Имена московского метро: станция «Третьяковская»

Имена московского метро: станция «Третьяковская»

Ольга Воробьева   3 июля 2020
11 мин
Имена московского метро: станция «Третьяковская»

Сегодня названия станций метрополитена для нас – всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена. В этот раз речь пойдет о человеке, который дал имя станции «Третьяковская».

О станции

Старое название: Новокузнецкая (до 4 ноября 1983 года)

Была открыта: 3 января 1971 года – южный зал

25 января 1986 года северный зал

Такой тип станции называют кроссплатформенной. Это два параллельных зала с переходом пилонные трехсводчатые станции глубокого заложения (46 м).

Архитекторы проекта: В. Г. Поликарпова, А. А. Марова (южный зал)

Р. И. Погребной, В. З. Филиппов (северный зал)

Отделка и декор: Светлый уральский мрамор «коэлга» на пилонах, розово–зеленый зернистый кальцифир с месторождения «Слюдянка» на цоколе стен и серый гранитный пол в южном зале.

Светлый мрамор и розовый слюдянский в композиции с черным лабрадоритом на стенах и пилонах в северном зале. Пол из серого и красного гранита.

Фото: nashtransport

Художественное оформление залов – отражение исторических эпох, связанных со временем их создания. Хотя южный зал создавался в так называемые «брежневские» времена, указ Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» считался еще действующим. Соответствено, эта часть станции считается безликой и малоинтересной для туристов.

При отделке северного зала, к счастью для москвичей и приезжающих в столицу, архитекторы припомнили, что станция названа по расположению рядом с ней одного из главных культурных объектов Москвы. Зал задекорировали неброско, но со вкусом лепниной и бронзой. Основная тема «Великие русские художники слава русского искусства». Узкие лепные валики с резным орнаментом изящно протянуты с пилона на пилон. А путевые стены украшают парные бронзовые портреты людей, принесших славу отечественному искусству: М. А. Врубеля, В. А. Серова, В. В. Верещагина, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, М. П. Мартоса, С. Т. Коненкова, Андрея Рублева, Дионисия, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, К. П. Брюллова, А. А. Иванова. Барельефы с изображением П. М. Третьякова и фасада «Третьяковки» размещены над порталами.

Почему «Третьяковская»

По расположенной недалеко от станции Государственной Третьяковской галерее.

Личность за названием

Корреспондент Time Out провел опрос среди людей, дистанционно ожидающих поезда на длинных лавках станции «Третьяковская», и попытался выяснить, что им известно о личности Третьякова.

  • 90% респондентов направили мысли в нужном направлении: с небольшими отступлениями вроде «художник», «начальник» или «байер» Третьяковки, основная часть отвечающих верно идентифицировала Павла Михайловича как основателя и первого директора одноименной галереи.
  • 9% опрошенных назвали Третьякова вратарем, певцом, журналистом или «че–то знакомое»
  • 1 человек ответил, что только что посетил выставку «Поколение XXI» и «советует всем окружающим пересмотреть избранный маршрут и бежать в «Третьяковку» смотреть произведения, ставшие основой нового фонда, представляющего работы молодых гениев от искусства».
Портрет Павла Михайловича Третьякова, Илья Репин, 1883

В целом москвичи и гости столицы признают вклад героя этой статьи в развитие русской живописи. Предлагаем ознакомиться с 8 фактами из жизни Павла Михайловича Третьякова и самим убедиться, что он был известен не только заслугами в создании самой знаменитой отечественной галереи, но и сам был интереснейшей личностью.

Факт 1: подарил имя не только станции метро

Если сопоставлять количество мест, названных именем Павла Третьякова, с аналогичными достижениями наших предыдущих героев – сравнение будет в пользу последних. В его честь названа всего одна улица – в Липецке. Зато второй объект, носящий имя Третьякова совершенно удивителен: это ледник на острове Новая Земля в проливе Маточкин шар. Как тебе такое, Илон Маск?

Ледник Павла Третьякова, художник Борисов Александр, 1899

Факт 2: был представителем старинного купеческого рода и отказался «переходить во дворянство»

Его прадед, Елисей Третьяков, – выходец из рода малоярославских купцов, упоминаемых в исторических документах еще с 1646 года.

Отец Павла Михайловича владел несколькими лавками в Гостином дворе, а также бумагокрасильной и отделочной фабриками. Братья Сергей и Павел получили отличное домашнее образование – отец лично контролировал учебную программу и подачу материала, нанимал лучших учителей. Будучи купеческими сыновьями, Павел и Сергей Третьяковы не воспитывались в праздности: они с детства подрабатывали в отцовских лавках помощниками приказчика, зазывалами и даже уборщиками. Наш герой не стеснялся своего статуса – после передачи галереи Москве действующий государь лично предложил ему в награду дворянский титул. Однако Павел Михайлович отклонил лестное предложение и предпочел оставаться представителем купеческой прослойки.

Факт 3: вместе с братом превратил скромный отцовский бизнес в предприятие с миллионным оборотом

При участии Павла его отец, Михаил Захарович, значительно расширил свое производство. А после смерти отца братья, при сотрудничестве с зятем, организовали «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве». Вскоре Павел Михайлович входит в предпринимательскую элиту Москвы и становится одним из организаторов и директором нового Московского купеческого банка. Постепенно он включает несколько крупных фирм в состав семейного торгового дома и становится по-настоящему богатым человеком. К середине 70–х годов XIX в. его состояние насчитывало четыре миллиона четыреста тысяч царских рублей, пять объектов элитной недвижимости в Москве и сущие мелочи в виде векселей и ценных бумаг.

Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла, один из основателей галереи

Факт 4: обрел хобби, которое увековечит его имя для россиян

Двадцатилетним юношей Павел впервые попал в Эрмитаж. Он был поражен и восхищен произведениями мирового искусства. А вот к проявлению активности в деле коллекционирования его сподвигло знакомство с Федором Прянишниковым. Увидев его собрание полотен русской живописи, Павел Михайлович вплотную занялся саморазвитием – посещал все выставки, читал рецензии и книги по искусству, знакомился с талантливыми художниками. Сухаревский рынок был в те годы аналогом современных блошиных барахолок. Именно там юный купец Третьяков приобрел первые двадцать полотен – внимание! – старых голландских мастеров. Правда, половина из них оказались подделкой, но сам факт не может не изумлять.

Памятник П.М Третьякову перед входом в Третьяковскую галерею

Факт 5: обладал особым чутьем на художественные произведения и не признавал авторитетов

Приняв факт, что большинство «старинных голландцев» рисуются прямо на Сухаревке, Третьяков решил покупать картины лично у художников. Первым его приобретением была работа В.Г. Худякова «Финляндские контрабандисты». Долгое время считалось, что одновременно была куплена картина Н.Г. Шильдера «Искушение» (с этих двух полотен раньше начиналась любая обзорная экскурсия по галерее). Но исследование писем и деловых бумаг Павла Михайловича показало, что второе произведение не упоминалось самим основателем галереи в качестве основы коллекции.

«Искушение», Н.Г. Шильдер, 1857 г.

Довольно часто Третьяков покупал картины вопреки критической оценке искусствоведов или публики. Большинство модных авторов, с их злободневными сюжетами и сложной техникой, не имело шансов застолбить себе имя в веках, пристроив свое произведение в становившемся все более знаменитым собрании. По свидетельству современников, переубедить Павла Михайловича было невозможно. Ни мнение близких, ни приоритеты профессиональной Академии Художеств не учитывались им при выборе полотен. В этом деле для него не существовало мелочей – даже развеска картин в галерее производилась исключительно под его руководством, а то и им лично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

В свое время «Портрет неизвестной» И. Крамского и «Девочка с персиками» В. Серова были отвергнуты по причине «излишней красивости».

 
 

Интересно, что иногда Третьяков заказывал художникам картины, руководствуясь лишь присланными ему эскизами, описанием и желаемой ценой. По свидетельству дочери Александры, разбиравшей впоследствии архив отца, тот всегда «неистово торговался».

Весь 1918 год Петр Лазаревич занимался реквизицией продовольствия у крестьян, национализировал предприятия, легко подписывал указы о «крайних мерах», которые предпринимались по отношению к желающим оставить часть продовольствия для семьи.

Факт 6: нажитое от общества должно быть возвращено обществу

Оказывается, посмертное желание брата подарить городу свою коллекцию привело Третьякова к решению присоединить к дару свой музей вместе с особняком. Неожиданная смерть брата Сергея и строчки в завещании, где тот просит Павла забрать в свою коллекцию все, что сочтет нужным до передачи его части особняка и картин столице, невероятно потрясли нашего героя. Он принимает решение присовокупить свою часть собрания картин и подарить Москве музей вместе со зданием в Лаврушинском переулке. Открытие «Московской городской галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых» состоялось в августе 1893 года.

Из письма к Кошелеву:


«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях»


Факт 7: занимался серьезной благотворительностью

Павел Михайлович был отцом шестерых детей. Однако один из его сыновей, Михаил, был серьезно болен. Его диагноз значился как слабоумие. Настоящее горе постигло семью, когда в девятилетнем возрасте от скарлатины умер девятилетний Иван. После этого Третьяков замкнулся в себе – знакомые и друзья стали называть его «неулыбой» и «архимандритом». Понимая сложности, с которыми сталкиваются родители больных детей, он основал Арнольдо–Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Детей брали на полное обеспечение, давали общее образование и обучали ремеслу. Он открыл также клинику для тяжелобольных с отделением для психических пациентов и «вдовий дом» для жен и детей умерших русских художников, чьи произведения находились в его галерее.

 

Третьяков с семьей

 

Павел Михайлович поддерживал самих художников, помогал И. В. Цветаеву в создании музея изысканных искусств им. Пушкина, благодаря его пожертвованиям состоялась знаменитая экспедиция Н. Н. МиклухоМаклая. Братья Третьяковы подарили Москве целый Третьяковский проезд с имением на Никольской, а общее количество зданий, подаренных братьями Москве, вполне могло бы составить улицу сродни по протяженности Никольской или Ильинке.

Факт 8: ему невероятно повезло с женой

Павел Михайлович женился последним из своей семьи – ему было уже 33 года. Это была первая и единственная любовь самого серьезного из детей Третьяковых. Впервые увидев в театре Верочку Мамонтову, двоюродную сестру промышленника Саввы Мамонтова, он так разволновался, что чуть не выпал из ложи. Два года он ходил в ее воздыхателях, не решаясь признаться в своих чувствах. После женитьбы Павел и Вера почти не расставались. Если же он и был вынужден отлучиться по делам, то засыпал любимую жену письмами примерно такого содержания: «Лапочка моя милая, моя бесценная голубушка! […] Искренно благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было полного счастья!»

С женой Верой

Несмотря на любовь к жене, Павел Михайлович долго не мог решить, что же для него главнее: она или галерея. Определился он лишь когда жену настиг микроинсульт – понял, что важнее ее для него нет ничего на свете. Через пять лет Вера слегла с серьезной болезнью.

Третьяков так винил себя, что не отходил от ее постели, и свалился от обострившейся язвы желудка. Его последними словами были: «Берегите галерею и будьте здоровы».

Почувствовав, что Павла больше нет, не в силах говорить, Вера написала записку: «Требую быть там». Ее молитва была услышана, и через три месяца она отправилась к своему «дорогому Паше». Прожили они вместе как в сказке – «тридцать лет и три года».

 

Дочери Павла и Веры

 

Так что же отвечать на вопрос, кто такой Третьяков?

  • Потомок малоярославских купцов.
  • Человек, решивший проблему с производством и поступлением качественного и красивого текстиля в Москву, научивший москвичей одеваться в лен.
  • Организатор и директор собственного банка для мануфактур.
  • Создатель одного из крупнейших собраний произведений отечественных мастеров живописи.
  • Создатель серьезного каталога произведений искусства, который дополняется и расширяется специалистами по сегодняшний день.
  • Меценат и благотворитель, давший образование и профессию множеству глухих детей, приютивший семьи нищих художников и снарядивший этнографическую экспедицию.
  • Счастливый муж и отец, один из потомков которого недавно приезжал из Америки и был несказанно удивлен, что имя его прадеда так широко известно в России.
Фото: nashtransport

Если вас спросят, в честь кого названа станция «Третьяковская» и кем был Павел Михайлович Третьяков, выбирайте любую заслугу из списка – не ошибетесь.