Эволюция без «зайцев»: как менялись проездные московского метро | Город | Time Out
Город

Эволюция без «зайцев»: как менялись проездные московского метро

Ксения Скворцова 14 октября 2020
6 мин
Эволюция без «зайцев»: как менялись проездные московского метро
Фото: Morumotto1/Depositphotos

Транспортная карта — один из самых привычных атрибутов жителя столицы, плотно вошедший в нашу повседневную жизнь. Однако далеко не все москвичи знакомы с историей этого проездного документа. Time Out рассказывает о том, что было раньше — жетон или билет, когда на самом деле появился «Единый» и что такое эйситиристика.


Осторожно, двери открываются

Билеты 1935 года, источник: metro.ru

Утром 15 мая 1935 года столичное метро распахнуло свои двери для всех желающих. Их было немало: чтобы попасть на первые в истории московской подземки поезда, люди занимали очередь с ночи. Выбор маршрута ограничивался одной веткой — от «Сокольников» до «Парка Культуры», с дополнительным ответвлением до «Смоленской». Всего тринадцать станций. Цвет билета различался в зависимости от направления движения: тем, кто ехал до «Сокольников», вручали красную карточку, а тем, кто двигался в сторону «Парка Культуры» — желтую. На поездку давали тридцать пять минут: кассир вручную проставлял время на каждом купленном талончике.

Бумажные билеты 1936–1961 гг и бумажные билеты для кассовых автоматов. Фото: mos.ru

На смену картонным проездным пришли бумажные отрывные билеты, а в 1936 году на станции «Красные ворота» впервые установили кассовый автомат. Он работал по принципу аппарата с кинолентой. Чтобы воспользоваться им, нужно было опустить внутрь две 15-копеечные монеты и повернуть ручку вправо, дождавшись, когда в окошко слева выпадет билет.

После войны в кассах появились абонементы: самые ранние из них были с фотографией владельца — это должно было защитить метро от недобросовестных пассажиров, которые могли «поделиться» поездками с друзьями и родственниками. Уже тогда этот вид билета назывался «Единый».

Единый проездной билет 1958 года. Фото: metro.ru


Имена московского метро: о заслугах людей, в честь которых названы станции метрополитена

Time Out подготовил серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена.

Читать статью


Пять копеек — самый долгоиграющий «жетон»

Конец 1950-х ознаменовался появлением автоматизированных турникетов, которых боялись не только зайцы, но и те, кто хоть раз попал под удар своенравного механизма.

Жетоны 1935 года. Фото: metro.ru

Интересно, что изначально систему планировали запустить одновременно с открытием метрополитена в 1935 году. Правда, тогда проект с треском провалился — красивые жетончики слишком часто застревали внутри пропускной машины.

Жетоны нового образца просуществовали недолго. В 1961 году, после деноминации валюты, проезд в метро стал стоить пять копеек. Монета считалась распространенной, поэтому турникеты настроили на ее прием, а в холлах станций поставили разменные автоматы.

Кстати, «Единый» этого периода был не только на тридцать дней, но и на каждую декаду месяца.

Проездной за декаду месяца. Фото: metro.ru

Такая система проезда сохранялась вплоть до марта 1992 года — целых тридцать лет! Затем в метрополитене вновь ненадолго появились металлические жетоны. Их сменили более дешевые для производства пластиковые аналоги, однако это решение привело к частым подделкам. Существовал даже перестроечный лайфхак: жетоны ради экономии разламывали на две половинки, так как турникет считывал только изменение спектра света и не мог обнаружить подвох с формой.

Жетоны 1990-х годов. Фото: metro.ru

20 самых запоминающихся станций московского метро

Time Out вспоминает подборку из 20 самых запоминающихся локаций столичного метро. Они никогда не видели солнечного света, но точно ослепят вас своей красотой и необычностью!

Читать статью


Карточный бум

Магнитный проездной 1993 года. Фото: metro.ru

В 1993 году на станции «Проспект Мира» начали продавать первые экспериментальные билеты с магнитной полосой — а уже в сентябре 1997 года они появились повсеместно. Новое поколение проездных позволило разработать другую систему тарифов: стала возможной запись одной, двух и более поездок на одну карточку. Помимо стандартных видов билетов, выпускались особые варианты — рекламные и памятные экземпляры, например, в честь открытия станций. Жетоны тем временем окончательно вышли из обращения.

Фото: metro.ru

Следующим этапом эволюции стал бесконтактный проездной «Ультралайт» со встроенным электронным чипом, модификациями которого мы пользуемся по сей день. Он оказался удобнее и надежнее своего предшественника, магнитный слой которого легко повреждался, приводя билет в негодность. К тому же теперь не приходилось доставать карточку каждый раз, чтобы провести ее через турникет — достаточно было ее приложить.

Фото: Ксения Скворцова (личная коллекция)

Внедрение единой тарифной системы в 2013 году подарило городу карту «Тройка» и билет «90 минут». Но прогресс не стоит на месте: теперь можно оплатить проезд телефоном или банковской картой, брелоком и даже специальным кольцом.

Фото: Ксения Скворцова (личная коллекция)

Денежный петух, путешествия во времени и зверь Апокалипсиса: суеверия московского метро

Time Out опросил москвичей, которые верят в паранормальные явления, и составил путеводитель по основным «местам силы» нашей подземки, мимо которых нельзя пройти просто так.

Читать статью


В погоне за уникальным

Не все используют билеты метро исключительно по назначению: многие люди увлекаются эйситиристикой — коллекционированием знаков оплаты проезда в общественном транспорте. Московский метрополитен выпускает множество памятных билетов. Некоторые из них выходят сериями, объединенными общей тематикой, как «Праздник московского трамвая» или «Крымский мост». Другие — ограниченным тиражом, например «Ночь в метро».

Фото: Ксения Скворцова (личный архив)

Существуют также ведомственные и служебные проездные, которые выпускают для работников государственных структур, карты дружинника и подарочные варианты с закрытых мероприятий. Особенно интересна отдельная категория билетов, которые обычно не поступают в свободную продажу: их можно увидеть и приобрести внутри сообществ коллекционеров.

Фото: Ксения Скворцова (личный архив)

Первый клуб с официальным статусом «Наше метро» возник в Москве в 2017 году. Его члены кропотливо собирают не только билеты, но и информацию о метрополитене — все желающие могут прочитать часть этих изысканий на сайте. Совместно с «Народным музеем метрополитена» клуб даже проводит настоящие экспедиции, призванные восстановить недостающие кусочки истории метрополитена.

rphc.ru Каталог Арама Григоряна

Например, в 2020 году команда «Нашего метро» отправилась в Карелию, чтобы исследовать месторождения гранита, который используется в оформлении столичной подземки. Все обнаруженные экспонаты, а также старые билеты и другие интересные вещи, связанные с метрополитеном, можно увидеть вживую, доехав до «Выставочной» и поднявшись в «Центр профориентации» на верхнем ярусе станции.

Народный музей метро. Фото: mosmetro.ru

10 лет жизни. Что случилось в Москве за последнее десятилетие: с 2011 по 2020

Time Out продолжает серию материалов о том, как время меняло Москву последние 10 лет, какие катаклизмы происходили в столице, как воспринимались перемены тогда и чем они стали для города сейчас.

Читать статью


  • Спецпроект