Где же ты, моя «Букашка»: 5 историй ко Дню рождения московского трамвая | Город | Time Out

Где же ты, моя «Букашка»: 5 историй ко Дню рождения московского трамвая

Клара Хоменко   6 апреля 2023
7 мин
Где же ты, моя «Букашка»: 5 историй ко Дню рождения московского трамвая
«Витзяь-М», фото: mos.ru
124 года назад, 6 апреля, по Москве пошел первый трамвай — и на несколько десятилетий стал главным общественным транспортом города. Time Out вспоминает 5 историй из трамвайной жизни столицы.

От линейки к конке, от конки к трамваю

Конка образца 1874 года на «Дне трамвая» 16 апреля 2016 года в Москве. Фото: mos.ru

Общественный транспорт появился в Москве в середине XIX века вместе с так называемыми «линейками» — извозом пассажиров по пяти линиям, которые проходили через город. Однако Москва росла, этого было явно недостаточно — к тому же «линейки» не давали проезжать частным экипажам, поскольку были очень широкими. Даже пешеходу сложно было просочиться там, где перегораживала дорогу «линейка». В довершение, стоящие на «конечных» извозчики вместе с лошадями производили такое количество нечистот, что это даже становилось предметом обсуждения в правительстве.

Чтобы прекратить все эти неудобства, в 1872 году в Москве запустили конку — одноколейный двухэтажный вагончик, запряженный лошадьми. Маршрутов было два, и горожанам очень нравилось, что можно относительно дешево добраться до Смоленского вокзала из центра города. Однако и тут были свои проблемы — например, не существовало ни расписания движения, ни внятной системы маршрутов. Со временем все эти недостатки исчезли, и конка оставалась главным видом общественного транспорта, несмотря на большое количество несчастных случаев на дорогах. Это было неизбежно: тяжеленные экипажи, передвигавшиеся по семи холмам, сталкивались между собой, скатывались вниз и вверх, давили пешеходов.

По ночам на дорогах Москвы было особенно опасно. Между тем в мире уже появился и вовсю распространялся новый вид транспорта — на электрической тяге.

Первый электрическиий

Разумеется, владельцам конок это было невыгодно, и Москва стояла до последнего, сопротивляясь нововведению. Однако их ресурсы были небезграничны: город рос, вагоны и рельсы ветшали, а трамваи были уже в Курске, Орле, Витебске. В конце концов Первое Общество конно-железных дорог сдалось. В июле 1898 года в Москве начали переоборудовать под трамваи дорогу от Страстной площади по Малой Дмитровке и дальше до Бутырской заставы — то есть, если посмотреть на карту города сейчас, от площади Пушкина по Сущевскому Валу. Вагоны собирали в Германии, а подстанции и электрооборудование делали в России на заводах «Сименс и Гальске». На Башиловке строили Электрический парк.

Общий план сети электрических трамваев в городе Москве в 1910 году.

Торжественное открытие трамвайного движения в Москве состоялось в 1899 году 25 марта по старому стилю — то есть 6 апреля по стилю новому. На торжестве присутствовали все первые лица города. Вот описание исторического события:

«Электрические вагоны, выходя из депо, направлялись в Петровский парк. По всему пути, на протяжении 2,2 версты, стоял народ, с любопытством смотревший на движение электрического трамвая. Движение трамвая было плавное, скорое и почти без всякого шума; по желанию трамвай с поворотом рычага мгновенно останавливался. В Петровском парке прибытие трамвая ожидалось местным населением. Все находившиеся в вагонах воочию убедились в преимуществах электрической тяги пред конной; со всех сторон высказывались пожелания, чтобы Москва поскорее покрылась сетью электрических трамваев».


5 копеек за проезд, 30 рублей за землю

Главные Сокольнические мастерские городских железных дорог, 1910-е годы. Фото: wikimedia

Чтобы выполнить эти пожелания, городу пришлось выкупить сеть конок у частных владельцев. Через три года после пуска первого трамвая начали работы по прокладке первых маршрутов — причем для того, чтобы построить электростанции, проложить пути и сделать вагоны, понадобилось 4,5 млн рублей. Это была очень большая для города сумма, так что ради ее получения пришлось выпустить облигации трамвайного займа, а главным условием размещения этих бумаг на бирже сделали предоставление всех заказов только российским заводам.

Первые трамвайные линии планировали обустроить от Сухаревой башни до Сокольничьей заставы, от Сокольничьей заставы до Преображенской, от Новых Триумфальных ворот (ныне Белорусский вокзал) до Охотного ряда и от Марьиной Рощи до малой Сухаревской площади. Вот как раз эта Марьинская линия оказалась готова раньше всех. Открыли ее в сентябре 1904 года после очень тщательной подготовки — строили, что называется, на века. Трамваи ходили каждые 7 минут, за проезд надо было заплатить 5 копеек. И не успели даже пустить в эксплуатацию первую линию, как вдоль трамвайных путей подорожала земля: то, что можно было раньше купить за 20 рублей, теперь стоило 30. Это было самое выгодное вложение в Москве тех времен — купить какой-нибудь заброшенный пустырь и перепродать под возведение доходного дома.

Цветные линзы МГЖД

М-38, 1957 год, фото: wikimedia

Московские городские железные дороги — так называлась система трамвайных маршрутов. Внутри вагоны были очень красивыми — с зеркалами, с изящной отделкой. По ходу трамвая переоборудовали все уличное освещение — к керосиновым фонарям добавили электрические лампы. На крышах трамваев тоже были специальные фонари — один слева, один справа. В них стояли разноцветные линзы, которые загорались в темноте, и цвет у каждого маршрута был свой: красный, например, означал 1, а синий — 3. Так пассажирам было понятно, какой именно трамвай к ним едет.

Трамвай давал работу сотням людей. В 1908 году в трамваях Москвы работало 247 вагоновожатых и 506 кондукторов. Они должны были выгонять из трамвая пьяных и явно больных, следить, чтобы никто не пел громко песен и не буйствовал, а также гонять безбилетников с «хвоста» вагона снаружи — там очень любили ездить бедные люди и лихачи-гимназисты. При всех трамвайных парках были созданы свои больницы. Каждый новый парк строили с общежитиями и квартирами для служащих. А сама маршрутная сеть росла очень быстро — к концу 1909 года в городе было уже 24 линии. Рельсы положили даже на Красной площади — но в конце концов после очень бурного общественного обсуждения отказались от этой идеи.

Кондуктор московского трамвая, 1935 год,
фото: Eirik Sundvor (1902 — 1992), Trondheim byarkiv, The Municipal Archives of Trondheim

«Букашка» и «Аннушка»

Маршрут «Б», он же знаменитая «Букашка» — дитя бурного развития трамваев в Москве. Проложили его на месте старой конки по Садовому кольцу, которое, собственно, и дало название маршруту. По правилам тех лет, Бульварное кольцо называли «Кольцо “А”», Садовое — «кольцо “Б”». Так и ходила себе трамвайная «Букашка» до 1937 года, пережив три революции и исчезновение МГЖД как городской институции. Однако в 1937 году трамвайный маршрут признали нерентабельным и вместо него открыли на кольце троллейбусное движение. Троллейбус унаследовал и литеру «Б» в названии маршрута, и ласковое прозвище «Букашка». С ним и канул в небытие уже в наше время, когда власти столицы закрыли троллейбусное движение по Садовому насовсем.

Ретро-трамвай Мосгортранса Ф Коломенского завода на показе около Депо им. Баумана, 12 июня 2010 года. Был в ходу в 1908 — 1960. Фото: A.Savin (WikiCommons)

«Аннушке», или маршруту «А» повезло намного больше, хотя чего только он не переживал за свою долгую жизнь. Этот трамвай ходил на Бульварном кольце, и глядя в его окна, можно было обозревать все достопримечательности Москвы. Как писал Константин Паустовский, «линия была нарядная, театральная и магазинная, а пассажир — интеллигентный и чиновный». Но в 30-е годы XX века кольцо маршрута разомкнули. Потом в 60-е резко сократили. А в 1990-е по просьбе РПЦ убрали рельсы, которые шли вокруг церкви Фрола и Лавра на Зацепской площади. Потом было множество временных схем.

И все это «Аннушка» пережила, а сейчас ходит по Чистопрудному, Покровскому, Яузскому бульварам, Садовническому проезду, Новокузнецкой улице, Площади Павелецкого вокзала, Кожевнической улице, Новоспасскому мосту, через метро Пролетарская и по Большой Калитниковской улице. И когда едешь в трамвае, можно, как и много лет назад, любоваться столицей — правда, сильно изменившейся с тех времен, когда трамвай, а не метро был главным общественным транспортом Москвы.