Без кораблика, но с перспективой: что мы увидели на Южном речном вокзале | Город | Time Out

Без кораблика, но с перспективой: что мы увидели на Южном речном вокзале

Клара Хоменко   2 мая 2023
7 мин
Без кораблика, но с перспективой: что мы увидели на Южном речном вокзале
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы Фото: mos.ru
В Москве восстановили Южный речной вокзал, который не работал последние двадцать лет, а последние тридцать – приходил в негодность. Time Out рассказывает об истории места, о том, как оно изменилось, и о том, что и кому делать на Южном речном вокзале.

Каким был вокзал до реконструкции

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

У Южного речного вокзала сложная судьба, которая показывает: нет ничего более постоянного, чем временное. Сперва это было деревянное здание у Даниловского моста – красивое, но с планом постройки в камне после реконструкции района. Потом дебаркадер у Нагатинской набережной, который там простоял 13 лет. И вот, наконец, в 1985 году возвели основательное строение в духе позднего советского модернизма – а еще через пять лет рухнул СССР, и система речного транспорта исчезла, то есть вокзал не проработал по прямому назначению даже десяти лет. Его постигла участь ВДНХ: рынок внутри и медленное разрушение.

К 2020 году здание с корабликом на шпиле представляло собой руину, от которой, кстати, московские власти очень хотели избавиться. Они пять лет пытались добиться сноса Южного речного вокзала как «незаконной постройки», и только после отказа Арбитражного суда отказались от этой идеи. Вокзал между тем продолжал ветшать, превращаясь в одну из самых знаменитых «заброшек» хорошеющей столицы.

Северный речной вокзал. Фото: legion-media.ru

В 2018 году торжественно открылся после реконструкции Северный речной вокзал, моментально ставший достопримечательностью Москвы. Примерно в это же время начали строить парк «Остров мечты» у Нагатинского затона и станцию метро, а Москва-река по замыслу столичной мэрии должна была превратиться в еще одну артерию для общественного пассажирского транспорта – в городе решили запустить речные трамвайчики.

При таком раскладе Южный речной вокзал мог снова понадобиться не только как достопримечательность, но и как важная часть инфраструктуры. В 2021 году было объявлено, что здание уходит на реконструкцию.


Как восстановили Южный речной вокзал

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

Несмотря на то, что поздний советский модернизм не блещет изяществом архитектурных решений, у здания на Нагатинской набережной все-таки были узнаваемые черты: компас на фасаде, статуи, символизирующие пять морей, и шпиль с корабликом. Все это, разумеется, разрушилось, однако было, как это сейчас принято в столице, восстановлено из новых материалов. Например, статуи, символизирующие Черное, Азовское, Балтийское, Каспийское и Белое моря, сделали из стеклопластика по чертежам их автора, Салавата Щербакова. Выглядит неплохо, хотя и несколько бутафорски – возможно, за счет разницы в материале, прежние статуи были из бетона.

Со шпиля пропал кораблик. Сам шпиль, конечно, тоже новый: сделан из стали и алюминия, смотрится более массивно. Компас, как и надпись «Москва», находится на прежнем месте, а рядом – электронные часы, которые показывают не только время, но и разнообразную информацию, полезную пассажирам. Главное нововведение – крыша, на которую теперь можно подняться как на смотровую площадку. На деревянных шезлонгах хорошо отдыхать, наслаждаясь панорамой Нагатинского затона и видом подплывающих к вокзалу теплоходов.


Что внутри

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

Благодаря панорамному остеклению в здании очень много естественного света. В небольшой библиотеке на втором этаже можно найти фотоальбомы с историческими фотографиями места, художественные и москвоведческие книги. Есть зеленый уголок с громким названием «оранжерея» – он очень уютный, здесь хорошо делать фотографии, но надеемся, что в будущем растений станет больше. Многим понравятся яркие витражные панно на стенах. В конференц-зале в дни открытия вокзала проходили мастер-классы для детей. Еще в здании работает ресторан, где предлагают довольно простую еду: пицца, паста, большой выбор напитков. Цены не демократичные, но более-менее милосердные.

Внизу есть комфортный зал ожидания, кафе, сувенирная лавка и туристический центр. Здесь же расположен самый интересный интерактивный объект – макеты окрестностей, при помощи которых можно изучить историю Южного речного вокзала.

Это часть экспозиции Музея Траснпорта Москвы, которая посвящена речному городскому транспорту. Посетителям показывают масштабные модели судов, уникальные фотографии, чертежи и видеохронику из государственных и частных архивов. И, конечно, в здании работает сувенирная лавка, где можно купить мерч к открытию Южного речного вокзала: шоперы, кружки, футболки и прочее.


Что снаружи

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

У Южного речного вокзала теперь есть собственная набережная для прогулок. Новые лавочки позволяют любоваться на большую воду, оригинальные скульптуры придают месту уютный вид. Причалы полностью отремонтированы: сюда будут приплывать и небольшие суда, и круизные теплоходы. Пассажирские павильоны еще не готовы – но обещают, что в ближайшее время их доделают.

Пока что нет стоянки для личного транспорта и парковки для велосипедов, зато есть остановка для туристических автобусов – что логично, поскольку с Южного речного вокзала должны отплывать прогулочные корабли. В целом предполагается, что к сентябрю 2023 года работы по благоустройству закончат полностью: высадят все цветы и деревья, установят все лавочки и фонари. Примерно на это же время назначен пуск постоянного сообщения речным общественным транспортом. Первые трамвайчики, кстати, уже можно видеть на реке – они ходят в тестовом режиме.


Ради чего приходить на Южный речной вокзал

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

Для жителей окрестных районов восстановленный вокзал – местная достопримечательность, на которую интересно посмотреть и сравнить свои воспоминания с тем, что получилось после реконструкции.

Остальным жителям Москвы не стоить ездить сюда специально, если нет желания заодно побывать в «Острове мечты», который расположен неподалеку – по крайней мере, сейчас. А вот когда по своим маршрутам начнет ходить речной общественный транспорт, Южный речной вокзал может стать местом, которое хочешь – не хочешь, а посетишь, если отправляешься по маршруту «Парк “Фили” — Киевский». Он, кстати, должен сильно экономить время пассажиров в сравнении с передвижением по земле.

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

Помимо этого, Южный речной вокзал станет точкой отправления круизов по 30 городам России. Наиболее крупные из них — Нижний Новгород, Углич, Ярославль, Мышкин, Кострома, Плес, Рязань, Коломна, Тверь, Казань. Касса на вокзале уже есть, первый круизный теплоход должен прибыть 5 мая.

Еще здесь работает новый туристическо-информационный центр – на первом этаже здания вокзала, слева от главного входа. Профессиональные экскурсоводы помогут составить маршрут по достопримечательностям столицы, расскажут об инфраструктуре города, водных маршрутах и расписании движения пассажирских и экскурсионных судов, а также обеспечат посетителей центра картами и буклетами, которые пригодятся при самостоятельном изучении города. Кроме того, гостям расскажут о туристическом сервисе RUSSPASS, который позволит больше узнать об интересных местах Москвы.


Как добраться до Южного речного вокзала

М.Мишин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Фото: mos.ru

В идеале, чтобы попасть на Южный речной вокзал, надо доехать до метро «Технопарк», а оттуда пройти по Проспекту Андропова в сторону Москвы-реки, далее по проектируемому проезду №4062 в сторону дома № 11 к. 2. Пешая прогулка займет не больше 15 минут. Но что делать, если станция «Технопарк» закрыта? Тогда лучше доехать до Кожуховской, подняться через выход 2 и сесть на автобус 831. Выходить через три остановки. Та же схема через МЦК: доехать до «ЗИЛ», затем проехать три остановки на маршруте 831.