В кинотеатр на карантине. Выпуск 6: «История в образах»

В кинотеатр на карантине. Выпуск 6: «История в образах»

Валерия Цыганова   2 июня 2020
7 мин
В кинотеатр на карантине. Выпуск 6: «История в образах»

В еженедельной рубрике «В кинотеатр на карантине» Time Out готовит для вас тематические программы из фестивальных лент, доступных для просмотра в онлайн-кинотеатрах. Тема шестого выпуска — «История в образах». 5 прекрасных и очень непохожих друг на друга фильмов, красноречиво говорящих о том или ином историческом периоде.

«Роль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Открываем программу картиной Константина Лопушанского «Роль» — хронологически первой в нашей подборке не только по году выпуска, но и по происходящему внутри кадра. Это фильм выдающейся, редкой режиссуры и редкой же художественной задачи. Он переносит нас в годы Гражданской войны и погружает в атмосферу морозного послереволюционного Петрограда. В его дыму и разрухе режиссер вглядывается в мистические тайны русской революции, истории и бытия вместе с героем, Николаем Павловичем Евлаховым.

Режиссер: Константин Лопушанский

В роляхМаксим Суханов, Мария Ярвенхельми, Леонид Мозговой, Анастасия Шевелева

Россия, 2013

Читать рецензию

Евлахов — актер, талантливый, яркий, представитель Серебряного века. Человек, который в трамвайной давке вдруг читает Мандельштама. От революции он спасся, сумев бежать в благополучную Финляндию: там у него есть жена, красавица-актриса, работа в театре и толпы поклонниц, кричащих «Вы гений, гений!». Но случай, произошедший с ним на глухой сибирской станции «Рытва», не дает ему покоя.

Там, в пекле Гражданской войны, где «буржуев» живьем бросали в топку, он лицом к лицу встретился со своим двойником, красным командиром Игнатом Плотниковым. В этом мистическом столкновении Евлахов видит знак судьбы — и решается сыграть свою главную трагическую роль. Перевоплотиться в Плотникова вживую, разыскав его воспоминания, сменив элегантное меховое пальто на пропитанную потом и кровью шинель и безвозвратно среди ночи перейдя заснеженную границу.

Глубоко метафорическая, но предельно реалистичная «Роль» не спекулирует на историческом материале, а так же, как главный герой, зачарованно в него всматривается, задавая множество вопросов. Красивое, эстетское кино, оставляющее впечатление живого прикосновения к эпохе, замыленной невероятным количеством штампов.

 

«Работа без авторства»

Werk ohne Autor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Основанная на реальных событиях «Работа без авторства» немца Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка в некотором смысле созвучна «Роли» Лопушанского. Исторической правды она ищет в стихийном соприкосновении личных переживаний с искусством.

Творческое становление художника Курта Барнета и его сложные взаимоотношения с семьей возлюбленной Элли, которые, как оказалось, начались задолго до их личной встречи, отражают три десятилетия немецкой истории.

Гитлеровская Германия и кропотливо, дотошно воссозданная выставка «дегенеративного искусства», где тетя Элизабет призналась Курту, что красочные абстракции Кандинского ей по душе. Война, концлагерь, куда ее отвезут, чтобы принудительно стерилизовать, а затем и «освободить от бремени бессмысленного существования» в газовой камере, и бомбардировка Дрездена. ГДР и соцреалистические штудии, молодая ФРГ и легендарная дюссельдорфская Академия, где Курт наконец найдет свой стиль.

Эта превосходная, чувственная мелодрама — масштабное исследование того, как создается подлинно великое искусство. Разные эпохи немецкой истории предстают перед зрителем в их трагической взаимосвязи.

Прототипом главного героя послужил Герхард Рихтер, один из самых дорогих современных художников Германии. А тема искусства, преобразующего жизненные драмы в нечто светлое, поднималась режиссером и ранее — в удостоенной «Оскара», трех премий Европейской киноакадемии и семи национальных наград драме «Жизнь других».

 

«Черный клановец»

BlacKkKlansman

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

Яростный борец и революционер «черного» кино Спайк Ли должен был возглавлять в этом году жюри отмененного Каннского кинофестиваля. В 2018-м последний на текущий момент и один из лучших в его фильмографии полный метр «Черный клановец» был встречен здесь шестиминутными овациями и удостоился Гран-при.

Режиссер: Спайк Ли

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс

США, 2018

Молодой афроамериканец Рон Сталворт устраивается на службу в полицию Колорадо-Спрингс и по телефону втирается в доверие местной ячейки Ку-Клус-Клана. На назначенные встречи под его именем ходит белый напарник-еврей Флип Циммерман, тогда как сам он под прикрытием работает в среде черных студентов-радикалов. И те и другие готовятся едва ли не к войне. Невероятный и притом действительно имевший место в реальности сюжет режиссер разыгрывает в духе авантюрной олдскульной комедии. Но за забористым юмором — иначе Спайк Ли не был бы Спайком Ли — прячется серьезное и даже горькое высказывание на злободневную тему. Так благодаря обильным кинематографическим цитатам и монтажу новостных сводок в финале задорный и смешной фильм становится актуальным экскурсом не только в американские семидесятые, но и в расовый конфликт во всей его исторической перспективе.

Роли харизматичных копов-напарников исполнили Адам Драйвер и Джон Дэвис Вашингтон, сын давнего соратника Спайка Ли оскароносного Дензела Вашингтона.

 

«Экстаз»

Climax

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

«Экстаз» вечного вольнодумца и скандалиста Гаспара Ноэ — возможно, самая нетривиальная историческая драма века и совершенно точно самый безумный фильм десятилетия. Самая удачная (наравне с «Необратимостью») картина режиссера была создана очень быстро: между первоначальным замыслом и премьерой в Каннах прошло всего полгода.

Режиссер: Гаспар Ноэ

В ролях: София Бутелла, Ромен Гийермик, Сухейла Якуб, Кидди Смайл

Франция, 2018

Наркотическая эйфория 90-х, земной ад и рай, потеря контроля и предельные состояния человеческого тела. «Жизнь — это коллективная невозможность», — напишет автор крупными буквами, спутает последовательность повествования, VHS-кастинга и титров и запрет нас на ночь в заброшенной школе вместе с дюжиной разгоряченных vogue-танцовщиков.

Сюжет односложен и в тоже время не поддается описанию. Танцовщики заканчивают репетиции хореографического шоу перед тем, как отправиться в турне. Они устраивают вечеринку, и кто-то добавляет кислоты в сангрию.

Эйфория, психоз и смерть в кроваво-красной реальности бессознательного придут за каждым. Нам останется только завороженно смотреть. В течение ритмичных полутора часов невозможно оторвать взгляд от гипнотической пляски смерти — с первого десятиминутного кадра и до последнего вздоха.

 

«Свистуны»

La Gomera

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

 

 

 

 

 

Где посмотреть:

 

Премьера «Свистунов» Корнелиу Порумбою прошла в Каннах-2019, и, кажется, там не было людей, которых бы этот красочный, музыкальный фильм не очаровал.

Смотреть его можно по-разному — от чисто чувственного, эмоционального восприятия до закономерного включения в социокультурный и исторический контекст. И в первом, и во втором случае эстетическое удовольствие гарантировано.

Режиссер: Корнелиу Порумбою

В ролях: Влад ИвановКатринель Марлон, Родика Лазэр, Агусти Вильяронга

Румыния, 2019

Читать рецензию

В самом деле, в этой лихой детективной комедии есть абсолютно все и для каждого. Авантюрный гангстерский сюжет с продажными копами и обаятельной мафией, эффектные перестрелки и подсмотренные эротические сцены, азартная, но ненавязчивая игра в кино-угадайку, прекрасная природа и самая разная, от Игги Попа до Casta Diva и оффенбаховской баркаролы, музыка. В этом смысле «Свистуны» — чудесный калейдоскоп. К героям так привязываешься, что финал не на шутку поднимает настроение.

А если разобраться в контексте, то фильм вообще становится праздником духа.

Тут стоит слегка углубиться в историю, посмотреть Порумбою до «Свистунов» — «Полицейский, имя прилагательное», «12:08 к востоку от Бухареста» — и полистать гид по рефлексирующей на тему постсоветскости «новой румынской волне».

Тогда личный цветастый хэппи-энд невзрачного копа Кристи приобретет размах соблазнительного светлого будущего не только для Румынии, но, может быть, и для всех нас.