Панно с голубями и тарталетки с паштетом: история Центрального дома кино | Город | Time Out

Панно с голубями и тарталетки с паштетом: история Центрального дома кино

Александр Потапов   4 мая 2023
6 мин
Панно с голубями и тарталетки с паштетом: история Центрального дома кино
Фото: сайт Центрального дома кино
4 мая 1934 года был открыт Московский дом кино, известный сегодня как Центральный дом кино. В день рождения первого отечественного клуба кинематографистов Time Out вспоминает его историю – от царских времен до наших времен.

Первое здание – Алексеевский народный дом (В. Сероцинский)

История появления

«Старый» Дом кино в 2009 году. Фото: Wikipedia. Автор: NVO

Начало правления Николая II было ознаменовано ускоренным индустриальным ростом страны, что было в немалой степени заслугой министра финансов Сергея Витте. Большие цели требовали больших денег, поэтому Витте привлекал иностранные инвестиции, сделал рубль твердой мировой валютой, а также ввел винную монополию – теперь водка продавалась только государством, а остальной алкоголь обкладывался акцизом.

Доходы с продаж наполняли казну почти на четверть, правда общественность ругала находчивого министра за спаивание народа. Чтобы как-то смягчить ущерб от реформы, в крупных городах России на деньги Министерства финансов и частных благотворителей появились общества трезвости и народные дома – культурно-просветительские пространства, где вместо распития алкоголя малообеспеченные горожане и рабочие могли устраивать чаепития, пользоваться библиотекой, слушать приглашенных лекторов и участвовать в художественной самодеятельности.

Одним из таких народных домов стал Алексеевский, названный в честь сына Николая II. Московское попечительство о народной трезвости наняло архитектора Владимира Сероцинского, построившего Алексеевский народный дом на Васильевской улице и Сергиевский народный дом на Новослободской улице. Алексеевский дом выглядел как типичный двухэтажный особняк в неоклассическом стиле, элегантная простота фасада и просторные светлые помещения подчеркивали благородное назначение здания и должны были создавать у посетителей праздничное настроение. Во время Первой мировой войны в народном доме разместился госпиталь, а после Октябрьской революции и переезда советского правительства в Москву здесь трижды выступал Владимир Ленин.

Во времена СССР

Фото: Mos.ru.

В советской России народные дома чаще всего становились домами культуры и рабочими клубами, но Алексеевский народный дом поначалу заняли конторские служащие – возможно причиной тому стало его удобное расположение в получасе ходьбы от Красной площади. Наконец, в 1934 году с подачи режиссера Сергея Эйзенштейна в здании на Васильевской открылся Московский дом кино – профессиональный клуб кинематографистов. Спустя год в Доме кино состоялся первый Московский международный кинофестиваль, тогда еще Советский кинофестиваль в Москве. Венецианский кинофестиваль, считающийся старейшим в мире, был проведен всего тремя годами ранее.

На экране были представлены советские, американские, британские и французские ленты, а также по одному фильму из Италии, Китая, Чехословакии и Польши. В числе отмеченных призами номинантов оказались культовый фильм братьев Васильевых «Чапаев» и диснеевский мультфильм «Три поросенка». Праздник кино подобного масштаба еще долго не повторится в СССР – в 1936 году наркомом НКВД был назначен Николай Ежов, что стало началом больших репрессий.



Современное здание – Центральный дом кино (Е. Стамо)

История

Дом кино в 2013 году. Фото: Wikipedia. Автор: Dmitry Rozhkov

Расширявшийся Дом кино неоднократно переезжал в поисках большего помещения. Вторым адресом после дома на Васильевской было здание на Ленинградском проспекте, где сейчас располагается отель «Советский» – бывшая гостиница «Советская», следом шел Театр-студия киноактера на Поварской, сейчас Центр театра и кино. В конце 1960-х на углу Васильевской и Второй Брестской улиц рядом с Алексеевским домом был возведен новый Дом кино по проекту архитектора Евгения Стамо. Модернистская строгость белого фасада разбавлялась барельефом с голубем мира, летящим над пленочной лентой. Те же голуби вместе с южными красавицами в цветах и ожерельях встречали посетителей на панно художника Фернана Леже, размещенном на главной лестнице и подаренном женой художника Надеждой Ходасевич-Леже своей подруге – министру культуры Екатерине Фурцевой. По инициативе Фурцевой был возрожден Московский кинофестиваль, впоследствии часто проводившийся в стенах Дома кино.

У Алексеевского дома, тогда занимаемого Союзом кинематографистов, появился надстроенный третий этаж, на котором расположился ресторан Дома кино – модное московское место, знаменитое как своим меню с осетровыми рыбами, тарталетками с паштетом и турецким кофе «на песке», так и возможностью встретить не только Тарковского, Высоцкого или Плисецкую, но и Гарсиа Маркеса, Феллини и Де Ниро.

Фото: сайт Дома кино

Несмотря на закрытость Дома кино для простых граждан, не имевших приглашений или билетов Союза кинематографистов, залы все равно наполнялись под завязку: Большой зал, рассчитанный на 1100 мест, каждый вечер был переполнен, поэтому часть зрителей переходила в Белый зал в старом здании, где сеансы начинались чуть позже – из Большого зала по очереди переносили бобины с только что отсмотренными там фрагментами фильмов. Премьеры становились исключительными событиями: Сергей Параджанов, представляя «Цвет граната», украсил авансцену настоящими гранатами, а Маргарита Терехова на показ «Зеркала» Тарковского, где она исполнила главную роль, из-за огромной очереди на входе смогла пробраться только через подвал.

Наши дни

Фото: сообщество Центрального дома кино Вконтакте

Сегодня в Центральном доме кино, кроме Большого, Белого и Малого залов, действуют видеозал и конференц-зал. Здесь проходят кинофестивали «Святая Анна», «Сталкер», «Радонеж», проводятся концерты, выставки, встречи с актерами и режиссерами, работает Детский клуб Дома кино.

С 2016 года Дом кино открыл свободный доступ – теперь сюда может прийти любой зритель, купивший билет в городских кассах. В прошлом году появились новости о реконструкции Дома кино – дом Стамо будет снесен, а на его месте планируется возведение большого комплекса с кинозалами, апартаментами под сдачу и подземной парковкой. Споры по поводу реконструкции председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова с бывшим директором Дома кино Юлием Гусманом привели к снятию последнего с должности, что позднее повторилось с его преемником Игорем Угольниковым. Проект реконструкции Центрального дома кино также предусматривает реставрацию Алексеевского народного дома.