Шаманы, зомби, инстаграм: 5 лучших якутских фильмов последних лет | Кино | Time Out

Шаманы, зомби, инстаграм: 5 лучших якутских фильмов последних лет

Максим Ершов   20 октября 2020
8 мин
Шаманы, зомби, инстаграм: 5 лучших якутских фильмов последних лет
Кадр из фильма «Надо мною солнце не садится» (2019)
Драма Дмитрия Давыдова «Пугало» победила на 31-м фестивале «Кинотавр». Так феномен якутского кино наконец вышел на уровень страны и был оценен по достоинству. В честь этого Time Out рассказывает о 5 ярких картинах, снятых в республике Саха за последние 4 года.

«Мой убийца» (2016)

В стенах типовой квартиры, похожей на тысячи аналогичных по всей России, проходит следственный эксперимент. Подозреваемый (Джулустан Семенов) рассказывает о том, как он ужинал вместе с женщиной лет тридцати по имени Люба (Галина Тихонова). Вечер он помнит прекрасно — а вот момент убийства начисто выветрился из головы.

Режиссер: Костас Марсан

В ролях: Вячеслав Лавернов, Галина Тихонова, Федот Львов, Степан Федоренко, Илья Яковлев

Молодой следователь Джулус (Вячеслав Лавернов) чувствует, что все складывается как-то слишком гладко, да и мотив преступления остается туманен. У убитой осталась сестра-близнец Вера (снова Галина Тихонова). Может быть, она поможет разобраться в загадочной истории? Однако после первого допроса девушка пропадает. Молодой работник правоохранительных органов решает глубже копнуть в прошлое жертвы — и следы близняшек приводят его в поселок золотодобытчиков вдали от города…

Детективная завязка триллера Костаса Марсана позаимствована у повести Егора Неймохова «Случай на озере Сайсары», основанной на реальных событиях, случившихся в середине 1970-х. Режиссер прекрасно пользуется холодными завораживающими пейзажами удаленных от цивилизации районов родной республики. И хотя история глубоко укоренена в Якутии и рассказывает о столкновении сельского и городского, Марсан оказывается автором, который хорошо знаком с классическими работами жанра. Первая ассоциация, связанная с таинственными событиями вокруг роковых женщин-двойников — «Головокружение» Альфреда Хичкока. Только якутский фильм все-таки зимний и по-особенному бескрайний.

«Мой убийца» — прекрасный пример выдержанного баланса между авторским и зрительским кинематографом. Расследование преступления становится поводом для разговора о лучшем будущем, возможности вырваться из депрессивного настоящего и цене, которую герои готовы заплатить за грядущие блага.


«Республика Z» (2018)

В Якутии наступил зомби-апокалипсис. Чем он был вызван, точно сказать трудно: ходят слухи, что археологи нашли мумифицированное тело человека, умершего тысячи лет назад — он и начал распространять вирус. Местные жители к новой пугающей реальности привыкли довольно быстро.

Режиссер: Степан Бурнашев

В ролях: Георгий Бессонов, Ирина Михайлова, Дмитрий Баишев, Петр Петров

Так, двое приятелей (Георгий Бессонов и Дмитрий Баишев) устроили хорошо защищенный от ходячих мертвецов форт на основе деревянного дома. Однако в какой-то момент зомби прорвались сквозь забор с острыми кольями и вплотную подобрались к парням, так что тем пришлось бежать с насиженного места. Герои решают попробовать добраться до города — ведь в Якутске разрабатывается вакцина от вируса. По дороге им встретятся храбрая девушка Дора (Ирина Михайлова) и старик Никифор (Петр Петров).

«Республика Z» — кино незатейливое и не очень оригинальное, но бодрое и умеющее развлечь зрителя. В нем ни героям, ни действию сюжета нельзя останавливаться ни на минуту. Маленький бюджет умело скрыт, а необычный грим оживших мертвецов совершенно не похож на западные аналоги. Ближайшие родственники фильма Степана Бурнашева — зомби-хорроры из Южной Кореи.

Отыскать в этой якутской картине комментарий на актуальную социальную проблему, впрочем, вряд ли получится. Спустя 50 лет с премьеры «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро ленты про нашествие восставших из могил трупов часто становятся эффектным зрелищем на один вечер без какого-либо подтекста. И с этой задачей «Республика Z» справляется вполне успешно.


8 фильмов про зомби, сформировавших образ живых мертвецов

Time Out рассказывает о 8 фильмах, оказавших наибольшее влияние на развитие зомби в кинематографе.

Читать статью


«Царь-птица» (2018)

Якутия, 1930-е годы. Сельские жители пока еще мало что знают о советской власти: до удаленных от цивилизации краев информация о новых правителях долетает с опозданием в несколько лет. В глухой тайге одиноко доживают свой век старик Микиппэр (Степан Петров) и его жена Оппуос (Зоя Попова). Детей у них нет, никаких богатств, конечно, тоже — прокормиться бы зимой и не умереть от голода. Спасают их коровы, охота и рыбалка.

Режиссер: Эдуард Новиков

В ролях: Степан Петров, Зоя Попова, Афанасий Федоров, Прокопий Данилов, Прокопий Иванов

В начале зимы к пенсионерам прилетает орел — священная для якутов птица. Дедушка с бабушкой начинают потихоньку подкармливать его, и оголодавший орел наведывается к ним каждый день, а как-то раз даже залетает в избу. Приходится даже обратиться к шаману: не просто же так их стала навещать эта могучая хищная птица. Ответ лежит в прошлом Микиппэра.

Сначала драма Эдуарда Новикова была отобрана в конкурс Московского фестиваля, а потом победила в нем как по мнению жюри, так и критиков. С киносмотра картина увезла Золотого «Святого Георгия» и приз ФИПРЕССИ. «Царь-птица» поставлена по мотивам рассказа Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница».

Картина выполнена в минималистических традициях: постановщик последовательно избегает художественных изысков. До работы над этой лентой режиссер Новиков ставил как художественные, так и документальные фильмы, и это отразилось как на манере съемки, так и на системе сюжетных поворотов. Во вроде бы реалистичную историю органично вплетаются народные верования и мистическая составляющая. В этой картине мира шаман не выглядит чужеродным звеном, и зритель, как и старики, моментально верит в неслучайные визиты птицы. Духи окружают местных с момента появления на свет до самой смерти как при советской власти, так и сегодня. Политика вмешивается в жизнь якутов, но коренным образом их представления о себе и природе никак не меняет.


«Нет бога кроме меня» (2019)

Руслану (Петр Садовников) около 40 лет. Он живет в селе Айга — там же трудится учителем начальных классов режиссер картины Дмитрий Давыдов — и ухаживает за своей матерью Марией (Зоя Багынанова).

Режиссер: Дмитрий Давыдов

В ролях: Петр Садовников, Зоя Багынанова

Пожилая женщина страдает от болезни Альцгеймера, страшный недуг быстро прогрессирует: героиня периодически забывает, кто она такая и где она живет, не узнает своего сына. Чтобы иметь возможность ухаживать за матерью, Руслан когда-то бросил свою жену, сына и дочь. Ни сельские врачи, ни шаманы не могут помочь Марии, поэтому главные герои переезжают в Якутск: там живет Спартак Ильич, когда-то работавший в Айге участковым врачом. Сейчас у него своя клиника, и он пытается уговорить Руслана сдать Марию в специализированное учреждение, однако сыну трудно решиться на столь радикальный шаг.

На фестивале «Окно в Европу» в Выборге в 2019 году лента удостоилась специального приза жюри за лучшую мужскую роль. В своей всего лишь второй режиссерской работе Давыдов обращается к сложной теме неизлечимой болезни и страшной роли, которую она играет не только в жизни самой пожилой женщины, но и ее сына. Руслан готов пожертвовать всем, лишь бы только сохранить в голове матери воспоминания о себе. Сложный жанр социальной драмы диктует фильму стиль повествования и размеренный темп. Из отдельных будничных эпизодов разваливающейся семьи вырастает трагедия постепенного угасания одного человека и беспомощности другого.

Лента совершенно лишена дидактики и не предлагает однозначного ответа на невыносимо сложные вопросы, на которые, к сожалению, приходится ежедневно отвечать огромному количеству людей. С приходом старости родителей дети вынуждены мириться с обстоятельствами, заранее зная горький конец.


Time Out о социализации

Жизнь в современном обществе бывает непростой, но еще тяжелее приходится людям с физическими и ментальными особенностями и ограничениями. Их положение ухудшается из-за стигматизации, незнания диагнозов и отстранения окружающих. Time Out доступно рассказывает о людях, которые сталкиваются с дополнительными трудностями в жизни.

Читать статью


«Надо мною солнце не садится» (2019)

Родители подростка Алтана (Иван Константинов) решают отправить парня на месяц-другой на отдаленный остров посреди моря Лаптевых — все лучше, чем скучать в городе. Теперь юноша должен кормить песцов и следить за скромным хозяйством. Парень он дружелюбный и общительный, поэтому сразу же знакомится со своим соседом — дряхлым стариком по имени Байбал (Степан Петров).

Режиссер: Любовь Борисова

В ролях: Иван Константинов, Степан Петров, Анатолий Кириллин, Иннокентий Луковцев, Елена Маркова, Вероника Максимова

Дед живет один и грезит о счастливом дне, когда будет лежать в земле рядом с любимой женой. О помощи в погребении он просит только что появившегося на горизонте Алтана.

Парень не спешит помогать, а вместо этого решает наполнить жизнь старика смыслом. Когда-то давно Байбал с женой и дочкой плыл в райцентр, но лодка перевернулась: его жена погибла, а трехлетняя девочка пропала. Городской юноша решает завести аккаунт в инстаграме, наполняя его смешными и трогательными роликами, чтобы найти пропавшую дочь старика. Опыт у Алтана в этом деле есть: в Якутске они с приятелем регулярно «пилили» вайны. Между дедом и подростком завязываются крепкие дружеские отношения.

Фильм Любови Борисовой стал обладателем приза зрительских симпатий Московского фестиваля 2019 года. Выбор столичной аудитории можно понять: «Надо мною солнце не садится» — действительно, замечательный и очень редкий для России пример теплого, трогательного и понятного кино для всей семьи. Да, якутские актеры и Крайний Север добавляют ему колорита, но никак не относят его в гетто экзотических этнографических полотен.

Родственные отношения и их хрупкость становятся ключевой темой. В ленте аккуратно соседствуют город и природа, молодость и старость, жизнь и смерть. Режиссер не пытается отнести эти кажущиеся противоположности к разным мирам, а находит способ объединить их в развлекательной форме. Получилось удивительно теплое кино, оставляющее по себе улыбку и мир на душе.