5 фильмов, на создание которых ушли десятки лет | Кино | Time Out
Кино

5 фильмов, на создание которых ушли десятки лет

Анастасия Полухина 3 ноября 2020
7 мин
5 фильмов, на создание которых ушли десятки лет
Кадр из фильма «Далласский клуб покупателей»
Кинобизнес редко балует быстрыми результатами: даже производство среднебюджетной зрительской картины занимает несколько лет. Что уж говорить об амбициозных проектах — нехватка финансирования, смена режиссеров и продюсеров, реактуализация сюжетов и другие перипетии затягивают производство до бесконечности. Time Out рассказывает истории 5 фильмов, которые создавались неприлично долго.

«Далласский клуб покупателей»

История «Далласского клуба покупателей» началась в 1992 году, когда драматург Крейг Бортен начал писать сценарий фильма о ВИЧ-активисте Роне Вудруфе. К сожалению, в том же году Вудруф умер.

Режиссер: Жан-Марк Валле

Работа над фильмом: 1992-2013 (21 год)

Изначально планировалось, что режиссером ленты станет Деннис Хоппер, а в главной роли появится Вуди Харрельсон. Однако осуществиться в таком виде проекту было не суждено: финансирования не хватило, и задумку «заморозили» на несколько лет. В 2001 году права на будущую картину приобрели продюсеры студии Universal, и началась активная подготовка к съемкам. Правда, приступить к ним команда смогла только спустя десятилетие — пришлось дожидаться, пока авторы фильма уладят многочисленные разногласия по поводу финансирования, оформления и даже юридических тонкостей проекта. Создание ленты-долгостроя наконец перешла в активную фазу — и все необходимые съемки удалось уместить в 25 дней, используя при этом минимум оборудования. Из-за отсутствия бюджета пришлось обходиться без системы освещения, а на каждый дубль отводилось примерно 15 минут. Результат, однако, превзошел все ожидания: работавшие без единой репетиции актеры сыграли настолько четко, что ни один диалог впоследствии не был переозвучен.

Режиссером проекта стал Жан-Марк Валле, а главную роль получил Мэттью МакКонахи. Фильм вышел на экраны в 2013 году и получил одобрение не только зрителей, но и критиков. Сценарист Крейг Бортен был номинирован на «Оскар», а Мэттью Макконахи и Джаред Лето удостоились «Оскара», «Золотого глобуса» и «Премии гильдии киноактеров США».


«Отверженные»

Мюзикл «Отверженные» был настоящим хитом: постановка имела бешеный успех в Париже, Лондоне и на Бродвее. Первым, кто решился снять его киноадаптацию, был режиссер Алан Паркер, приступивший к проекту в 1988 году.

Режиссер: Том Хупер

Работа над фильмом: 1988-2012 (24 года)

Однако через некоторое время работа встала: это были времена расцвета MTV, и появление классического мюзикла на большом экране казалось слишком старомодной идеей.

Проект возобновился в начале 2000-х под руководством Тома Хупера, который к тому моменту успел прославиться фильмом «Король говорит!» и даже получить за него «Оскар». «Отверженные» стали самой масштабной работой в карьере Хупера — общий бюджет ленты составил около 60 миллионов долларов. Такое финансирование обеспечило съемки в Великобритании и Франции, использование передовых технологий и новаторских визуальных эффектов, колоссальную работу художников и декораторов, количество которых превышало сотню. Звук записывался прямо на площадке: каждому актеру выдавали микронаушник, в котором звучала партия фортепиано. Убрать подозрительную электронику из кадра позволили спецэффекты.

Кинолента вышла в 2012 году и получила три премии «Золотой глобус» и восемь номинаций на «Оскар».


«Вор и сапожник»

Создателем единственного мультфильма в этой подборке был канадско-британский аниматор Ричард Уильямс. Арабским фольклором Уильямс заинтересовался еще в начале шестидесятых: иллюстрируя серию книг о Ходже Насреддине, художник обнаружил в этом трикстере потенциал, достойный большого экрана.

Режиссер: Ричард Уильямс

Работа над фильмом: 1962-1993 (31 год)

Время шло, и первоначальная идея трансформировалась в проект киноленты по мотивам других восточных сказок. Финансирование задумка получила только лишь в 1989 году: поддержать проект согласилась студия Warner Bros. Однако выделенного бюджета не хватило, а производство никак не помещалось в запланированные рамки, поэтому было принято решение урезать большую часть фильма, отредактировать и выпустить в прокат в кратчайшие сроки. Все это происходило уже без Уильямса — студия посчитала его участие дополнительным фактором, замедлявшим работу над изрядно затянувшимся проектом.

Первоначальная версия вышла под руководством компании Allied Filmmakers и получила название «Принцесса и сапожник», а через два года компания Miramax Films выпустила альтернативный вариант ленты — «Арабский рыцарь».

Оба мультфильма провалились в прокате; та же участь ждала и еще несколько попыток доработать несчастную задумку, последняя из которых была снята в 1995 году.


«Джон Картер»

В 1912 году писатель Эдгар Райс Берроуз опубликовал фантастический роман «Принцесса Марса». В 1931-м студия Metro-Goldwyn-Mayer и режиссер Боб Клампетт решили экранизировать эту историю в формате полнометражного мультфильма.

Режиссер: Эндрю Стентон

Работа над фильмом: 1931-2012 (81 год)

Часть материала даже удалось отснять, однако кинотеатры были не слишком заинтересованы странной анимацией, поэтому проект поставили на паузу. На протяжении следующих десятилетий авторские права на экранизацию «Принцессы» переходили из рук в руки, как правило, не успев добраться даже до этапа реализации.

В начале 1980-х киномир захватили набравшие бешеную популярность «Звездные войны», и на волне интереса к космическому фэнтези экранизация Берроуза стала казаться перспективным проектом. Впрочем, съемки опять были заморожены на несколько десятилетий — всему виной было отсутствие технологических средств, которые позволяли бы воплотить задуманное. Взять под свое крыло злополучный мультфильм предлагали трем известным режиссерам, однако волею судьбы он снова оказался в ведении Disney.

Снимать его на этот раз должен был Эндрю Стентон, успевший прославиться за время своей работы в студии Pixar. Сценарист, продюсер, актер озвучки и, собственно, режиссер, он участвовал в создании таких громких проектов, как «ВАЛЛ-И» и «В поисках Немо».

Проекту пришлось претерпеть заключительную волну трансформаций: во-первых, анимационная лента превратилась в игровой фильм, а во-вторых, она получила новое название — «Джон Картер». Непосредственно съемки стартовали в 2010 году и завершились в 2012-м. Несмотря на то, что в фильме использовалась компьютерная графика, в роли марсианских озер и пустынь выступали в основном реальные пейзажи.

Съемочный процесс оказался довольно сложным: чего стоила только работа в городке Хэнксвилле, где температура достигала 50 градусов по Цельсию! Однако, несмотря на все усилия команды и немаленькие бюджеты, вложенные в производство и рекламу, фильм потерпел неудачу, не сумев заинтересовать зрителей.


«Человек, который убил Дон Кихота»

Терри Гиллиан познакомился с «Дон Кихотом» в 1989 году — и решил немедленно перейти к его экранизации. Интерес режиссера к классическому шедевру был вполне объясним.

Режиссер: Терри Гиллиан

Работа над фильмом: 1990-2019 (29 лет)

Сервантесовский конфликт между обществом и личностью и сложное соотношение реальности и выдумки вполне совпадали с лейтмотивами его собственного творчества. Гиллиан счел себя лучшим кандидатом на съемку фильма по мотивам знаменитого романа и сразу же начал работу над лентой.

Правда, прошло совсем немного времени с заключения контракта с Phoenix Pictures, и режиссер решил покинуть проект: выделенный бюджет показался ему слишком скромным. Гиллиан переписал сценарий, сменил название фильма, отвлекся на то, чтобы снять «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и вернулся к отложенной на время задумке только в 1998 году. Если изначально режиссер планировал экранизировать роман Сервантеса, не внося в сюжет никаких серьезных изменений, то теперь Санчо Панса превратился в молодого человека, который попадает в прошлое и там знакомится с Доном Кихотом.

Гиллиан отказался от американского финансирования и перенес съемки в Европу, собрав 32 миллиона долларов, что составляло примерно половину от планируемого бюджета. Дон Кихота должен был сыграть Жан Рошфор, который не знал английского языка и специально его выучил, а на роль альтернативного Панса был приглашен Джонни Депп. Съемки стартовали в Испании — и почти сразу же превратились в противостояние разнообразным неудачам и проблемам. На второй день площадку затопило, и все, что удалось сделать за день, превратилось в бракованный материал. Расположенная неподалеку база НАТО обеспечивала беспрестанный шум самолетов.

Наконец, Жан Рошфор получил травму. Съемки приостановились в 2000 году и заключительно возобновились почти двадцать лет спустя: «Человек, который убил Дон-Кихота», вышел в прокат в 2018-м.