Свистуны
6.2/10
6/10
5.0/5

Свистуны (2019 год)

The Whistlers   16+

Страна
Германия, Румыния, Франция, Швеция
Режиссер/Постановщик
Корнелиу Порумбою
Длительность
97 мин.
Премьера в мире
18 мая 2019 г.
Премьера в России
20 февраля 2020 г.
Сборы, в мире
$809 445
Сборы, в России
₽1 611 291

О фильме

Кристиан является полицейским в Бухаресте, но его связи с преступным миром тесны. Внезапно он знакомится с Гильдой - настоящей женщиной-искусительницей. В результате этой встречи ему приходится отправиться на остров Гомеру, чтобы помочь освободить заключенного бизнесмена, который знает о местонахождении большой суммы денег. Чтобы не вызвать подозрений, Кристиану приходится выучить местный свистящий язык, разработанный преступниками для того, чтобы общаться на больших расстояниях.

Актеры

Рецензия на фильм

«Свистуны». Дважды новая румынская волна


Давным-давно на канарском острове Гомера появился язык сильбо — свистящая форма одного из диалектов испанского языка, открытая гуанчами и перенятая конкистадорами. На этом языке передавали послания на длинные дистанции — через горные хребты, долины и ущелья. Сильбо владели далеко не все, что открыло большие возможности для мафиози, которые могли общаться без оглядки на полицию. Освоить экзотический язык предстоит полицейскому и по совместительству двойному агенту Кристи (Влад Иванов): будучи разоблачен коллегами, он принимает предложение роковой женщины Гилды (Катринель Марлон) и учит сильбо, чтобы помочь ей вызволить из лап полицейских ее подельника, который также является предателем мафиозной группировки. 

В 2005-ом году картина «Смерть господина Лазареску» Кристи Пуи впечатлила каннское жюри и завоевала приз в программе «Особый взгляд», а также стала отправной точкой для зарождения «новой румынской волны», которой, очевидно, суждено войти в учебники по киноведению. Характерными чертами ее стали серая будничность, тонкий черный юмор, множество бытовых деталей и исследование румынской жизни до и после революции. Той же тональности придерживались Кристиан Мунджиу в фильме «4 месяца, 3 недели и 2 дня» о подпольных абортах, Флорин Шербан в «Хочу свистеть — свищу» о трудностях молодого колониста, Раду Жуле в «Истерзанных сердцах», где автор пытается найти истоки поражающей систему «болезни» аж в 1937-ом году.

Неотъемлемой частью новой волны является и Корнелиу Порумбою. В своей дебютной работе «12:08 к востоку от Бухареста» он с юмором рассуждал об абсурдности революции и о том, что вместо бесполезных дискуссий нужно наслаждаться мирной жизнью и прежде всего менять мировоззрение. В картине «Полицейский, прилагательное» он низверг добропорядочного полицейского Кристи (Драгош Букур) до «прилагательного», растоптав его идеалы и моральные принципы. В «Сокровище» автор попытался найти выход из пожирающих заживо рутины и системы: Кости (Тома Кузин) становится эдаким героем сказки в поисках сокровища в современной Румынии.

До сих пор герои Порумбою оставались заложниками серого удручающего мира, лишенного всяких красок и радости. «Свистуны» меняют ситуацию кардинально. Это видно с первого кадра, где уже не унылая Румыния, а Атлантический океан, живописный остров Гомера и Кристи, под «The Passenger» Игги Попа вкушающий свежий бриз, который сродни запаху свободы. Фильм разделен на главы, названия которых — имена центральных персонажей — появляются каждый раз на ярком цветном фоне. Даже сложно осознать, что смотришь фильм Порумбою, настолько он нетипичен как для самого режиссера, так и для новой румынской волны.  

Привычное кино Порумбою — о совершенно обычных ситуациях и заурядных людях в переломный период. В «Свистунах» герои тоже на жизненном перепутье, но обстоятельства, да и самих персонажей тривиальными уж никак не назовешь: вот полицейский Кристи, пытающийся переиграть полицию и мафию, вот фам фаталь Гилда, вот хладнокровная начальница Кристи Магда (Родика Лозэр), от которой не знаешь, чего ждать. Вот куча гангстеров с пушками. Где тут знакомый нам Порумбою? Пожалуй, что-то в этом роде мог бы снять Гай Ричи. В фильме даже есть ну очень неожиданные для румынского кино твисты с перерезанием горла, культовой хичкоковской сценой в ванной (правда, с некоторой рокировкой) и почти тарантиновской перестрелкой на заброшенной киноплощадке — последняя, кстати, еще и зеркалит сцену погони из фильма «Искатели» Джона Форда, который Магда смотрит в синематеке перед спецоперацией. И в целом фильм ярче и динамичней — десятиминутных диалогов и бессмысленных удручающих скитаний «Свистуны» лишены.

Но в это же время в ленте остался и привычный Порумбою: все тот же повседневный юмор, привычная глазу румынская серость, коррупция, предательства и беззаконие, в том числе со стороны Магды, блюстительницы закона, которая не брезгует брать взятки и подбрасывать кокаин подозреваемым для оперативного ареста.

Примечательно, что Кристи из «Свистунов», по сути, встает на место Кристи из картины «Полицейский, прилагательное» — репрессированного начальника. Рокировка интересная: на экране будто продолжение истории полицейского, который, разочаровавшись в системе, но сохранив принципы, решил вести двойную жизнь и помогать преступникам. Считывается и желание Порумбою поставить начальника на место подчиненного: не зря автор заставляет учить старого служивого экзотический язык. 

Филолог по образованию, режиссер избрал очень оригинальный способ заявить о необходимости «разговаривать» и жить по-новому — кстати, на это же работает и перемещение происходящего на Канары. Предлагая героям свободу и право выбора, Порумбою выбирает и форму нелинейного нарратива: мы перемещаемся с Канарских островов в Румынию, из прошлого в настоящее — как будто режиссер пытается раскачаться и вырваться из той точки, на которой остановился в «Сокровище», вытащив заодно и своих героев из трясины и порочного круга. Впрочем, мир криминала на Гомере сковывает теми же правилами и установками, за неисполнение которых безбожно карает — приходится вновь искать что-то другое. На выручку приходят Сады у Залива в Сингапуре — еще одно место, куда Порумбою отправляет героев — поистине сказочные, и впору им гениально отобранные композиции Чайковского, Орфа, Штрауса и Оффенбаха. Сады у Залива становятся тем самым другим миром, сказкой, куда не могли добраться герои прошлых фильмов Порумбою. 

В фильме есть сцена, в которой Кристи спрашивает менеджера отеля с символичным названием «Опера», где звучит «Casta diva», не боится ли он такой музыкой отпугнуть посетителей, на что служащий твердо отвечает: «Нет». Вот и Порумбою не боится смелых решений. Он отходит от осмысления истории, от рефлексии о насущных проблемах, от упорного, практически документалистского наблюдения за повседневностью и если не прощается с этим навсегда, то берет таймаут — и, кажется, наслаждается моментом как может. С ловкостью жонглера Порумбою играет с жанрами, среди которых и детектив, и сатира, и черная комедия, и история влюбленных. Режиссер дает свободу — и себе, и своим героям.

Открыть рецензию

Трейлер

Кадры из фильмa

Постеры

Фильм в коллекциях