Профессиональный маг и фальшивый нищий. 15 фактов об Иэне Маккеллене | Кино | Time Out
Кино

Профессиональный маг и фальшивый нищий. 15 фактов об Иэне Маккеллене

Вера Аленушкина 25 мая 2021
10 мин
Профессиональный маг и фальшивый нищий. 15 фактов об Иэне Маккеллене
Фото: Depositphotos
25 мая свой день рождения отмечает один из старожилов мирового кино и театра — Иэн Маккеллен. Time Out присоединяется к поздравлениям и предлагает проверить, все ли мы знаем об этом британском актере.


1


Иэн Маккеллен рос в очень религиозной семье

Кадр из фильма «Алый первоцвет»

Будущий Гэндальф и выдающийся актер шекспировского театра родился 25 мая 1939 года в Великобритании, в графстве Ланкашир. Его отец работал инженером-строителем, а также читал религиозные проповеди, хотя священником в классическом смысле не был. А вот оба деда Иэна — по отцовской и материнской линии — в действительности были проповедниками. Из-за этого мальчика воспитывали довольно строго, активно прививая ему уважительное отношение к религии. Тем не менее монастырем его дом все-таки не был, за что актер очень благодарен своим родителям.


2


Мать Иэна умерла, когда он был подростком

Кадр из фильма «Хороший лжец»

Маккеллен остался без матери в 12 лет: она заболела чахоткой, врачи ничем помочь не смогли. Однако его отец довольно быстро женился во второй раз, и в жизни мальчика появилась мачеха Глэдис.

«Мы с ней здорово подружились. Это была большая удача — в юности я был довольно зажатым: одноклассники считали меня брюзгой и занудой, поэтому друзей у меня, в общем-то, не было. А после смерти отца (мне тогда едва исполнилось двадцать) Глэдис она стала единственным близким для меня человеком. Она стала первой, кто узнал о моей сексуальной ориентации — и без проблем приняла это».


3


Интерес к актерству у Иэна начался с пьес Шекспира

Кадр из фильма «Чистая правда»

Театром Маккеллен «заболел» еще в три года, после того как родители привели его в Манчестерский оперный театр на «Питера Пэна». Однако по-настоящему большая любовь к сцене у него случилась после столкновения с Шекспиром.

«Мне было восемь лет. В этом возрасте я впервые увидел сначала “Сон в летнюю ночь”, а потом “Макбета”. Правда, деталей тех спектаклей я вам не назову, но вот свои ощущения я помню точно: как будто я столкнулся с чем-то великим. Помню, что мне жутко захотелось понять: из чего рождаются такие чудеса, как они возникают. Тогда-то в мою голову и закралась крамольная мысль: я буду актером. Начал, разумеется, со школьных спектаклей, потом были театры в Марлоу и Конвентри. За все это время я ни разу не заскучал на Шекспире и до сих пор не устал от него».


4


В кино Маккеллен начал сниматься исключительно ради заработка

Кадр из фильма «Безумие»

После школы Иэн выиграл стипендию в Колледже Святой Екатерины в Оксфорде, однако увлечение театром сильно мешало учебе. В итоге Иэн столкнулся с дилеммой — и выбрал сцену. Правда, карьеру пришлось начинать с тура по провинциальным театрам. В одном из них он даже получал «солидное» жалование: девять фунтов стерлингов в неделю.

Тогда Иэн начинает сниматься в кино, но делает это без особого энтузиазма, а после долгожданного дебюта на лондонских подмостках и вовсе отказывается от всевозможных съемок. Тем не менее в середине 60-х он появился в мини-сериале «Дэвид Копперфильд», а в 1970-м сыграл поэта Джона Кидса в байопике «Соло».


5


Сценарий для фильма «Ричард III» Иэн написал сам

Кадр из фильма «Костюмер»

В 70-х театральная карьера Маккеллена резко пошла в гору. Списку его шекспировских ролей позавидовал бы сам Лоренс Оливье, за что в 1979 году он получил звание командора ордена Британской империи, а в 1991-м Елизавета II пожаловала ему рыцарский титул.

Тем не менее каких-либо значимых работ в кино у Иэна на тот момент не было. Поэтому, устав ждать у моря погоды, он сам засел за создание сценария, а в соавторы «пригласил» своего любимого драматурга — Шекспира. Действие «Ричарда III» Маккеллен перенес в 30-е годы прошлого века, адаптировал под особенности эпохи и сам сыграл главную роль.

Этот проект стал настоящим прорывом: после него дороги на киноолимп для Иэна оказались открыты. Фильм же стал триумфатором Берлинского фестиваля: «Ричард III» получил Серебряного Медведя за «Лучшую режиссуру».


6


Иэн Маккеллен долгое время был вегетарианцем

Кадр из фильма «Ричард III»

От мяса Маккеллен отказался абсолютно случайно. Однажды он увидел в Темзе распухший труп — то ли овцы, то ли собаки. «Это было настолько жутко, что я ничего не мог есть в течение суток. Мне везде мерещилось это тело — огромное, раздутое, белое. А потом я понял, что меня тошнит от одного взгляда на мясо. Поэтому я стал вегетарианцем и был им примерно 15 лет».


7


Иэна однажды приняли за нищего

Кадр из спектакля «В ожидании Годо»

Порядка десяти лет назад актера пригласили в один из театров Мельбурна — сыграть роль Эстрагона в спектакле по пьесе Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо». В перерывах между репетициями он вышел из здания, чтобы подышать свежим воздухом, сел на лавку и положил шляпу себе на колени.

Через минуту в этой шляпе оказался австралийский доллар, а затем участливый голос спросил: «Нужна помощь, братишка?». Маккеллен признавался, что даже растрогался и сделал ту монетку своим талисманом. Теперь у нее есть специальное место в гримерке актера.


8


Иэн считает, что «Люди Икс» — это франшиза о защите гражданских прав

Кадр из фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего»

Когда стало известно, что сэр Иэн сыграет Магнето в «Людях Икс», его театральные фанаты возмущенно пожимали плечами: серьезный актер, и вдруг — комиксы! Однако самого Маккеллена это не смущало.

«Когда я впервые прочел сценарий, то жутко обрадовался и понял, что просто обязан стать частью этого проекта. Ведь он, по сути, о гражданских правах. Мутанты — это меньшинство, на которое всем наплевать и которого все боятся. Они — изгои общества, которым всегда было тяжело. Не важно — темнокожим или гомосексуалам. Поэтому мне захотелось о них рассказать.

Единственное, что меня расстраивало — отсутствие монологов. Помню, как я ходил по пятам за режиссером Брайаном Сингером и канючил: «Ну давайте напишем Магнето большой шекспировский монолог!». Не написали. Может, это и к лучшему: нельзя же всех без исключения мерить Шекспиром».


9


Во время подготовки к съемкам «Властелина колец» Иэн Маккеллен общался с «профессиональной» ведьмой

Кадр из трилогии «Властелин колец»

Изначально на роль Гендальфа Питер Джексон приглашал Шона Коннери и Патрика Стюарта. Когда же очередь дошла до Маккеллена, тот не на шутку занервничал.

«Я никогда не играл волшебников, поэтому никак не мог представить, что творится у Гендальфа в голове. Какая у него психика, как он думает? Это же какой-то особый менталитет! Тогда я решил пообщаться с кем-то из практикующих колдунов — и несколько часов проговорил с женщиной, которая на полном серьезе считала себя ведьмой. Не знаю, помогло ли мне это, но после нашей беседы Гендальф стал мне чуть ближе».


10


Внешний вид Гендальфа Иэну сначала очень не понравился

Кадр из трилогии «Властелин колец»

«Когда я в первый раз явился на примерку костюма и пробу грима, то попросту обалдел. Меня наградили бородой, которая начинала жить своей жизнью от малейшего сквозняка: волосы развевались во все стороны, лезли в глаза, в рот, в уши. К тому же эта копна получилась слишком громоздкой и длинной, а нужно было драться, скакать на лошади. А какие лошади, если я даже ходить с ней толком не мог? Да и смотрелся я в ней, как существо с другой планеты, — ходячая карикатура на Гришку Распутина. Бороду пришлось укорачивать вдвое, чему я, если честно, очень обрадовался».


11


На съемках «Властелина колец» у актера было три дублера

Кадр из трилогии «Властелин колец»

Когда Иэна начинают хвалить за его физическую форму, он хитро щурится. «Вы преувеличиваете. На самом деле, я стар и немощен, поэтому от участия в боевых сценах на съемках «Властелина колец» меня избавили: весь экшн достался дублерам. Так что тот старикан, который в фильме несется во всю прыть на лошади — это не я!

Кстати, дублеров у меня было много. Один из них подменял меня во время скачек, другой — во время боев. А еще был верзила с ростом в 218 см — он снимался на общих планах, когда Гендальф общался с хоббитами или гномами».


12


О своей гомосексуальности Иэн открыто заявил в 49 лет

Кадр из сериала «Грешники»

В первый раз о своей сексуальной ориентации Маккеллен рассказал в 1988 году. Его пригласили на радио BBC с целью получить комментарий о законе Маргарет Тэтчер — он запрещал преподавать «преемственность гомосексуализма как симуляции семейных отношений». Актер использовал это интервью как возможность высказаться. Закон же был отменен в 2003 году.

«После того, как я признался, мне стало гораздо легче. Я перестал бояться и прятаться. Я стал настоящим, самим собой. Это изменило мое отношение к жизни, работе и другим людям. Единственное, о чем я жалею, я не успел признаться своим родителям. К сожалению, это уже невозможно исправить».

Несмотря на позднее признание, первые серьезные отношения у Иэна начались за двадцать лет до этого — с Брайаном Тейлором, преподавателем истории из Болтона.


13


Иэну не нравится, как Голливуд относится к гомосексуальным героям

Кадр из сериала «Грешники»

После каминг-аута Маккеллен стал активистом ЛГБТ-движения. Он является одним из основателей благотворительной организации, защищающей права представителей сообщества, и много раз критиковал представителей киноиндустрии за их неготовность говорить о проблемах ЛГБТ.

«Голливуд совсем недавно обнаружил, что в мире живут чернокожие люди, а до этого он издевался над женщинами всеми возможными способами, причем делал это чуть ли не с первых дней своего основания. Сегодня Голливуд отчаянно делает вид, что гомосексуальных отношений не существует. Очень умно, не правда ли?».


14


Иэн Маккеллен — убежденный демократ

Кадр из фильма «Мистер Холмс»

«Мы все разные, но у каждого у нас есть право голоса и право на личное мнение. Эти права дают нам возможность выбирать того, кто будет принимать решения от нашего имени. К примеру, в театре таким человеком является режиссер. Однако давайте представим, что случится, если он перестанет взаимодействовать с актерами. Спектакля не будет! Потому что режиссер должен не приказывать, а убеждать, и при этом слышать своих актеров, иначе труппа попросту разбредется. Так же и с обществом: ему нужен лидер — но не диктатор.

Кстати, жизнь диктатора невероятно скучна — я знаю, я сыграл много людей королевской крови. При жизни они все считали себя земными богами, но посмотрите на их гробницы — все эти “боги” сегодня мертвы».


15


Иэн считает, что на зрителя нельзя смотреть свысока

Фото: Depositphotos

Есть режиссеры и продюсеры, которые снимают сериалы и кино по старинному принципу «зритель схавает». Такое отношение Маккеллена возмущает.

«Я не понимаю, когда мне пытаются объяснить, что слишком сложные концепции в кино не нужны и что лучше всего продаются развлекательные фильмы, на которые зритель идет со стаканом попкорна. Послушайте, не надо считать зрителей идиотами. Нельзя думать, что это люди какого-то второго или третьего сорта. Даже если в зале сидит подросток — попробуйте поднять его до своего уровня, а не сюсюкайте с ним, как с трехлетней девочкой! Я посмотрел “Макбета” в восемь лет — и он изменил меня на всю жизнь. Так что не надо работать по принципу “пусть будет проще” — научитесь со зрителем говорить, и он вас услышит».