На московские рельсы: как за 10 лет похорошел ж/д транспорт Москвы

На московские рельсы: как за 10 лет похорошел ж/д транспорт Москвы

Илья Пожидаев, Клара Хоменко   11 февраля 2020
4 мин
На московские рельсы: как за 10 лет похорошел ж/д транспорт Москвы

Очевидное, которое кажется невероятным: за 10 лет в Москве было построено 50 новых станций. Как результат, в часы пик поезда идут загруженными на 15% слабее, чем в 2010 году – во всяком случае, так говорят специалисты. Вероятно, измерения проводили исходя из того, слышит ли человек треск своих ребер, пытаясь вечером вдохнуть в вагоне на «Площади Революции». Но отставим в сторону сарказм: ездить по Москве действительно стало намного легче, и дело не сводится только к количеству поездов. Time Out вспомнил прежние времена и рассказывает, как изменился железнодорожный транспорт в столице с 2010 по 2020 годы.

Связь и зарядки для всех даром

Кто 10 лет назад мог представить, что в метро можно будет спокойно посмотреть серию «Ходячих мертвецов», пока едешь в 6 утра с работы на другой конец города? В 2012 году Wi-Fi можно было поймать только по Кольцевой линии, ну и еще на паре-тройке станций Серпуховско-Тимирязевской и Сокольнической линий. Сейчас связь есть по всему метрополитену. А вот возможность зарядить телефон, к несчастью, пока еще не везде – новые поезда из серии «Москва» ходят не на всех ветках. Будем надеяться, на эту благую перемену не понадобится 10 лет. 

Навигация по подземному лабиринту

Еще в московском метро совершенно невозможно заблудиться, даже если вы не прожили тут всю жизнь. В ноябре 2014 года на станциях впервые появились интерактивные панели, дающие возможность оперативно ориентироваться в московской подземке. С 2016 года интерактивные панели внедрены массово – не только на станциях, но и в вагонах электропоездов. Плюсом приложение «Московское метро», которое появилось 2 года назад, экономит время: построит маршрут, покажет узлы пересадки, рассчитает время с учетом длительности переходов. Как мы без него жили, непонятно.

«Тройка» как культ

Не будем забывать о карте «Тройка», которая существует всего 7 лет. Сегодня по ней можно ездить не только в метро, но и в электричках (при условии объединения со «Стрелкой»), ходить в городские музеи и расплачиваться за кофе, если участвуешь в партнерской бонусной программе. Мало того – для многих это предмет коллекционирования, поскольку в городе по особо торжественным обстоятельствам выпускают «Тройки» со специальным дизайном. Чтобы вы понимали: за карту, посвященную одному из мероприятий в Третьяковке, коллекционеры готовы отдать 5 тысяч рублей.

Быстро: Московское Центральное Кольцо

Что должен был делать житель Лихоборов в 2010 году, если ему надо было на Павелецкий вокзал? Лучше не вспоминать – затраты в том числе. Что ему надо сделать сейчас? Сесть на «Ласточку» на МЦК, две пересадки, 40 минут времени – и вот он, Павелецкий. Едва ли не самый дорогостоящий транспортный проект в Москве начал работать 10 сентября 2016 года – и сделал жизнь в Москве значительно проще и удобнее, особенно для тех, кому необходимо попасть в смежные столичные округа: новая линия позволяет сэкономить до часа в пути.

Никогда прежде в Москве не было транспорта, движущегося по 67-километровой окружности. Каждую неделю по этому кольцу ездит больше 3 миллионов человек. В вагонах все как положено: вентиляция, кондиционер, Wi-Fi, зарядки. На станциях, кстати, все это тоже есть. Поезда, которые изначально ходили с интервалом 10-12 минут в обычное время и 5-6 минут в часы-пик, теперь перешли на 8 и 4 минуты соответственно. Еще тут действует «Тройка», то есть по сути дела перед нами единая транспортная сеть, которой не было еще 2,5 года назад – и благодаря которой на другой конец города можно добраться намного быстрее, чем на автобусе или личной машине, гарантированно застряв в пробке. 

Еще быстрее: Московские центральные диаметры

Главное, хотя и не обкатанное пока толком, нововведение в московской транспортной системе. По сути дела — это аналог МЦК, только речь теперь идет не о кольце, а о линии, которая пересекает весь город и связывает между собой пригороды: из Подольска в Нахабино можно теперь добраться за 2 часа без единой пересадки. Интервал движения поездов – 5-6 минут в часы-пик, без дневного перерыва, а ходят они с 05:30 до 01:00,то есть ровно так же, как метро. Вопрос цены тоже сопоставим, особенно сейчас, когда МЦД работает бесплатно. Дальше будет 45 рублей по всему маршруту – плюс пересадка на МЦК и в метро по «Тройке» бесплатная в течение 90 минут. Кто бы мог представить такое 10 лет назад, когда жителям Подмосковья приходилось мотаться на электричках и автобусах с пересадками, чтобы попасть на работу в город?

Лучшее враг хорошего: Монорельс

Печально, но факт – все эти прекрасные вещи, о которых мы говорили выше, убили одну из самых интересных достопримечательностей города. 5 лет назад московский монорельс перевозил 5 миллионов человек в год. Сейчас это всего лишь 4 тысячи человек. Что поделать: этот экзотический и даже где-то романтичный вид транспорта не выдерживает конкуренции с напирающими по всем фронтам железнодорожными гигантами. Сейчас поезда здесь ходят каждые полчаса – но, думаем, не пройдет и 10 лет, как монорельса мы не увидим.