Ты не дивергент, Гарри: 12 провальных подростковых блокбастеров, загубивших целые серии | Кино | Time Out
Кино

Ты не дивергент, Гарри: 12 провальных подростковых блокбастеров, загубивших целые серии

Стас Погорский 13 мая 2022
12 мин
Ты не дивергент, Гарри: 12 провальных подростковых блокбастеров, загубивших целые серии
Кадр из фильма «Дивергент»

13 мая отмечает День рождения Роберт Паттинсон — актер, ставший звездой благодаря роли вампира Эдварда в «Сумерках». Его судьба могла бы сложиться иначе, если бы сага о великой любви обычной девушки и бессмертного существа провалилась в прокате. И ведь с подростковыми блокбастерами подобное происходит постоянно. Time Out вспомнил 12 неудачных «молодежных» фильмов, которые так и не стали франшизой — хотя пытались.


«Гостья»

The Host, 2013

Вскоре после завершения «Сумерек» писательница Стефани Майер взялась за следующий роман с той же целевой аудиторией. По сюжету «Гостьи» земляне сталкиваются со странной угрозой: их тела захватывают Души — лишенные физической оболочки пришельцы. Большинство населения планеты погибает в ходе вторжения, а оставшиеся выжившие вынуждены скрываться. Только главная героиня Мелани (Сирша Ронан) оказывается особенной: Душа пытается украсть ее тело, но вместо этого обе личности кое-как уживаются вместе. Мелани и ее Душе предстоит не только разрешить межзвездный конфликт, но и разобраться с романтической головоломкой: им нравятся два разных парня.

Кинопродюсеры сцепились в битве за право экранизировать книгу, которая к тому же задумывалась как начало целой трилогии — казалось, что в Голливуде вот-вот случится очередная хитовая франшиза. Не сложилось: мало того, что экранизация «Гостьи» собрала скромную кассу вопреки агрессивному маркетингу, так еще и Стефани Майер передумала писать обещанные продолжения «Искатель» (The Seeker) и «Душа» (The Soul).

Возможных причин провала «Гостьи» в прокате несколько. Во-первых, фильм вышел спустя пять лет после книги — вероятно, фанаты первоисточника за это время повзрослели и полюбили другие жанры. Во-вторых, сюжет о «любовном квадрате» в научно-фантастическом сеттинге оказался слишком сложным для подростков — в отличие от сказки об обычной девушке, красавце-вампире и красавце-оборотне.


«Академия вампиров»

Vampire Academy, 2014

Впрочем, помимо самой Майер, перехватить освободившихся фанатов «Сумерек» пытались и другие авторы. Некоторые, как в случае с «Академией вампиров», делали это особенно нагло и в лоб.

По трейлерам фэнтезийный боевик с Зои Дойч в главной роли выглядел, как гибрид «Сумерек» и «Дрянных девчонок», но на деле оказался чем-то куда менее привлекательным. Здесь и вампирские войны, и полукровки, и магическая академия, и злые темные силы, и какая-то нелепая политическая интрига — слишком много всего, отвлекающего от любовной линии. Да и 30 млн долларов бюджета явно не позволили снять что-то достаточно зрелищное и эпичное. В мировом прокате фильм не заработал и половины потраченной суммы.



«Посвященный»

The Giver, 2014

Подросток Джонас (Брентон Туэйтс) живет в антиутопическом обществе, где царит прогресс и нет жестокости — вот только люди перестали испытывать какие-либо эмоции и лишились воспоминаний. Здесь каждый выполняет строго определенную роль, а свобода выбора попросту отсутствует. Все меняется, когда Совет общества назначает Джонаса Хранителем памяти — он перенимает должность у Учителя по имени Посвященный (Джефф Бриджес) и решает любой ценой вернуть миру краски. Причем во всех смыслах, ведь люди будущего видят только оттенки серого.

Актер Джефф Бриджес предлагал экранизировать роман писательницы Лоис Лоури на протяжении 20 лет: он то получал права, то терял их, то возвращал. В итоге Джефф буквально дорос до титульной роли, которую изначально хотел отдать своему отцу Ллойду. Вот только экранизация получилась не самой достоверной: авторы сделали протагониста взрослее, расширили любовную линию и добавили модного CGI-экшена. Все для того, чтобы больше походить на успешные подростковые франшизы.

Фанаты первоисточника не одобрили серьезные изменения сюжета, а для остальных «Посвященный» вышел слишком вторичным — как раз из-за очевидной похожести на более известные фильмы. Так что экранизация собрала скромную кассу, получила спокойные оценки от критиков и не смогла обеспечить «зеленый свет» трем потенциальным продолжениям.


«5-я волна»

The 5th Wave, 2016

Хотя подавляющее большинство подростковых блокбастеров 2010-х снимали по книжным бестселлерам, иногда студии выпускали и оригинальные произведения. Вот, например, у «5-й волны» с Хлоей Грейс Морец нет первоисточника: по сюжету молодая девушка ищет брата, похищенного инопланетянами, прямо посреди полномасштабного вторжения.

Впрочем, в каком-то смысле «5-я волна» — экранизация всей подростковой фантастики тех времен разом. Другими словами, копия. К 2016 году зрители откровенно устали смотреть, как подростки-бунтари выживают в антиутопических декорациях и попутно влюбляются в других подростков. Так что авторы ленты свою волну как раз упустили.

Фильм собрал всего 109 млн долларов при бюджете в 38 млн долларов — не самый провальный результат, но и недостаточно хороший, чтобы обеспечить будущее запланированной серии.


«Орудия смерти: Город костей»

The Mortal Instruments: City of Bones, 2013

Клэри Фрэй (Лили Коллинз) считала себя обычной девушкой, пока не выяснила, что принадлежит к древнему роду Сумеречных Охотников — тайной касты воинов-полуангелов, защищающих людей от демонов. После исчезновения матери героиня объединяется с другими одаренными татуированными подростками для борьбы со злом. Оно в этом мире бывает разное: демоны, маги, вампиры, оборотни и другие жуткие твари.

В случае с «Орудиями смерти: Город костей» догадаться о провале фильма можно по одному лишь названию, а уж завязка сюжета окончательно убивает всякий интерес. Популярная серия подростковых фэнтези-приключений оказалась слишком мудреной и нелепой для большого экрана — массовый зритель не был готов к двум часам бессвязной экспозиции ради пустого обещания продолжения.

Зато спустя три года история получила еще один шанс благодаря сериалу «Сумеречные охотники» на молодежном кабельном канале Freedom — эта адаптация продержалась целых три сезона.


«Я — четвертый»

I am Number Four, 2011

Обычный подросток Джон Смит (Алекс Петтифер) — на самом деле один из последних жителей далекой планеты. Космический супергерой скрывается на Земле от зловещего врага, пытаясь оттянуть неизбежное сражение, а еще влюбляется в очаровательную землянку.

Авторы фильма «Я — четвертый», конечно же, надеялись экранизировать и следующие книги цикла, но звезды не сошлись: не самый оригинальный сюжет затерялся среди других блокбастеров.

Помимо этой картины, Алекс Петтифер также снялся в двух других подростковых провалах, о которых едва ли кто-то вспомнит: «Громобой» и «Страшно красив».


«Эрагон»

Eragon, 2006

Кристофер Паолини написал первую книгу цикла «Наследие» еще в 15 лет. Оказалось, для успеха среди молодых читателей достаточно было вольно пересказать «Звездные войны», добавив в сюжет драконов — что молодой Паолини и сделал. Вскоре после выхода продолжения оригинальную книгу превратили в большой голливудский блокбастер, который оказался вполне успешным в прокате: «Эрагон» собрал четверть миллиарда долларов.

Впрочем, для проекта с бюджетом в 100 млн долларов такой результат был недостаточно убедительным. Будто осознав, насколько второсортными получаются продолжения и без того очевидной «работы новичка», студия Fox решила вовсе не рисковать — и свернула серию.


«Золотой компас»

The Golden Compass, 2007

«Золотой компас» — первый роман в цикле Филипа Пулмана «Темные начала» — показывает пороки организованной религии через сеттинг фэнтези-стимпанка. Главной героине, 12-летней Лире, предстоит узнать историю своих предков и понять пророчество, которое ей предначертано исполнить.

Казалось бы, экранизация любимой многими книги должна была стать хитом, да еще и с таким завидным ансамблем: Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Иэн Маккеллен, Ева Грин. Однако авторам не удалось доступно и интересно рассказать довольно запутанный сюжет. Получилось плоско и скучно — даже несмотря на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.

Тем не менее, как и «Город костей», этот книжный цикл недавно получил новую, более успешную адаптацию в формате сериала «Темные начала».


«Прекрасные создания»

Beautiful Creatures, 2013

Компания Alcon Entertainment приобрела права на экранизацию книги «Прекрасные создания» Ками Гарсии и Маргарет Штоль сразу после ее выхода в 2009 году. Оно и понятно: в те годы весь Голливуд изумленно наблюдал за ажиотажем вокруг «Сумерек» и искал аналогичный хит. В «Прекрасных созданиях» было все необходимое для успеха: проклятая героиня, обычный красивый юноша и их запретная любовь, а также магия и не слишком внятная, но интересная мифология.

Однако спешка подвела продюсеров: книга-первоисточник на деле не стала бестселлером, а останавливать производство экранизации было уже поздно. Да и жалко отменять проект, в котором согласились участвовать Эмма Томпсон, Джереми Айронс и Виола Дэвис.

К сожалению, вопреки хорошей актерской игре, приятной картинке и верности первоисточнику, фильм едва окупил 60 млн долларов производственного бюджета.


«Игра Эндера»

Ender’s Game, 2013

Одноименный научно-фантастический роман Орсона Скотта Карда, вышедший в 1985 году, стал классикой жанра. Разумеется, историю о подростках-пилотах боевых звездолетов, сражающихся с инопланетными захватчиками, неоднократно пытались экранизировать — но съемки откладывались годами. Фильм увидел свет только в 2013-м: главные роли сыграли Эйса Баттерфилд и Харрисон Форд.

И хотя затянутый производственный процесс не испортил итоговую картину, непоправимый ущерб «Игре Эндера» нанес сам писатель. Орсон Скотт Кард неоднократно выступал с гомофобными заявлениями и другими категоричными высказываниями, чем многих разозлил. Съемочной группе фильма, в свою очередь, пришлось постоянно извиняться за слова автора — кажется, на это уходили почти все время и силы.

В результате «Игра Эндера» собрала чуть больше производственного бюджета — всего 125 млн долларов. А на фоне постоянных скандалов браться за продолжение никто не захотел.


«Поступь хаоса»

Chaos Walking, 2021

Самая недавняя попытка экранизировать подростковый книжный хит доказала, что ниша все-таки мертва. «Поступь хаоса» основана на одноименном романе Патрика Несса и рассказывает о космической колонии людей далекого будущего. Местное население пережило страшную эпидемию, из-за которой на планете погибли все женщины, а мысли мужских особей — даже собак — стали слышны всем окружающим, как обычная речь. Тодд Хьюитт (Том Холланд) — один из последних детей колонии. И именно ему предстоит невероятная встреча со вполне себе живой и загадочной девушкой Виолой (Дэйзи Ридли).

Цикл «Поступь хаоса» выходил на пике популярности подростковых антиутопий — с 2008 по 2010 годы, так что трилогию хотели экранизировать сразу после ее завершения. Вот только проект попал в воронку амбиций и неопределенности: разные сценаристы и постановщики никак не могли придумать, как адаптировать «громкие мысли» наиболее адекватным и интересным способом. Спустя почти десятилетие за проект взялся режиссер «Грани будущего» Даг Лайман, но и он столкнулся со многочисленными трудностями — долгое время фильм дорабатывали и переснимали.

К сожалению, сделать из «Поступи хаоса» зрительский хит не удалось. Обычные зрители жаловались на слишком скучный и бессвязный сюжет, а фанаты так и не приняли выбор слишком взрослых Тома Холланда и Дэйзи Ридли на роли наивных и потерянных подростков. Картину не спас даже антагонист, сыгранный традиционно харизматичным Мадсом Миккельсеном.

26 млн долларов в мировом прокате — совсем не те цифры, на которые рассчитывала студия при бюджете в 125 млн долларов.


Бонус: «Дивергент»

Divergent, 2014

После разрушительной войны жители футуристического Чикаго придумали странную кастовую систему: все жители делятся на несколько кланов-профессий, каждой из которых свойственны определенные личностные качества и склад ума. Однако иногда в обществе появляются дивергенты — генетические избранные, принадлежащие сразу ко всем кланам, а потому угрожающие существованию абсурдной системы. Главная героиня Трис (Шейлин Вудли) — как раз такая особенная.

«Дивергент» — единственный фильм в подборке, который все-таки положил начало прибыльной серии. Однако в итоге экранизация романов Вероники Рот обернулась для Lionsgate, пожалуй, даже более стыдным и громким провалом. Если первый фильм собрал солидные 288 млн долларов мировой кассы, то сиквел «Инсургент» принес даже больше — аж 297 млн долларов. Глядя на такую стабильность, студия разделила финальную картину на две части — но решение оказалось фатальным.

«Дивергент, глава 3: За стеной» собрал всего 179 млн долларов, а также получил номинацию на «Золотую малину» и сильно расстроил фанатов: сюжет не имел почти ничего общего с первоисточником.

В результате Lionsgate потеряла на фильме примерно 50 млн долларов и отменила финальную часть. Ее подумывали снять в виде дешевого мини-сериала, вот только все ключевые актеры наотрез отказались — репутация дороже.