Сделай сам. Шедевры московского модерна, построенные архитекторами для себя | Город | Time Out
Город

Сделай сам. Шедевры московского модерна, построенные архитекторами для себя

Александр Потапов 10 июня 2022
5 мин
Сделай сам. Шедевры московского модерна, построенные архитекторами для себя
Фото: Ольга Доброзракова, um.mos.ru

10 июня отмечается Всемирный день модерна — художественного стиля, распространившегося по миру в 1880-1910-х годах. Сегодня уже нельзя представить архитектурный облик Москвы без необычных особняков, доходных домов и гостиниц. Опровергая на личном примере поговорку про «сапожника без сапог», столичные зодчие часто строили дома для себя. Time Out рассказывает про яркие образцы архитектуры модерна, возведенные их авторами без оглядки на капризы заказчиков.


Особняк Листа (Глазовский переулок, 8) и особняк Кекушевой (улица Остоженка, 21/1)

Фото: wikimedia

Оба особняка, ставшие чуть ли не визитными карточками московского модерна, были построены по проектам Льва Николаевича Кекушева. Причем истории их создания диаметрально противоположны.

Особняк в Глазовском переулке изначально задумывался архитектором как дом для своей семьи, но буквально через год после окончания строительства был продан московскому миллионеру Отто Листу, по имени которого особняк и называют до сих пор. Особняк Кекушевой, записанный на жену архитектора, напротив, создавался по чертежам, сделанным архитектором для дома мецената Саввы Мамонтова, но в итоге здесь жила его собственная семья до 1906 года.

Особняк Листа был первым зданием в Москве в духе «чистого» модерна. Здесь бывали композиторы Скрябин, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев и Дебюсси, певец Шаляпин и поэт Пастернак. Особняк Кекушевой, напоминающий сказочный замок, считается одним из наиболее вероятных претендентов на право называться домом булгаковской Маргариты — автор описывал его как «прекрасный особняк в саду в одном из переулков близ Арбата» и «готический особняк».

Сейчас в особняке Листа размещается представительство правительства Калужской области, а в особняке Кекушевой — подразделение дипломатического корпуса посольства Египта. В столице часто размещают иностранные посольства в модерновых особняках.

Лев Кекушев

Особняки Шехтеля (Ермолаевский переулок, 28/1; Большая Садовая улица, 4/1)

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке. Фото: wikimedia

Говоря о Кекушеве и Шехтеле — впрочем, как и о любых других архитекторах, творивших в одно время в одном стиле — приходится часто употреблять наречие «тоже».

Федор Осипович Шехтель — тоже ключевой архитектор отечественного модерна, тоже любил жить в домах собственной планировки, тоже спроектировал неоготический замок с остроконечной башней. В особняке в Ермолаевском переулке бывали меценат Савва Морозов, художники Врубель и Левитан, а сам Шехтель иронично замечал, что проезжающие мимо извозчики принимают его «избушку» то ли за лютеранскую кирху, то ли за синагогу. Сейчас здесь находится резиденция послов Уругвая.

Особняк на Большой Садовой, сохраняя некоторые черты архитектуры модерна, сильнее тяготеет к неоклассицизму благодаря простоте и ясности. Этот дом стал последним из построенных Шехтелем для себя, его посещали поэт Маяковский, философ Флоренский, художница-авангардистка и дочь еще одного модернового архитектора Наталья Гончарова. Сейчас здание принадлежит политологическому центру «Стратегия».



Особняк Соловьева (Малый Ржевский переулок, 6)

Фото: wikimedia

Крупный московский архитектор Сергей Устинович Соловьев, в основном творивший в неоклассическом или неорусском стилях, неожиданно решил сделать собственный дом в модном тогда стиле модерн.

Это здание является единственным особняком в обширном архитектурном наследии Соловьева, и Сергей Устинович проявил искренний интерес к его декорированию. Жутковатые детали вроде барельефа летучей мыши над щелью почтового ящика, притаившихся у оснований угловых колонн сов, химер и оскалившихся львов вкупе с общим неоготическим видом особняка делают его еще одним возможным «домом Маргариты», как по внешнему виду — например, по наличию описанного Булгаковым трехстворчатого окна и сада, — так и по мрачному духу. Сейчас здесь располагается секция интересов Грузии при швейцарском посольстве.


Доходный дом Бойцова (улица Спиридоновка, 14)

Фото: Александр Иванов, um.mos.ru

Талантливый архитектор Петр Самойлович Бойцов был одним из наиболее востребованных зодчих конца XIX — начала XX веков, хотя, как и Шехтель, не имел диплома архитектора. Обилие хорошо оплачиваемых заказов позволило Бойцову построить собственный многоквартирный дом, что давало бы ему не только крышу над головой, но и прибыль от квартирантов.

Эклектичный особняк с элементами модерна венчался скульптурной композицией борьбы льва и дракона. Эти хищники нередко появлялись на фасадах модерновых особняков, будь то рычащий лев у Соловьева или несохранившийся гипсовый лев у Кекушева. В не дошедшем до нашего времени флигеле этого дома Чехов снимал квартиру вместе с женой и в письмах к матери называл жилье «порядочным». Сейчас здесь располагается генеральное консульство Греции.


Доходный дом Тарховой (Подсосенский переулок, 18/5)

Фото: Александр Иванов, um.mos.ru

Этот дом, прямо как Миледи в «Трех мушкетерах», известен под несколькими именами: «дом с маками» или «дом с кактусами» по растительному рельефу на фасаде, «дом с кошками» по напоминающим кошачьи ушки боковым навершиям эркера или «дом-улитка» по не сохранившимся на эркере башенкам-рожкам.

Здание проектировал для себя архитектор Макаев, скрывавший под псевдонимом княжескую фамилию Макашвили, но позднее дом купила жена губернского секретаря Тархова. При этом Макаев продолжал жить здесь в своей квартире.

Облик здания уникален как для Москвы, так и для российского модерна в целом. К сожалению, этот самобытный архитектурный памятник с каждым годом ветшает и утрачивает изначальную прелесть: утеряны оригинальные изразцы, закрашены керамические панно с маками, фигурные барельефы превращаются в белые полосы.