образ животных-зомби, поедающих плоть своих хозяев. На деле же в основе романа лежит не желание рассказать кровавую историю, а попытка поговорить о главном страхе человечества — смерти.

Мэри Ламберт ухватила эту идею за хвост и пронесла ее через весь свой фильм, который лишь кажется хоррором, — это крепкая драма о гибели семьи. Врач Луис Крид вместе с женой, двумя маленькими детьми и серым котом переезжает в новый дом, но надежда на счастливую жизнь сразу же начинает рушиться.

Доктор, который должен спасать жизни, оказывается бессилен перед смертью: в первый день работы в больнице на руках героя умирает парень. Его дух является к врачу и предостерегает от похода на расположенное за его домом кладбище домашних животных. Позже хвостатого любимца семьи сбивает машина, мужчина зарывает тельце в той самой земле, а на следующий день кот возвращается из мертвых. Впоследствии, пытаясь оградить любимых от соприкосновения со смертью, Луис обрекает их на еще большие страдания.

«Я думаю, что Дэйл Мидкифф местами жесток. А Дениз Кросби холодна. Я не чувствую, что эта пара, находящаяся в центре истории, обладает достаточным теплом, чтобы всерьез противостоять сверхъестественному. И мне нравится этот контраст. Именно он делает фильм ужасов фильмом ужасов», — признавался Кинг.


«Мизери» (Misery, 1990)

Сотрудничество Короля ужасов и режиссера Роба Райнера не ограничилось драмой «Останься со мной». Одним из основных условий Кинга при подготовке экранизации романа «Мизери» было участие Райнера в проекте. Писателю так сильно понравилась предыдущая работа, что его даже не смутило отсутствие у постановщика опыта съемок психологических триллеров. И Кинг вновь не прогадал.

В центре сюжета «Мизери» – писатель Пол Шелдон, попавший в жуткую аварию из-за сильного снегопада где-то в горах. Его нашла и спасла женщина по имени Энни Уилкс. Оказалось, что она – ярая фанатка его романов, Энни даже называет себя «поклонницей номер один». Узнав о том, что в будущей книге ее любимая героиня Мизери погибнет, женщина буквально теряет голову – она запирает Шелдона в комнате и пытает его, чтобы тот переписал роман.

С развитием поп-культуры и глобализацией «Мизери» с каждым годом становится более злободневным фильмом – гики и фанаты все чаще обрушивают на авторов потоки критики в социальных сетях и требуют от них определенных сюжетных решений. То же самое, только в гиперболизированной форме, происходит с героем Джеймса Каана, попадающего в логово к обезумевшей фанатке.

Роль Энни Вилкс вдохновенно исполняет Кэти Бейтс – это один из лучших женских перформансов в 1990-х, справедливо вознагражденный «Оскаром» за лучшую женскую роль в 1991 году. Стивен Кинг оценил и фильм, и работу Бейтс. Специально «под актрису» через год он написал роман «Долорес Клейборн», в экранизации которого Кэти исполнила главную роль.



«Игра Джеральда» (Gerald’s Game, 2017)

Некоторые работы Стивена Кинга экранизировались в течение пять лет после их появления на прилавках (почти все дебютные экранизации), а некоторые дожидались своей участи десятилетиями. Второе случилось с романом «Игра Джеральда», попавшим в руки продюсеров лишь спустя 25 лет после публикации.

Главные герои – супруги Джесси и Джеральд — испытывают сложности в браке. Между ними уже давно угасла страсть: чтобы возродить ее, они уединяются в домике посреди лесной глуши. Во время интимных игр у Джеральда случается инфаркт, а прикованная к постели Джесси остается в одиночестве — дверь в дом открыта, и все ее страхи не преминут воспользоваться этим шансом и заглянуть к женщине на огонек.

Действие почти не покидает пределов маленькой комнатки, а монстры реальные уступают место монстрам человеческого подсознания – что, впрочем, не мешает им тоже быть вполне реальными. Именно этим славятся произведения Кинга — что и сумел уловить постановщик Майк Флэнаган, которого писатель похвалил за отличную экранизацию и позднее рекомендовал на режиссерское кресло «Доктора Сна»:

«Я участвовал в отборе актеров и я одобрил кастинг без промедления. Я был знаком с работами ведущих актеров, особенно Брюса Гринвуда, и считаю их отличными актерами. То, как фильм вводит зрителя в пространство фильма, впечатляет меня, и у меня нет претензий к некоторым изменениям сюжета».


«Оно» (It, 2017)

Те, кто недостаточно хорошо знаком с сюжетом романа, могут посчитать, что это история про злого клоуна, пожирающего детей. На самом деле книга повествует о взрослении, борьбе с внутренними демонами и природе страха — именно на этих столпах держится и фильм Энди Мускетти.

Одним летом в городе Дерри при странных обстоятельствах начали исчезать дети. Эта же судьба постигла Джорджи — младшего брата Билла. Подросток хочет найти виновника и отомстить ему. Вместе с ним расследовать произошедшее соглашаются его друзья, которые тоже этим летом столкнулись с пугающими явлениями.

В отличие от версии 1990 года, Мускетти не вынес за скобки кровавые убийства и вопросы подростковой сексуальности. Режиссер, следуя за автором первоисточника, создал сложный хоррор, в котором детские страхи перед клоунами и прочей зубастой нечистью — следствие травматичных семейных отношений и пережитых потерь. И Кинг это оценил:

«Я возлагал на этот фильм определенные надежды, однако в итоге оказалось, что я попросту не был готов к тому, каким великолепным он получится. Зрители, смотревшие предыдущую экранизацию, найдут для себя и знакомые вещи, и нечто новое. Если вам нравятся эти персонажи, то и большинство пугающих приемов сработают. Я уверен, что моим поклонникам фильм точно понравится – понравится по-настоящему. Лично я посмотрел картину два раза – и во второй просмотр нашел некоторые детали, которые упустил в первый раз».


«Доктор Сон» (Doctor Sleep, 2019)

Благодаря экранизации Стэнли Кубрика роман Стивена Кинга «Сияние» обрел культовый статус. Мастерски скроенный фильм предполагает множество трактовок: от конспирологических до психопатологических. Несмотря на это, поклонники оригинального текста недовольны тем, какие изменения претерпел сюжет.

Майк Флэнаган в экранизации продолжения культового романа ловко объединил сразу три источника: романы «Сияние», «Доктор Сон» и нервный триллер Кубрика. Пребывание в отеле «Оверлук» не могло не сказаться на дальнейшей жизни Дэнни Торренса (Юэн Макгрегор), обладающего телепатической силой. Призраки тех стен начали тревожить его в повседневной жизни, а страх повторить путь отца начал претворяться в жизнь — повзрослев, герой начал спиваться. Мужчина слышит мысленный крик о помощи девочки-подростка, наделенной схожим даром, которую хотят убить пожирающие чужую энергию древние люди.

За мистическим сюжетом кроется комплекс проблем. На сей раз речь идет об ответственности за свои поступки и принятии неизбежности смерти. Взрослый Дэнни на экране проходит путь от отчаявшегося алкоголика до мужчины, готового пожертвовать собой ради спасения чужой жизни.

«Сценарий фильма “Доктор Сон” я читал очень и очень внимательно, а когда закончил, то подумал: “Кажется, этот фильм искупает все, что мне когда-либо не нравилось у Кубрика”. Режиссер Майк Флэнаган взял мой материал и сочинил на его основе великолепную историю. Люди, которые уже посмотрели фильм, остались в восторге, как и я сам. Потому что Майку удалось каким-то образом объединить мой роман-сиквел с фильмом “Сияние”. Причем так, что выглядит все абсолютно естественно. Теперь, когда я посмотрел эту картину, даже лента Кубрика мне не кажется такой уж плохой».


выберите открытку

Каролина Росляк
1) Каролина Росляк (1)
Михаил Рубанков
2) Михаил Рубанков (2)
Катя Улитина
3) Катя Улитина (3)
Егор Корягин
4) Егор Корягин (4)

1) Каролина Росляк;

2) Михаил Рубанков;

3) Катя Улитина;

4) Егор Корягин.