Хлеба и зрелищ: как работают рестораны при культурных пространствах в Москве | Рестораны | Time Out

Хлеба и зрелищ: как работают рестораны при культурных пространствах в Москве

Ира Кауфман   23 мая 2022
8 мин
Хлеба и зрелищ: как работают рестораны при культурных пространствах в Москве
«Чайковский»

Если художник и должен быть голодным, то ценителю его творчества подобные лишения явно ни к чему. Time Out выбрал лучшие рестораны при музеях и театрах, в которых можно не просто наскоро перекусить в антракте, но и набраться новых гастрономических впечатлений.


San

«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки», — гласит девиз Et Cetera, театра, предпочитающего существовать вне догматов и театральных манифестов. На таких независимых началах выстраивается сюжет и в ресторане San, открытом в том же здании. Благо шеф-повар Никита Брехов полета собственной фантазии не опасается — и берется за дело с энтузиазмом.

Название было придумано им во время стажировки в Европе с заездом в аутентичный французский городок Сан-Этьен, сохранивший в первозданном виде свой национальный кулинарный колорит. Собственно, в похожие по смыслу европейские города с приставкой «сан» шеф и предлагает совершить гастрономический вояж: в испанском Сан-Себастьяне наверняка отыщутся тот самый перец рамиро, фаршированный страчателлой (580 рублей), или мясистые лангустины, сдобренные пряным соусом ромеско и оливковым маслом (660 рублей), в итальянском Сан-Марино лепят точно такие же образцово-показательные равиоли с телячьими щечками (570 рублей) и пекут пиццу на тонком тесте с мортаделлой, фисташками и соусом таледжио (640 рублей), а в уже упомянутом Сан-Этьене отдают французский луковый суп со свежим багетом (420 рублей) и глазируют фермерского цыпленка в соусе демиглас (890 рублей).

Интерьер по-европейски скромен, но не лишен изящества: хочется поглубже зарыться в эти мягкие кресла, предварительно вооружившись бокалом белого. Однако главный завлекательный маневр — панорамные окна, озаряющие пространство таким количеством света, что именно здесь хочется начинать свой день: омлетом с крабом (740 рублей) или круассаном с козьим сыром и печеным перцем (460 рублей).


«Чайковский»

В стенах «Чайковского», построенного Аркадием Новиковым и Ginza Project в здании Филармонии по соседству с концертным залом имени Чайковского, свято чтут классические культурные традиции XIX века. Трапезничать предстоит в окружении колонн с лепниной и мраморных полов, венских стульев из темного дерева и столов на чугунных основаниях, винтажных абажуров и пальмовых деревьев в кадках — и почти наверняка под Мусоргского и Стравинского.

Меню, сформулированное шеф-поваром Алексеем Чигаком, — тоже музыка для ушей: если голубцы, то с крабом и соусом биск (980 рублей), если куриные котлеты, то с соусом из сморчков (560 рублей), если мурманский палтус, то с хумусом из белой фасоли (960 рублей), а если язычки ягненка, то с тыквенно-морковным пюре (820 рублей).

Сложно проигнорировать и кондитерскую витрину: шеф-кондитеру Вере Хромовой одинаково хорошо удаются как французские круассаны, так и наши «Птичье молоко» (320 рублей) с «Медовиком» (320 рублей). В разделе с завтраками тоже все, как по нотам. Без труда отыщутся и безупречные сырники со сметаной, вареньем или сгущенкой (380 рублей), и непременный «Бенедикт» с лососем (680 рублей), и шакшука со шпинатом (340 рублей): к гастрономическому утреннему представлению в «Чайковский» стоит поспешить, даже если до театрального спектакля целая вечность.

К слову, основной зал здесь соединен с филармоническим холлом, так что, скажем, на концерт Государственного академического симфонического оркестра можно торжественно заявиться прямо из ресторана, минуя улицу. Впрочем, тут одинаково рады всем любителям сценического искусства и охотно подкрепляют свое расположение 10% скидкой при предъявлении билета из абсолютно любого театра Москвы.


MMOMA Café

Установив свое влияние на Чистых прудах, создатели бистро «Полдень» отправились покорять Патриаршие. Выбор пал на MMOMA Café в Ермолаевском переулке — и за пару месяцев кафетерий при Московском музее современного искусства сильно преобразился. Взвалившая на собственные хрупкие плечи ребрендинг Мария Алейникова любит говорить, что новый проект — обратная сторона «Полдня».

Впрочем, за холодным скандинавским монохромом в интерьере легко считывается знакомый почерк, способный придавать всему происходящему дружелюбный настрой. Сюда можно запросто забежать по любому поводу и без — и совершенно необязательно сверяться с расписанием выставок в MMOMA. Никто не посмотрит косо, если вдруг к вечеру вам приспичит навернуть скрэмбл с лососем, муссом из авокадо и цуккини (500 рублей) или исполинских размеров авокадо тост с творогом, зеленью и жареными томатами (450 рублей): все завтраки здесь вот-вот официально объявят доступными целый день. Для легкого ужина перед тренировкой имеется comfort food вроде салата с овощами гриль и халуми (500 рублей), сибаса с фасолью лима (650 рублей) и сальтимбокки с полентой и соусом из белого вина (600 рублей).

Если вздумается забежать на бокал-другой в разгар рабочего дня, то и это можно: шеф-сомелье Мария Чащина завела в карте годные российские этикетки, включая свежий эссевский совиньон (320 рублей за бокал) или более ароматный и плотный сикорский рислинг (390 рублей). А можно и просто поболтать с бариста о зерне — оно здесь от чемпионов России по обжарке из Submarine — и захватить кофе с собой для нескучной работы в местной библиотеке. Take away стаканчик отсюда — отдельный вид искусства. В скором времени на него перенесут работы главных граффити-райтеров города, а пока ограничиваются не менее симпатичной надписью, заигрывающей с музейной подноготной проекта: «Постоянный стакан находится на реставрации. Это временная экспозиция».


Rishon

Образцова, 11, стр. 1А

Время работы: вс-чт 12:00-22:00, пт 10:00-15:00

+7 (495) 641 32 01

«Ришон» — так называется кафе при Еврейском музее и центре толерантности — в переводе с иврита означает «первый». Это и правда первое в Москве место, которому удается придерживаться требований кашрута и оставаться при этом максимально светским, ориентированным на потребности посетителей музея.

Интерьер авторства сестер Сундуковых — модернистское высказывание, которое довольно убедительно звучит в пространстве знаменитого Бахметьевского гаража, памятника архитектуры советского авангарда. Здесь и инсталляции с абстрактными рисунками в духе полотен художников-авангардистов XX века, и декоративный стеллаж с разворотами книг, которые становятся продолжением основной экспозиции, и акцентный терракотовый пол с задающими геометрию ярко-синими линиями, и кухня со скошенными стенами, будто отражающимися в линиях буфета и наклоне травертина на фасаде.

На последнюю первым делом заходит машгиах, контролирующий кошерность и качество продуктов, затем эстафета передается шеф-повару Александру Марону, за плечами которого 15-летний опыт работы в Тель-Авиве. Так что сам Ребе велел налегать здесь на израильские специалитеты: бабагануш (200 рублей), форшмак (250 рублей), хумус с питой (350 рублей), фалафель с хумусом, зеленой тхиной и соленым огурцом (430 рублей), пряную хариру с нутом, чечевицей и томатами (390 рублей) и храйме с сибасом (680 рублей).

Второе направление — Европа, и снова без малейших отступлений от кошерного свода правил: мяса, ясное дело, не дадут, а вот пиццу «Палермо» с шампиньонами, моцареллой, шпинатом и брынзой (680 рублей), незаменимый для веганов запеченный батат с киноа и кокосовыми чипсами (630 рублей), внезапную финскую уху с лососем и судаком (620 рублей) или горячо любимый Романом Аркадьевичем лосось в семечках с запеченными овощами (1250 рублей) — это всегда пожалуйста. Ну, или почти всегда: Rishon не работает с 15.00 в пятницу и всю субботу — шаббат шалом как-никак.


«Новое пространство»

«Новое пространство» — представитель модного нынче формата «два в одном»: это одновременно и долгожданный буфет при Театре Наций, и самостоятельный винный бар. А еще это третий по счету проект, к которому приложила руку команда баров «Вода» и Veladora. От первого новому заведению достался бесхитростный подход к гастрономии, от второго — самодельный хлеб, с которым даже самая простая еда становится в разы симпатичнее. Сольные партии у бутербродов: с красной икрой (450 рублей), салями (400 рублей), вялеными томатами и пармезаном (300 рублей) и даже докторской колбасой (400 рублей) — все с участием пшеничной французской булочки собственного производства.

В коротком, но бойком меню водятся узбекские томаты с оливковым маслом и солью (350 рублей), гравлакс из лосося с крекерами (550 рублей), перепелиные яйца с майонезом и икрой (200 рублей), а еще сыры, колбасы, паштеты и прочие деликатесы, сменяющие друг друга в сезонном вихре. Главное, чтобы все это ложилось удачной рифмой на вино: в карте собрано около 60 позиций, и почти все разливают по бокалам. Простыми грюнерами (420 рублей) и совиньонами (490 рублей) дело не ограничивается: благодаря коравину можно пробовать и мозельский рислинг от Фрица Хаага (1300 рублей), и всевозможные оранжи.

Интерьер — дело рук архитектурного бюро Saga, умудрившегося обратить себе на пользу невыносимую сложность ресторанного бытия в стенах памятника архитектуры. Окна обтянуты бязью, что отсылает к театральным декорациям и иронично обыгрывает вечную московскую стройку. Пол устлан тем же материалом, из которого сооружают театральные подмостки: о такой не разбить бокалы, даже если очень постараться. Плюс классная подборка старого винила — что еще нужно для полного счастья, когда ты забежал на бокал-другой.