5 современных экранизаций, которые гораздо хуже оригинальных книг
Кино

5 современных экранизаций, которые гораздо хуже оригинальных книг

Виктория Савина 7 июля 2020
5 мин
5 современных экранизаций, которые гораздо хуже оригинальных книг

После прочтения отличной книги хочется погрузиться в историю полюбившихся героев еще раз. Киноадаптации обещают сохранить все лучшее, что было в первоисточнике, и добавить глубины и визуализации. Однако на практике так получается далеко не всегда — о некоторых экранизациях хочется забыть, предварительно извинившись перед оригиналом. Time Out вспоминает пять неудачных фильмов, снятых по мотивам книг за последние пять лет.

«Инферно» (2016)

Inferno

В очередной экранизации романа Дэна Брауна мы видим, как профессор Роберт Лэнгдон оказывается в Италии и пытается остановить загадочных злоумышленников: последние намерены распространить смертоносный вирус. Задача перед Роном Ховардом изначально стояла непростая. Браун уже сдал позиции, а его книга полна сомнительных конспирологических теорий — снять достойную экранизацию было, мягко говоря, сложно.

Режиссер: Рон Ховард

В ролях: Том Хэнкс, Фелисити Джонс, Омар Си, Ирфан Кхан

Читать рецензиюАудиокнига на Storytel

Результат предсказуем. Если «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» вышли более-менее сносными, то «Инферно» пестрит огромным количеством штампов, невнятностей и нелепостей. Герои постоянно куда-то бегут, но это хаотичное движение мотивировано слабо. Картина изобилует нелогичными действиями героев и сомнительными сюжетными ходами. Несмотря на все ухищрения авторов, «Инферно» нельзя признать даже средним детективным триллером.

Под конец происходящее изматывает настолько, что даже интрига окончательно теряет свой вес. Впрочем, все было понятно с самого начала.


«Темная башня» (2017)

The Dark Tower

Говоря о фэнтезийном вестерне Николая Арселя, снятом по мотивам цикла романов Стивена Кинга, к сожалению, проще перечислить плюсы, чем минусы.

В фильме есть качественная графика, красиво поданный альтернативный мир, неплохо сочетающиеся монстры и магия, а также игра Мэтью МакКонахи и Идриса Эльбы. Несмотря на всего полтора часа экранного времени, актерам все же удалось создать персонажей, вызывающих интерес и сочувствие.

Режиссер: Николай Арсель

В ролях: Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким

Читать рецензиюАудиокниги Кинга на Storytel

Переходя к недостаткам, сразу стоит сказать, что хронометраж фильма заранее обрекал его на провал. За оригинальной историей стояло колоссальное количество сюжетных линий, тем и проблем: скорее всего, даже формат мини-сериала потребовал бы отказаться от чего-то значимого. Неудивительно, что такая «сокращенная» экранизация оказалась поверхностной. Об альтернативном мире не рассказано практически ничего. Не детализированы предыстория и мотивация персонажей МакКонахи и Эльбы — их образы сведены к условным «добрый» и «злой».

А события тем временем мчатся галопом, не останавливаясь ни на чем. В общем, смазанной получилась не только концовка — в итоге фильм и первоисточник объединяют разве что название.


«Щелкунчик и четыре королевства» (2018)

The Nutcracker and the Four Realms

Фильм Халльстрема и Джонстона, основанный на сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», рассказывает о юной девочке Кларе. Получив необычный подарок на Рождество от крестного, героиня отправляется в путешествие в волшебный мир, открытый когда-то ее матерью. 

Как и подобает картине Disney, «Щелкунчик» — очень красивое кино с эффектными волшебным миром, костюмами и гримом. Однако даже экскурса по Четырем королевствам, о которых говорится в названии, было ничтожно мало.

Режиссеры: Лассе Халльстрем, Джо Джонстон

В ролях: Маккензи Фой, Джейден Фовора-Найт, Кира Найтли, Хелен Миррен

Читать рецензиюАудиокнига на Storytel

Не говоря уже об остальных составляющих. Складывается впечатление, что фильм состоит из отдельно взятых урезанных фрагментов, которые никак не складываются в целостное повествование.

Понятно, что концепция подобных проектов изначально предполагает использование шаблонной схемы с незначительными от нее отклонениями. Однако новый «Щелкунчик» даже не попытался вдохнуть жизнь в классическую историю.


«Щегол» (2019)

The Goldfinch

«Щегол» — экранизация объемного шедевра Донны Тартт, который стал лауреатом многих наград, в том числе Пулитцеровской премии 2014 года. Видно, что Джон Краули старался подойти к киноадаптации романа крайне бережно. Однако «Щегол», к сожалению, вышел неудачным по большому количеству параметров. Во-первых, решение ввести нелинейное повествование не пошло фильму на пользу.

Режиссер: Джон Краули

В ролях: Энсел Элгорт, Оакс Фигли, Анайрин Барнард, Финн Вулфард

Читать рецензию

Из-за этого у зрителей не было возможности проследить поступательное изменение внутреннего состояния главного героя с момента трагедии. Кстати, внимания последней в фильме практически не уделено — при том, что в первоисточнике это один из ключевых эпизодов. Помимо этого зрители и критики отмечали разобщенность многих эпизодов и отсутствие значимых для книги лейтмотивов, например, влияния искусства на жизнь персонажей.

Отдельно стоит сказать про подбор актера на роль взрослого Тео Деккера. Конечно, за два с половиной часа Энсел Эльгорт не мог передать все внутренние перипетии главного героя, описанные в романе.

Однако центральной проблемой является то, что в его образе персонажа не ощущается внутреннего надлома: он прослеживался у Тео на протяжении всей книги и был крайне важен для истории.


«Хроники хищных городов» (2018)

Mortal Engines

«Хроники хищных городов» — экранизация цикла Филипа Рива о постапокалиптическом мире, в котором гигантские движущиеся мегаполисы рассекают пустоши и поглощают маленькие города ради ресурсов. В режиссерском кресле находился «атташе» Питера Джексона — Кристиан Риверс, работавший со своим наставником над «Властелином Колец» и «Хоббитом». Надо сказать, труд не прошел совсем уж даром: Риверс действительно перенял у Джексона основные навыки формирования киновселенной.

Режиссер: Кристиан Риверс

В ролях: Хера Хильмар, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг, Джихе

Читать рецензию

В его дебютной картине видна хорошая работа над визуальной составляющей, однако на протяжении фильма не покидает ощущение, что его сюжет составлен по учебнику, а затем с горем пополам утрамбован в два часа. При том что за тысячелетие после апокалипсиса мир приобрел богатую историю, а сами персонажи имеют потенциал для развития. Но образы народов, мотивы и характеры героев крайне мало детализированы, поэтому события далеко не всегда вызывают нужные эмоции. «Хроники хищных городов» — эффектное зрелище, определенно не претендовавшее на то, чтобы стать вторым «Властелином колец».

Во многом это спасает от большего разочарования, как и достойные актерские работы. Однако этот факт не отменяет общей поверхностности и пафоса, который порой возникает в ненужных местах.


  • Спецпроект