Имена московского метро: станция «Чкаловская»

Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена. На этот раз речь пойдет о «Чкаловской» и летчике Валерии Чкалове, Герое Советского Союза.

О станции

Была открыта 28 декабря 1995 года. Глубина заложения 51 м. Это одна из первых станций московского метрополитена, открытых в постсоветское время, хотя ее проектирование и строительство началось еще в 80-х.

В 2015 г. здесь была проведена реконструкция, на стенах появились граффити, напоминающие современникам об удивительных беспосадочных перелетах экипажа Валерия Чкалова из Москвы на Дальний Восток и в США.

Архитекторы проекта: Н. А. Алешина, Л. Л. Борзенков, А. Л. Вигдоров.

Отделка и декор: пилоны отделаны серо-голубым волнистым мрамором, путевые стены — сочетанием темного и светлого мрамора, пол — трехцветным гранитом.

Построена по типовому, модернизированному проекту из сборной чугунной обделки. Основная идея стилевого оформления — покорение неба советскими авиаторами. Несмотря на то, что многие станции, построенные в 90-х годах, обвиняют в безликости, у «Чкаловской» есть свой узнаваемый дизайн. Это обтекаемые, «аэродинамические» формы сводов и пилонов, керамические панно с изображением облаков, клубящихся вокруг земли, металлические инсталляции и «воздушный» цвет мрамора.

А новые граффити и вовсе возвели подземный объект в ранг одного из интереснейших в московском метрополитене и «обязательного к посещению» для туристов всего мира.

Почему «Чкаловская»

При проектировании станции в 80-х годах улица Земляной Вал носила имя «сталинского сокола» Валерия Чкалова. Рабочее название станции не изменили даже после переименования этого участка в 90-х годах.

Личность за названием

Корреспондент Time Out провел опрос среди людей, соблюдающих социальное дистанцирование в очереди на выдачу кофе из окошка одной из кофеен неподалеку от станции, и попытался выяснить, что им известно о личности Чкалова.

Мнения участников опроса разделились:

  • 90% предположили, что «наверное, летчик, потому что станция вся в самолетах»
  • 10% позвонили родителям и четко ответили про беспосадочные перелеты и «хулиганский нырок» под Кировский мост в Ленинграде

Пожалуй, оформление этой станции можно назвать самым информативным — все респонденты верно назвали профессию нашего героя.

Предлагаем ознакомиться с 9 фактами из жизни Валерия Павловича, ведь он знаменит не только своими заслугами перед родиной и сам по себе был удивительным человеком и многосторонней личностью.

Факт 1: подарил имя не только станции метро

Ил-96-300 (RA-96005) «Валерий Чкалов»

В его честь назван город (еще два города носили имя Чкалова, но затем им вернули исторические названия), 17 поселков и микрорайонов, 1778 проспектов, улиц и переулков в России и за рубежом, 16 учебных заведений, еще четыре, кроме московской, станции метро, самолет, трехпалубный теплоход, футбольный клуб, стратегический бомбардировщик, драматический театр и даже астероид.

Факт 2: переплывал Волгу и много учился

Родился в селе Василево (сегодня — город Чкаловск), где главными забавами мальчишек было переплыть Волгу, поднырнуть под теплоход или плот; заплыв в стремнину, вскарабкаться на плывущую баржу и прыгнуть с нее вниз головой.

До семнадцати лет успел поработать подручным молотобойца, кочегаром на землечерпалке и учеником слесаря — сборщика самолетов.

После школы Валерий поучился в Череповецком техническом училище, Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, Борисоглебской военно-авиационной школе, Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Факт 3: соответствовал своей фамилии

«Чка» — старинное волжское слово, которое означает огромную плавучую льдину, образовавшуюся во время половодья, и сокрушающую все на своем пути. Фамилия Чкалов определяет принадлежность рода к крепким Приволжским корням.

Факт 4: был самым недисциплинированным и «безбашенным» летчиком

По количеству дисциплинарных взысканий Чкалову не было равных в ленинградской истребительной эскадрилье. Из ставших легендарными «подвигов» народу особенно полюбились те, где он:

  • свалился в штопор на «мартинсайде», вывел самолет в опасной близости от земли, после чего тут же «переделал» весь каскад, чтобы показать, что это он, а не машина управляет ситуацией;
  • без приказа, на спор, выполнил 250 «мертвых петель» подряд;
  • совершил запрещенный вираж в опасной близости от Исаакиевского собора (сегодня этот кульбит наверняка был бы осужден людьми, заботящимися об историческом наследии Петербурга);
  • первым осуществил на «фоккере» (Fokker D.Xl) пробный полет вверх колесами;
  • на том же «фоккере» пролетел под Троицким (в то время — мост Равенства) мостом через Неву. Хотя есть версия, что этот «нырок» придумал режиссер Калатозов во время съемок фильма о легендарном летчике.
 

Один из незапланированных маневров привел к поломке самолета, за что летчик в 1928 году был приговорен к году тюремного заключения. Однако за него вступился влиятельный земляк, писатель Максим Горький. Чкалов отделался 19 днями заключения, но лишился любимой работы.


«Если бы я был такой, как все, то не летал бы так, как летаю. А если бы я летал, как все, стало быть, я не был бы “недисциплинированным”. Но так как мои полеты выделяются из других, то это нужно как-то отметить. И вот отмечают, как “воздушное хулиганство” [...]. Как истребитель, я был прав и буду впоследствии еще больше прав. Я должен быть всегда готов к будущим боям и к тому, чтобы только сбивать неприятеля, а не быть сбитым. Для этого нужно себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем. Победителем будет только тот, кто с уверенностью идет в бой. Я признаю только такого бойца бойцом, который, несмотря на верную смерть, для спасения жизни других людей пожертвует своей жизнью».


Факт 5: показывал туристам Ленинград с высоты птичьего полета

Даже влиятельные друзья не смогли вернуть Чкалова в родную эскадрилью. И летчик-ас в течение двух лет совершает прогулочные полеты над окрестностями Ленинграда на тихоходном самолете устаревшей конструкции от общества Осоавиахим (добровольное общество содействия авиации).

На одной из фотографий того периода он написал:


«Бывший военный летчик. “Истребитель”. Когда-то летал. Сейчас подлетывает на “юнкерсе-13”. Скучно и грустно смотреть на Вас, Валерий Павлович.

Самолет к вам не подходит, не по духу. Вам бы сейчас “хейнкель” или что-нибудь в этом духе, вот это еще подошло бы.

Ну а в общем катайте пассажиров, и то хлеб.
В.»


Факт 6: интересовался искусством и дружил с актерами и художниками

Став мировой знаменитостью, Чкалов был вынужден позировать художникам и скульпторам. С его темпераментом эта задача казалась ему трудновыполнимой и невероятно скучной. Но он с уважением относился к работе мастеров, лишь ставил условием наличие патефона и пластинок с записями Козловского и Шаляпина. Летчик обожал театр, дружил с легендарными актерами и литераторами того времени — И.М. Москвиным, В.И. Качаловым, М.М. Тархановым, М.М. Климовым, А.Н. Толстым.

Факт 7: испытывал самолеты и придумал новые фигуры высшего пилотажа

Валерий Павлович смог полностью раскрыть свой потенциал лишь когда ему удалось устроиться летчиком-испытателем в Московский НИИ ВВС РККА. Он освоил более тридцати типов самолетов. В том числе воздушный авианосец ТБ-3, чьей задачей было поднимать с корабля-носителя до пяти истребителей с включенными двигателями, набирать высоту, доставлять до цели, куда самолеты не могли добраться из-за нехватки горючего, после чего отпускать их в самостоятельный полет. Для первых испытаний следовало разработать стратегию поднятия работающих машин в воздух.

Между делом неугомонный летчик изобрел две фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку.

Факт 8: беспосадочные перелеты — 63 часа без дозаправки

Летчик Байдуков предложил Чкалову осуществить рекордный перелет в США через Северный полюс. Однако, учитывая неудачную попытку другого экипажа, Сталин посоветовал сначала потренироваться на территории нашей необъятной страны. Перелет Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд (сегодня остров Чкалова) был осуществлен экипажем Чкалов — Байдуков — Беляков на новом АНТ-25 за 56 часов 20 минут.

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.

Сталин лично встречал экипаж на Щелковском аэродроме. Кроме прочих наград, Валерий Павлович получил личный самолет У-2. После этого успеха Чкалов попросил правительство разрешить ему осуществить бросок в Америку.

18 июня 1937 года стартовал исторический перелет с подмосковного аэродрома до пригорода Ванкувера через Северный полюс. Экипаж состоял из пилотов В. Чкалова, Г. Байдукова и штурмана А. Белякова. Вот несколько интересных подробностей:

  • Полет был совершен на моноплане АНТ-25, который был разработан для дальних арктических перелетов: огромный по сравнению с корпусом размах крыльев (34 метра!) позволял хранить в них запас горючего с расчетом на 12 тыс. км.
Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков сидят около самолета после приземления на острове Удд (впоследствии остров Чкалова) в Охотском море из-за штормовой погоды во время беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток.
  • Полет был специально запланирован на время работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс — 1», однако во время пролета антенна бортовой радиостанции отказала, и экипаж прошел Северный Ледовитый океан без радиосвязи.
  • Запас аварийного продовольствия был разложен по десяти резиновым мешкам: в каждом — продукты на три дня. Были заготовлены лодки, меховые спальники, лыжи и оружие. Чкалов сократил количество продовольствия в пользу возможности перевезти большее количество топлива.
  • «Главный полярник» того времени, Отто Шмидт, предупреждал, что в случае катастрофы спасти экипаж будет невозможно. Однако детальнейший план на этот случай все же был разработан.
  • Все самолеты и ледоколы в этих широтах были приведены в полную готовность, а радиостанции работали в круглосуточном режиме.
  • Для навигации использовались секстант и морской хронометр, большая часть полета проходила «вслепую», среди облаков. В целом экипаж ориентировался по солнцу.
  • Крылья, корпус и лобовое стекло покрывались наледью — члены экипажа вынуждены были вручную срезать лед финкой.
  • Во время полета замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения, но Чкалов реанимировал систему, залив туда чай и кофе из термосов.
  • К ночи 19 июня закончился кислород. Приходилось снижаться и лететь в облаках, приблизительно рассчитывая маршрут.
  • За час до посадки пилоты находились в полуобморочном состоянии, у Чкалова шла носом кровь и сводило ногу. Он делегировал право посадить машину второму пилоту, Георгию Байдукову, а сам сидел на масляном баке и корректировал посадку.
  • Машина преодолела 9130 км (по прямой это легендарные 8504 км) и приземлилась на аэродром в пригороде Ванкувера, имея в баке лишь 77 л топлива из запасенных 5700.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом доме.
28 июня 1937 г.
  • Генерал Джордж Маршалл, официально приветствовавший советский экипаж как начальник местного гарнизона, позже стал министром обороны и лауреатом Нобелевской премии.
  • Президент Рузвельт принял советских летчиков в Овальном кабинете.
  • Члены экипажа были одними из первых советских граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза. Кстати, золотую звезду в то время не вручали — семья получила награду в 2004 году, в день столетия их легендарного отца и деда.

Факт 9: историки подозревают, что ранняя смерть Чкалова не была случайной

В 1938 году Чкалова неожиданно вызывают из запланированного отпуска для проведения испытательных полетов на истребителе И-180. По свидетельству самого конструктора, летательный аппарат был не готов к испытаниям. Чкалова убеждали отказаться от задания, но «сталинский сокол» принял решение исполнить приказ. В полете у самолета отказал двигатель, и Валерий Павлович отвел машину от жилых районов и попытался посадить И-180.

Мемориальный камень на краю Ходынского поля неподалеку от места гибели Чкалова (установлен в 1998)

К сожалению, он зацепился за линию электропередач и ударился головой при жесткой посадке. Летчик скончался через два дня в Боткинской больнице. Ему было 34 года.

Так что же отвечать на вопрос, кто такой Чкалов

  • Легендарный летчик-испытатель
  • Человек, осуществивший беспосадочные перелеты в Петропавловск-Камчатский и Ванкувер
  • Командир экипажа, преодолевшего Северный Ледовитый океан и продержавшегося в воздухе 63 часа
  • Летчик, освоивший более 30 видов самолетов и изобретший новые фигуры высшего пилотажа
  • Дерзкий «воздушный хулиган», пролетевший под Троицким мостом
  • Один из любимых народных героев сталинского времени

Тем, кто хочет узнать больше о легендарном летчике, стоит посмотреть фильм Михаила Калатозова «Валерий Чкалов»: локации воссозданы с максимальной точностью,  а актеры никогда не слышали о сэлфи-съемке и стриминговых сервисах.

Спецпроект

Загружается, подождите ...