8 лучших ролей Ирфана Кхана: памяти одного из главных актеров Индии

8 лучших ролей Ирфана Кхана: памяти одного из главных актеров Индии

Иван Афанасьев   1 мая 2020
9 мин
8 лучших ролей Ирфана Кхана: памяти одного из главных актеров Индии

29 апреля в возрасте 53 лет скончался от тяжелой болезни Ирфан Кхан — один из лучших актеров современности и настоящая звезда современного индийского кино. По уровню влияния его можно было сравнить с условным Робертом Дауни-младшим в США или с нашим Константином Хабенским. Горячо любимый и у себя на родине, и за рубежом, актер славился необычайной плодотворностью — за свою карьеру он сыграл более ста персонажей. Time Out вспомнил восемь самых ярких ролей Ирфана Кхана.

«Воин», 2001

The Warrior

Лафкадия, бывший палач жестокого раджи, отказывается от кровожадного ремесла, когда видит во сне ребенка, призывающего его отправиться в горы. Сложив оружие, он пускается в странствие по Раджастану с целью дойти до Тибета и там принять свой новый, пацифистский образ жизни. Он еще не знает, что посланные бывшим боссом убийцы, отнявшие жизнь у сына Лафкадии, идут за ним по пятам, чтобы наказать своевольного смельчака.

Одна из первых крупных ролей актера, принесшая ему международную известность. В образе просветленного буддистским видением экс-экзекутора Ирфан Кхан, еще достаточно молодой, но уже набравший характерной восточной брутальности, блистал и был одним из главных доводов, чтобы наградить британско-индийскую картину всеми возможными наградами. В итоге картина Кападиа получила премию BAFTA за лучший фильм, а Кхана заметили и стали активно звать в громкие проекты — до этого он прозябал на задворках второстепенных ролей в фильмах очень среднего уровня.

Режиссер: Азиф Кападиа

В ролях: Ирфан Кхан, Пуру Чиббер, Айно Аннуддин

 

«Макбул», 2003

Maqbool

Индийская версия «Макбета» Шекспира. Действие перенесено в Мумбаи. Макбул — правая рука Джахангир-хана, могущественного дона преступного мира, которому главный герой многим обязан. Все уверены, что он станет преемником, но любовница мафиози, Нимми, у которой тайный роман с Макбулом, подговаривает своего возлюбленного устранить хана. Тот решается на покушение, которое проходит успешно, и быстро становится у руля преступной группировки. Но подчиненные уверены, что их новый начальник взошел на трон, который лично обагрил кровью.

Довольно забавно смотреть весьма неожиданную масала-версию английского хита, в которой пение и танцы сочетаются с кровью, убийствами и слегка сюрреалистичными театрализованными постановками, максимально далеко уводящими фильм от своего прототипа. Что лишь добавляет глубины эксцентричной роли Кхана, который играет Макбула — он и герой-любовник, и мрачный убийца с темным будущим, и обладатель весьма неоднозначных моральных принципов. Если вас не покоробит такое вольное обращение с классикой (что, в принципе, вполне в духе индийского кино), то вы можете получить массу удовольствия от экспрессии Кхана и любовной линии.

Режиссер: Вишал Бхарадвадж

В ролях: Ирфан Кхан, Табу, Панкадж Капур

 

«Тезки», 2006

The Namesake

Семья Гангулей недавно переехала в США. Отец семейства, Ашок, пытается воспитывать старшего сына так, чтобы тот интересовался традициями своей исторической родины, однако Гоголь (да, парень действительно назван в честь украинского писателя) не хочет ничего знать про свое индусское происхождение и предпочитает называть себя настоящим жителем Штатов. Чтобы приобщить Гоголя к корням, Ашок принимает решение отправиться с семьей в Калькутту, но парень решает остаться вместе со своей девушкой, чистокровной белокожей американкой, родители которой принимают его, как своего.

Тематически непростая роль Кхана в этом фильме, играющего отца Ашока, подчеркивает его универсальность как актера: он смотрится гораздо более ассимилировавшимся, чем его сын, при этом сохраняя свою самость. Он удивительно органичен и правдив в качестве старшего родственника, обладающего жизненной мудростью, которая позволяет ему принимать своевременные решения. Отличное кино для любого мужчины, который задумывается о том, чтобы стать отцом — без навязывания семейных ценностей, зато с глубоким уважением к человеку.

 

«Нью-Йорк», 2009

New York

ФБР арестовывает Омара, молодого мусульманина родом из Дели, в багажнике которого находят очевидно подброшенное оружие. Следователь Рошан, сам индус, уже более двадцати лет живущий в США, приставляет главного героя следить за его другом, Самиром, и его девушкой Майей, самыми близкими людьми для героя в Америке. Оказывается, их подозревают в причастности к организации теракта 11 сентября, из-за которого все они и так жили на грани, ведь все трое — мусульмане. Омар понимает, что только в его силах снять подозрения со своих друзей.

Да, индийское кино может быть и таким. Весьма мрачным и трагичным, касающимся судеб своих граждан не только у себя на родине, но и в других странах. На этот раз Кхану досталась роль если не злодея, то уж точно антигероя: следователь Рошан — по-настоящему жуткий, неподкупный профессионал с трезвым умом и холодными руками, который строго следует букве закона, даже если она порой бывает несколько абсурдна. Его можно понять: он специалист и просто выполняет свою работу. Но очень страшно смотреть на то, как этот мрачный служитель закона без жалости пытается обрушить жизни главных героев — пусть и во имя справедливости.

Режиссер: Кабир Кхан

В ролях: Джон Абрахам, Катрина Каиф, Нил Нитин Мукеш, Ирфан Кхан

 

«Пан Сингх Томар», 2012

Paan Singh Tomar

Реальная история офицера индийской армии, неожиданно для самого себя ставшего семикратным чемпионом по бегу с препятствиями. Пан Сингх Томар пошел в спорт не ради достижений, а просто от голода, потому что военным атлетам полагались более сытные пищевые пайки — и стал в этом деле мастером. Уже потом он узнает, что, пока он был в армии, его землю отобрал обманом двоюродный брат, а его медали не имеют никакого значения на родине. Тогда Пан принимает решение стать бандитом, сколотить банду и забрать свое силой.

Удивительная история, поданная через интервью с главным героем, которая сопровождается многочисленными флэшбеками. Это кино об обретении идентичности, в котором нет ни капли того, за что многие индийское кино не любят: это суровое, резкое, с хлестким черным юмором «мужское кино» про человека, который меньше всего заботился о собственном престиже. Кхан в роли Пана доказывает, что запросто мог бы сыграть любого крепкого орешка: в его образе сочетаются как живость актерской игры, так и гибкость героя боевика. В Индии фильм стал хитом, правда, за рубежом такого признания не добился: не все были готовы смотреть историю «честного бандита», лишенную всякой романтики.

Режиссер: Тигманшу Дхулиа

В ролях: Ирфан Кхан, Хемендра Дандотийа, Навнит Гаирола

 

«Ланчбокс», 2013

Dabba

Уже немолодой бухгалтер Сааджан Фернандес живет одинокой жизнью вдовца и ожидает скорого выхода на пенсию, заодно игнорируя назойливого стажера, котором предстоит прийти ему на смену. Однажды работник даббавалы (популярный в Индии сервис по доставке еды из дома) вместо привычной герою пресной цветной капусты из местного ресторанчика привозит шикарный обед, явно приготовленный с большим старанием. Узнав, что курьер случайно ошибся адресом, Сааджан пишет письмо благодарности загадочному повару. На следующий день еда приходит опять вместе с письмом от некой Илы: она замужем, но несчастлива в браке, а обеды предназначались ее мужу.

Нежное и красивое, но совершенно не слащавое кино, даже побывавшее в Каннах, где Индию не то чтобы жалуют. Ирфан Кхан в роли потрепанного жизнью офисного клерка невероятно убедителен: его герой — мудрый, но очень робкий и скромный человек, и талант позволил ему сделать этот образ выпуклым и выразительным. В нем чувствуется жизненный опыт, при этом нельзя сказать, что он сухарь, который из вредности игнорирует людей. Дело даже не в интроверсии: он просто ценит хороших людей и боится ошибиться. Хорошее кино для всех, кто предпочитает «жить в раковине» и наглядное пособие по тому, как из нее выходить.

Режиссер: Ритеш Батра

В ролях: Ирфан Кхан, Нимрат Каур, Навазуддин Сиддикуи

 

«Пику», 2015

Piku

История девушки, вынужденной мириться с чудачествами своего 70-летнего отца, который вечно страдает от запоров и надоедает дочери постоянными морализаторскими речами. Тем не менее, Пику очень любит папу и все ему прощает, ведь для нее семейные узы — это самое ценное. Однажды они отправляются из Дели в родную Калькутту, чтобы продать свой дом: этому активно сопротивляется старший родственник. Сопровождать их в этом нелегком семейном путешествии берется Рана, друг девушки, один из немногих людей, который, скрипя зубами, способен терпеть ворчливого старика.

Режиссер Шуджит Сиркар, который и рассказал СМИ о раке Кхана и его смерти в Мумбаи, подарил актеру один из лучших образов в его карьере. Роль Раны, терпеливого и умного друга главной героини, далась актеру с очевидной легкостью — если в предыдущем фильме он был нелюдимым социофобом, то в «Пику» он излучает оптимизм и добродушие. А заодно служит своеобразным социальным клеем между девушкой и ее сварливым отцом, задавая позитивный тон этой светлой семейной истории, в которой, благодаря человечности героев, даже шутки про, простите, несварение желудка не смотрятся чужеродно.

Режиссер: Шуджит Сиркар

В ролях: Дипика Падукон, Амитабх Баччан, Ирфан Кхан

 

«Виновен», 2015

Talvar

Совершено жестокое убийство 13-летней девочки. Полиция сразу выходит на потенциального преступника — слугу семьи, но скоро и его находят убитым, причем тем же самым образом. В доме было четверо живых, а осталось два трупа и родители погибшего ребенка. Особо не разбираясь, следователи стряпают дело, признают мужчину и женщину виновными и готовят к тюрьме. Но один принципиальный следователь, Ашвин, решает довести расследование до конца, пускай ему и постоянно вставляют палки в колеса собственные коллеги.

После выхода у себя на родине фильм заставил знатно встрепенуться мировую общественность, ведь это экранизация реального дела — громкого двойного убийства, потрясшего Индию в 2008 году. Сама подоплека в духе «Настоящего детектива» дополняется мощной актерской работой Ирфана Кхана, который воплотил образ Ашвина, неподкупного и хладнокровного полицейского, для которого честь и правда важнее статистики. Эта роль принесла очередной виток международного признания актеру — напоминая одновременно Раста Коула и Марти Харта, идеалистичный герой Кхана приковывает к себе внимание до самого конца фильма.

Режиссер: Мегна Гулзар

В ролях: Ирфан Кхан, Конкона Сен Шарма, Нирадж Каби