10 сиквелов, которые сумели превзойти оригинальные фильмы | Кино | Time Out

10 сиквелов, которые сумели превзойти оригинальные фильмы

Стас Погорский   3 ноября 2020
8 мин
10 сиквелов, которые сумели превзойти оригинальные фильмы
Когда студия выпускает отличное кино, она оказывается перед соблазном снять продолжение — сиквелы, как водится, далеко не всегда удерживают планку оригинала. Вторичные сюжеты и общая бессмысленность происходящего портят просмотр и отравляют воспоминания об оригинале, но бывают и исключения. Time Out собрал 10 сиквелов, которым даже удалось превзойти первую часть.

«Терминатор 2: Судный день»

Terminator 2: Judgment Day, 1991

Казалось бы, первый фильм был настолько идеальным блокбастером своего времени, что франшиза исчерпала себя. Тем не менее, спустя целых 7 лет Терминатор вернулся с продолжением, которое вошло в историю как идеальный сиквел.

В этой ленте Сара Коннор стала более самостоятельной героиней — выжившей женщиной с посттравматическим синдромом и чувством вины за то, что однажды она позволила себе немного расслабиться и потеряла нечто бесценное. Умным решением было обернуть ожидания зрителей против них: после первой части герой Арнольда Шварценеггера по умолчанию кажется злодеем, а персонаж Роберта Патрика хорошим. Оказывается, все наоборот.

Секрет успеха «Терминатора 2» в том, что из научно-фантастического хоррора серия превратилась в экшен. При этом сердце истории — роботы-убийцы из будущего и временные петли — обыграны здесь так же хорошо, поэтому эксперимент сработал.


«Звездные войны: Империя наносит ответный удар»

Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back, 1980

Перевернуть оригинал с ног на голову или дополнительно его раскрыть — золотая формула для снятия успешных сиквелов. «Империя» следует ей целиком. Первый фильм саги, конечно, собрал огромный ажиотаж благодаря зрелищности и начал революцию блокбастеров, но по-настоящему великим явлением «Звездные войны» стали именно после выхода продолжения.

Люк Скайуокер стал больше походить на космического рыцаря-самурая, а не на потерянного сироту; истинная личность Дарта Вейдера оказалась величайшим сюжетным поворотом в истории кино. Авторам даже хватило смелости закончить ленту практически полным поражением героев и оставить несколько неразрешенных сюжетных линий — никто не ожидал такого от семейной картины.

«Звездные войны: Скайуокер. Восход»: готовимся к финалу саги — все, что нужно знать о вселенной франшизы перед просмотром последнего фильма


«Крестный отец 2»

The Godfather Part II, 1974

Этот фильм — аргумент, способный мгновенно завершить любой спор о существовании великих сиквелов. Второй «Отец» больше по размаху и амбициям, он лучше раскрывает уже полюбившихся экранных мафиози и в целом обогащает и без того шедевральную историю. В оригинале картина не зря называется именно «Часть II» — это не менее важная половина цельной истории, которую лучше посмотреть в один присест каким-нибудь долгим вечером.

Иронично, но «Крестный отец» является еще и примером провальных продолжений — о существовании триквела в приличном обществе стараются не вспоминать.


«Человек-паук 2»

Spider-Man 2, 2004

Оригинальные экранизации комиксов о Человеке-пауке от Сэма Рэйми — классика, вклад которой в развитие кинематографа сложно переоценить. Это первая по-настоящему грандиозная серия кинокомиксов, без оглушительного успеха которой мы могли и не увидеть киновселенную Marvel от Disney и десятки других похожих проектов.

Сиквел при этом выигрывает соревнование с первой частью, что называется, в лоб — он банально лучше во всем. Поскольку становление Человека-паука осталось позади и зрители уже хорошо знакомы с героем, Рэйми смог снять образцовую комиксную историю, взяв одного из главных архизлодеев первоисточника — доктора Октавиуса. Получилось идеальное экшен-кино со сценами, ставшими культовыми. Вроде эпизода, в котором Человек-паук останавливает потерявший контроль поезд собственным телом и паутиной. Чувствуется, что Рэйми значительно вырос как режиссер и научился лучше распоряжаться огромными бюджетами.


«Чужие»

Aliens, 1986

В 1986 году Ридли Скотт снял один из главных фильмов за всю свою карьеру — космический экшен-хоррор с безупречным ритмом повествования. При просмотре «Чужих» зритель испытывает то напряжение, то ужас, то невыносимое ожидание, то адреналин от стремительного экшена.

Хотя в центре истории оказалась неподражаемая Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер, достаточно внимания уделено и сопровождающим ее морпехам: каждый оказывается запоминающимся персонажем, а не просто очередным лицом в массовке.

И это особенно важно в фильме, где нужно искренне переживать за жизнь каждого члена экипажа, противостоящего инопланетному монстру. Как и в «Терминаторе 2», здесь отлично сработала подмена жанров: меньше чистого хоррора, больше грамотного экшена.


«Безумный Макс 2: Воин дороги»

Mad Max 2, 1981

Первые два «Макса» — совершенно разные фильмы. В оригинале была история о погонях байкеров и копов в недалеком антиутопическом будущем, но смотрелось это как-то более обыденно, хоть и захватывало дух.

РежиссерДжордж Миллер

В ролях: Мэл Гибсон

Сиквел же полностью погрузился в постапокалиптическое фрик-шоу в лучшем смысле: здесь извращенный и одновременно завораживающий мир, культовые персонажи и сумасшедшие дизайны автомобилей. Которые, разумеется, в мире Макса являются такими же полноправными персонажами, как и люди.

Изначально в США фильм вышел под названием «Воин дороги» — если бы не вступительный монтаж, можно было и не догадаться, что это продолжение. Незнакомые с серией зрители, пришедшие на сеанс, вряд ли бы заподозрили что-то неладное — настолько удачно сиквел переизобрел оригинальную идею.


«Первый мститель: Другая война»

Captain America: The Winter Soldier, 2014

Когда все уже решили, что фильмы киновселенной Marvel абсолютно взаимозаменяемы, режиссерский дуэт братьев Руссо практически перезапустил одну из слабейших серий MCU — «Первого мстителя» о Капитане Америка. У «Другой войны» совершенно неожиданная структура, больше похожая на взрослые политические триллеры, чем на подростковые ленты об оживших экшен-фигурках в ярких костюмах. Блеснуть удалось не только Кэпу, но и его боевой подруге Наташе Романофф, и злодею, сражающемуся при помощи интеллекта и коварства вместо суперсил.

При этом Руссо смогли удержать баланс между смелым новым направлением и тем, за что зрители полюбили Marvel: «Другую войну» все еще стоит смотреть на как можно большем экране.


«Назад в будущее 2»

Back To The Future Part II, 1989

Единственный способ улучшить и без того отличный фильм о перемещениях во времени — усложнить сценарий, при этом не запутав зрителя. Именно это удалось Роберту Земекису, когда он выпустил «Назад в будущее 2», уже планируя продлить путешествие героев до трилогии.

Режиссеры: Роберт Земекис

В ролях: Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон

В сиквеле больше временных линий и гэгов, Майкл Джей Фокс здесь играет сразу несколько персонажей, включая собственную дочь из будущего — другими словами, получилась отличная научно-фантастическая комедия. При этом общий тон повествования стал чуть более мрачным и циничным, что только добавило сценарию контраста.

Из-за этого фильма мы до сих пор ждем появления самошнурующихся кроссовок — их вариации пока еще редко, но уже встречаются в продаже — и летающих скейтбордов.


«Крик 2»

Scream 2, 1997

Спустя два года после резни в Вудсборо Синди Прескотт пытается начать новую взрослую жизнь, огородив себя от жуткой истории с серийным убийцей в маске привидения. К сожалению для героини, по сюжету фильма на экраны выходит экранизация преступления — буквально «Крик» под другим названием, — на премьере которого появляется новый убийца.

«Крик 2» — потрясающий мета-хоррор от человека, идеально понимающего жанр. Персонажи спорят, бывают ли сиквелы хорошими и чуть ли не открыто осуждают авторов фильмов ужасов и их фанатов. Но это не комедия: в фильме много жутких изобретательных убийств и моментов, когда жизнь главной героини висит на волоске.

И это при том, что Сидни — смышленая и приспособленная к выживанию девушка, умеющая выпутаться из ситуаций, которые по правилам слэшеров гарантированно приводят к гибели.


«История игрушек 2»

Toy Story 2, 1999

Первый сиквел в истории Pixar не случился бы без огромного желания авторов высказаться на важную и не совсем детскую тему. В «Истории игрушек 2» ковбой Вуди узнает о своей принадлежности к целой семье крайне ценных коллекционных игрушек — ему нужно выбрать, хочет ли он остаться с ними, либо вернуться к любимому, но повзрослевшему хозяину. Словом, совсем не игрушечный кризис идентичности.

Режиссер: Джон Лассетер, Эш Браннон, Ли Анкрич

В ролях: Том Хэнкс, Тим Аллен, Джоан Кьюсак

Выбирать между первыми двумя частями серии практически бессмысленно: в обеих потрясающие персонажи и трогательный, умный сценарий. По большому счету, сиквел выигрывает лишь за счет заметно похорошевшей графики.

Кстати, изначально «История игрушек 2» должна была выйти сразу на DVD, минуя кинотеатры. Повезло, что студия Pixar одумалась и сняла полноценную картину для большого экрана.