Тачки, ведьмы и фастфуд: 6 малобюджетных фильмов, которые неожиданно сорвали большую кассу | Кино | Time Out
Кино

Тачки, ведьмы и фастфуд: 6 малобюджетных фильмов, которые неожиданно сорвали большую кассу

Стас Погорский 6 ноября 2020
6 мин
Тачки, ведьмы и фастфуд: 6 малобюджетных фильмов, которые неожиданно сорвали большую кассу
Кадр из фильма «Безумный Макс»
Киностудии давно пытаются вывести чуть ли не математическую формулу хита проката: по их мнению, чтобы заработать много денег, нужно вложить определенную — немаленькую — сумму. Производственный бюджет практически каждого современного блокбастера составляет 200-250 млн долларов, еще столько же тратят на маркетинг. Но условным «Мстителям» и не снилась окупаемость, которой достигли фильмы из этой статьи. Time Out собрал 6 низкобюджетных лент с невероятными кассовыми сборами.

«Безумный Макс»

Mad Max, 1979

Бюджет: 350 тыс. долларов; мировые сборы: 109,5 млн долларов

Дебютная полнометражная работа Миллера просто взорвала мировой прокат своим творческим безумием. В «Максе» показывается мир недалекого будущего, в котором после глобальной катастрофы жизнь стала полностью зависеть от магистралей и ревущих транспортных средств. Чтобы здесь выжить, нужно уметь красиво гонять и выкручиваться из патовых ситуаций — конечно, наблюдать за этим очень интересно.

Режиссер: Джордж Миллер

В ролях: Мэл Гибсон, Джоэнн Сэмюэл, Хью Кияс-Берн

Если сейчас такой сюжет реализовали бы с помощью тяжелой компьютерной графики и абсурдных экшен-сцен, то в «Безумном Максе» ставку сделали на сценарий, построение изувеченного мира, персонажей и натурную съемку. Конечно, все это сработало благодаря режиссерскому таланту Миллера — он смог снять захватывающее экшен-кино на смешной по меркам жанра бюджет.

Вторая часть «Макса» сумела повторить успех первого фильма:

10 сиквелов, которые сумели превзойти оригинальные фильмы


«Ведьма из Блэр»

The Blair Witch Project, 1999

Бюджет: 22 тыс. долларов; мировые сборы: 248,6 млн долларов

Термин «виральность» стал широко употребляться только в эпоху YouTube и социальных сетей, но еще в конце прошлого тысячелетия пара смышленых режиссеров смогла разбогатеть именно по этому принципу.

Режиссеры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес

В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс

«Ведьму из Блэр», в которой группа студентов отправляется в якобы проклятый лес, чтобы расследовать байки о живущей там ведьме, превратили в одну большую городскую легенду. В первое время зрители доподлинно не знали, смотрят ли они документальную ленту — под нее и стилизована съемка — или же все же видят перед собой обычный хоррор. Разумеется, более страшная и интригующая версия — та, по которой «Ведьма» показывала реальные события, — обрела огромную популярность.

В итоге любители хорроров по всему миру были просто обязаны сходить на сеанс хотя бы раз, чтобы занять одну из сторон в неугасающем споре.

И ведь производство авторам практически ничего не стоило: весь фильм снят на дрожащую любительскую камеру, а в кадре, по сути, ничего толком не происходит. Весь страх создают ожидание появления монстра за поворотом и минимальные манипуляции съемочной группы с преимущественно природными декорациями.

Исполнительница главной роли вскоре после выхода фильма бросила актерскую карьеру и стала выращивать марихуану:

5 актеров, которые бросили Голливуд и устроились на обычную работу


«Паранормальное явление»

Paranormal Activity, 2007

Бюджет: 15 тыс. долларов; мировые сборы: 193,3 млн долларов

Зачем, собственно, тратиться на создание правдоподобных и пугающих монстров, если самые страшные чудовища — те, которых мы не видим и, по большей части, создаем собственным воображением? Таким вопросом задался режиссер этого хоррор-феномена — и снял картину про очень агрессивного полтергейста.

Режиссер: Орен Пели

В ролях: Кэти Физерстон, Мика Слот, Марк Фредерикс

По сюжету молодая пара живет в доме, в котором происходят подозрительные вещи: странные звуки по ночам, необъяснимое перемещение предметов. Чтобы во всем разобраться, герои устанавливают камеру наблюдения в спальне — преимущественно через нее зритель и будет наблюдать за развитием сюжета. Призраку, понятное дело, такое нарушение личного пространства не нравится, так что он бушует все сильнее.

С точки зрения бюджета задумка действительно гениальная: почти вся съемка прошла в одном небольшом помещении, а вместо спецэффектов достаточно было дергать за ниточки, чтобы предметы интерьера — а иногда и самих героев — пугающе швыряло по дому.


«Ночь живых мертвецов»

Night of the Living Dead, 1968

Бюджет: 114 тыс. долларов; мировые сборы: 30 млн долларов

Изобретатель зомби-жанра — ходячие мертвецы появлялись в кино и раньше, но не так основательно — Ромеро как-то решил напугать весь мир, по сути, одной этой идеей.

Режиссер: Джордж Ромеро

В ролях: Дуэйн Джонс, Джудит О’Дэй, Карл Хардмен

В 68-м, когда вышла лента, зомби еще были чем-то совершенно новым, восхищающим, жутким. Уж точно никто из зрителей не подозревал, что после сеанса станет обходить за километр любые массовые захоронения людей — вдруг восстанут из могил и примутся кусать! Кроме того что фильм был, понятное дело, отличный, успех обеспечил именно эффект новизны: это сейчас ожившие трупы чаще всего фигурируют в комедиях и экшенах, а когда-то их и правда боялись.

Бюджет ушел в основном на грим и актерские гонорары — большего и не требовалось.

Успех малобюджетных ужастиков часто обеспечивают громкие рекламные кампании:

Конфетка из кина: как режиссер-маркетолог Уильям Касл продавал свои низкобюджетные хорроры


42 интересных фильма про вирусы, пандемии, инфекции, эпидемии и зомби. Очень много зомби!

Time Out предлагает подборку, в которую уместились 69 лет кинематографа, масса вариантов эпидемий и конца света на любой вкус и, конечно, очень много зомби.

Читать статью


«Рокки»

Rocky, 1976

Бюджет: 1,1 млн долларов; мировые сборы: 225 млн долларов

Какая красивая история: актер, мечтавший добиться успеха, придумал кино о боксере, жаждущем того же. До «Рокки» Сталлоне — бывший порноактер — никак не мог заполучить роль первого плана и хоть какое-то признание в Голливуде. Поэтому пришлось пойти ва-банк и написать сценарий картины, в котором он сможет раскрыть свой потенциал. Стремление к самореализации послужило мощным вдохновением: мало в каком кино борьба всех видов показана с такой страстью и искренностью, как здесь.

Режиссер: Джон Г. Эвилдсен

В ролях: Сильвестр Сталлоне, Талия Шайр, Берт Янг

Финал получился красивым: помимо гигантских сборов, «Рокки» выиграл три «Оскара» — включая награду за лучший фильм! — а Сталлоне стал настоящей крупнокалиберной звездой.


«Двойная порция»

Super Size Me, 2004

Бюджет: 65 тыс долларов; мировые сборы: 20,6 млн долларов

Один из самых скандальных документальных фильмов в истории. Понятно, откуда у него такие сборы — большинству захочется посмотреть ленту сразу после прочтения синопсиса. Вот он: актер и режиссер Сперлок становится собственным подопытным, решая целый месяц есть каждое блюдо из меню McDonald’s — хотя бы по одной порции. При этом герой не занимается спортом, а просто наблюдает за тем, что произойдет с его телом из-за такой, мягко говоря, нездоровой диеты.

Режиссер: Морган Сперлок

В ролях: Морган Сперлок, Бриджет Беннетт, Лиза Ганджу

Кажется, «Двойную порцию» стоит отнести к отдельному поджанру — это идеальный фильм-кликбейт.


  • Спецпроект