Доверие к актерам, внимание к деталям. 6 фактов о творчестве Алексея Балабанова | Кино | Time Out

Доверие к актерам, внимание к деталям. 6 фактов о творчестве Алексея Балабанова

Анна Самойлова   25 февраля 2023
9 мин
Доверие к актерам, внимание к деталям. 6 фактов о творчестве Алексея Балабанова
Фото: legion-media.ru
Его фильмы удивительным образом одновременно отражали российскую действительность и создавали свою особенную атмосферу. Гениальный и любимый режиссер отечественного кино Алексей Балабанов 25 февраля мог бы отметить свой 64-й день рождения. В память о нем Time Out вспоминает 6 принципов, которых Балабанов придерживался в работе.

В фильмах Алексея Балабанова исполнителей главных ролей дублируют другие актеры

Фото: legion-media.ru

В фильмах Балабанова можно заметить, что актеры говорят не своими голосами. Например, Виктор Сухоруков — исполнитель роли Вити, брата Данилы Багрова — был озвучен Алексеем Полуяном, который позже сыграл психопата капитана Журова в «Грузе 200». В этой мрачной картине также не обошлось без дубляжа. За Леонида Громова, который сыграл профессора Казакова, говорит Сергей Маковецкий.

К переозвучиванию Балабанов прибегал и в работе над другими лентами. В криминальной драме «Кочегар» дочку главного героя играет Аида Тумутова, но говорит за нее Елизавета Боярская.

Кадр из фильма «Жмурки»

Трансформации произошли и в процессе работы над единственной комедией Алексея Балабанова — «Жмурки». Центрального героя сыграл Алексей Панин, но дублировал его Юрий Гальцев. Сам же Панин подарил голос другому персонажу — студенту-медику, роль которого исполнил Сергей Глазунов.

В интервью Балабанов признавался, что прибегает к этому приему, поскольку переозвучивание позволяет раскрыть новые грани образа.

«Я люблю менять какие-то вещи. Именно менять. Не из-за того, что там плохо, а из-за того, что хочется по-другому сделать. Артист сыграл роль, и на озвучивании он делает то же самое. Если хочешь другой оттенок, надо взять кого-то другого. Важно именно отличие».


Стремился достоверно отображать реальность

Кадр из фильма «Брат»

Для Балабанова была важна правдивость: сцены снимались без дублеров, а актеры осваивали новые профессии. Светлана Письмиченко, готовясь к роли Светы в «Брате», училась водить трамвай. Однажды это едва не привело к трагедии, в которой могла серьезно пострадать гримерша. Сергей Бодров-младший также без дублера запрыгивал в движущийся транспорт в сцене погони.

В условиях реальной жизни снимали и другую сцену, где герои Бодрова и Письмиченко попадают на концерт группы Nautilus Pompilius. Поскольку тогда музыкальный коллектив Вячеслава Бутусова не давал выступлений и в Петербурге не планировалось других концертов, съемочная группа отправилась в Москву, где должен был выступить коллектив «Чиж & Co».

Оператор и другие члены расположились на сцене, а исполнители главных ролей оказались в гуще толпы. Когда эпизод был снят, режиссер и оператор покинули здание, а Сергей Бодров и Светлана Письмиченко были вынуждены самостоятельно пробираться через толпу. Бодров помог актрисе прорваться к выходу.

«На нас стали напирать. У меня настоящие слезы потекли, Леша стоит с [оператором Сергеем] Астаховым на сцене и хохочет, им все прекрасно. Потом они сняли и ушли, а мы остались. Я говорю: “Серега, чего делать?”, а он: “Спокойно”. И, как паровоз, меня протащил, протаранил вперед, почти за уши. У него тряслись руки, дрожали».

Другой фильм Балабанова «Война» посвящен событиям Чеченской войны. Съемки картины велись во время боевых действий, но на безопасной территории под охраной, но это не позволило избежать опасностей.

Самым запоминающимся случаем можно назвать переправу героев через реку на плоту. Перед тем, как отправить в опасное путешествие Андрея Чадова и Иэна Келли, режиссер сам спустился по воде. Съемка этой сцены заняла несколько смен, но в итоге на самых трудных местах актеры были заменены каскадерами. Воспоминания об этом эпизоде сохранились у Сергея Астахова:

«Надо было, чтобы плот прошел, на нем сидели бы люди, и главное — мы не должны были плот этот упустить, потому что там дальше страшные пороги. Рассчитывать, что мы его [потом] поймаем, было нельзя. Мы пускали плот на стальном тросе, достаточно сильном, он был под водой. Когда трос натягивался, плот начинал погружаться в реку и людей просто смывало. Балабанов хотел, чтобы на плоту были все актеры. Это не особо было нужно, потому что план был очень общий. Я не выдержал и сказал ему: “Леша, ты хочешь, чтобы была еще одна «Река»?”. Помню, когда я это произнес, он замолчал, сник и сказал: “Пусть сидят каскадеры”. А с актерами мы потом выбрали место поспокойнее. Плот шел вдоль берега, трос был привязан к трактору, и в самый последний момент, когда он приближался, трактор вытаскивал его на берег — таким образом мы сняли актерские планы».


Балабанов предпочитал работать над фильмами быстро

Фото: legion-media.ru

Есть авторы, которые готовы работать над одним проектом на протяжении нескольких лет — Алексей Балабанов к ним не принадлежал. Ему было невыносимо долго заниматься воплощением одной идеи. Рената Литвинова, сыгравшая в двух его фильмах, вспоминала, что для работы с актерами ему, как правило, требовалось не более трех дублей.

В одном интервью Балабанов объяснял причину такого метода работы: «Нет, я вам не Герман. Мне скучно долго делать одно и то же. Я от “Жмурок” уже так устал, что смотреть на них не могу».

Светлана Письмиченко вспоминала: «Леша снимал очень мобильно, быстро — у меня до этого не было такого опыта работы с серьезным режиссером. Меня поразило, что на репетиции мы не делали подробного разбора. Это уже потом, в “Брате”, я поняла, что он видит артиста, сразу его считывает и абсолютно ему доверяет. Говорит: “Ну ты же знаешь, как надо”. Это абсолютное доверие дает артисту очень правильные силы для создания своих персонажей».

Кадр из фильма «Морфий»

Внимательно относился к деталям

Несмотря на скорость работы, Балабанов никогда не был пренебрежительным и всегда тщательно продумывал детали, музыкальную партитуру картины, окружающее героев пространство и их внешний облик. Это заметно и в той щепетильности, с которой подбирался гардероб актеров для «Брата» в режиме ограниченного бюджета, и в том, насколько точно был передан дух эпохи начала XX века в драме «Про уродов и людей».

«Я много занимаюсь формой, никакого отношения к концепции она не имеет: форма есть форма, содержание есть содержание. Для меня форма важнее содержания. Каждая картина должна иметь стиль. Если картина имеет стиль, эта картина имеет место. Если стиля нет и человек снимает с бедра веером, то все это неинтересно. На мой взгляд, конечно, потому что такие вещи субъективны».


Сценарии большинства фильмов написал сам

Кадр из фильма «Жмурки»

Алексей Балабанов писал сценарии к своим фильмам самостоятельно. Исключением стали два проекта, над которыми он работал после гибели своего ближайшего друга Сергея Бодрова — «Жмурки» и «Мне не больно».

К первому проекту сценарий написал спортсмен Стас Мохначев, Балабанов лишь переработал некоторые диалоги и перенес действие в 90-е. Автором идеи «Мне не больно» выступил драматург Валерий Мнацаканов. Его текст Сергей Сельянов принес Балабанову, и он в процессе съемок несколько изменил историю.

Эти два фильма интонационно отличаются от того, что режиссер делал ранее: один апеллирует к комиксу, черной комедии, тарантиновской эстетике, другой — мелодрама, которые Балабанов не очень любил. Однако и в этот раз автор сильно изменил канон жанра, превратив «Мне не больно» в личное пронзительное высказывание.


Не возвращался к несостоявшимся проектам

Кадр из фильма «Груз 200»

Личная и профессиональная жизнь Алексея Балабанова была полна трагических событий. Дорогие люди умирали, а проекты по независящим от него причинам не удавалось реализовать.

Еще во время обучения на Высших курсах сценаристов и режиссеров Балабанов задумал документальный проект о друге Саше Арцвенко, мечтающем построить город Солнца на земле. Для воплощения своего утопического замысла он арендовал совхоз, привел туда скот, но в итоге разорился. Дальше сценария проект не продвинулся. Позже Саша Арцвенко частично стал прототипом для героя Алексея Серебрякова в «Грузе 200».

Кадр из фильма «Река»

Трагическая судьба ждала и другие проекты режиссера. В начале 2000-х он работал над драмой «Река» о Якутии конца XIX века. В один из съемочных дней автомобиль, в котором находился Балабанов с супругой-художником по костюмам Надеждой Васильевой, пятилетним сыном, Астаховым, монтажером Мариной Липартией и исполнительницей главной роли Туйарой Свинобоевой попал в аварию. Все пассажиры получили серьезные травмы, а Свинобоева вскоре скончалась в больнице.

Это событие стало трагедией для режиссера, и от дальнейшей работы над проектом он отказался, хотя семья погибшей актрисы предложила попробовать снять в картине их вторую дочь. В 2002 году Балабанов из снятого материала смонтировал короткометражную картину. Сергей Астахов вспоминал о тех событиях:

«Мы решили никогда не возвращаться к этому. Я думаю, что просто нас наказал Бог. Мы могли бы создать сверхпессимистичный фильм. Картина могла быть очень талантливой и сильной, что было бы еще хуже».

Кадр из фильма «Мне не больно»

Не удалось реализовать и другой проект, фильм «Американец». На главную роль он изначально планировал взять Стива Бушеми, которого увидел в «Бешеных псах», но в итоге утвердил Майкла Бина. Состоялось всего девять съемочных дней, после которых исполнитель главной роли пристрастился к алкоголю, и контракт был расторгнут.

«Я дважды в одну реку не вступаю. Я и “Реку” не буду снимать уже никогда, а сценарий тоже был хороший. Зачем такие вещи делать? Если не случилось, значит, кто-то не хотел, чтобы это случилось».