Сериал на выходные. «Змей» | Кино | Time Out
Кино

Сериал на выходные. «Змей»

Клара Хоменко 16 апреля 2021
4 мин
Сериал на выходные. «Змей»
Весна в Москве теплая, дни ясные — так и тянет на прогулку. Однако если хочется не на улицу, а на диван, да еще и в хорошей компании, — это тоже отлично. За два выходных как раз можно посмотреть какой-нибудь приличный сериал. Time Out на этой неделе рекомендует «Змея» — очень поучительное и основанное на реальных событиях шоу, от которого волосы встают дыбом.

Где и сколько

На Netflix, 8 серий примерно по 60 минут

В чем сюжет

1975 год. Девушка и парень из Голландии путешествуют по Тропе хиппи и встречают обаятельного француза по имени Алан Готье (Тахар Рахим). Он торгует драгоценностями, живет на широкую ногу в Бангкоке и устраивает вечеринки со своей очаровательной женой, бывшей манекенщицей Моник (Дженна Коулман). Правда, некоторые гости потом не возвращаются домой — но это не привлекает внимания полиции: хиппи мотаются по всей Азии, принимают наркотики, много пьют и, естественно, забывают писать домой. И вообще: кому есть дело до сумасшедших белых, когда своих дел полно? Двое голландцев тоже исчезают бесследно, и даже посольству их собственной страны на это наплевать. Единственный человек, который откликнулся на просьбу родителей найти их детей — третий секретарь посла Голландии в Таиланде Герман Книппенберг (Билли Хоуп).

Почему надо смотреть

Начнем с простого: первые две серии «Змея» завораживают, а оставшиеся шесть заставляют подпрыгивать на полметра над поверхностью и грызть пальцы от волнения. Количество и качества саспенса в этом шоу может сравниться разве что с талантом Тахара Рахима, играющего убийцу. То, что он не удостоился оскаровской номинации за работу в «Мавританце», будет, мы надеемся, сглажено номинацией на «Эмми». Мало кто из актеров способен так убедительно сыграть рептилию, холодного психопата, скрывающегося под личиной компанейского и милого парня.

Еще одно достоинство сериала — картинка: зернистая, припыленная, с очень органичными вставками из документальных съемок 70-х, она работает как машина времени, буквально втягивая зрителя в прошлое, и наводит на очень неуютные мысли о классическом «никогда не разговаривайте с незнакомцами». В общем, оторваться от «Змея» сложно — это отлично сделанный сериал бытовых ужасов о том, что может случиться с каждым.

А теперь поговорим о вещах менее очевидных. Криминальные шоу, основанные на реальных событиях, — материал тонкий. Попытки залезть маньяку под шкуру никоим образом не должны работать на преступника, и история Чарльза Собраджа, которого журналисты прозвали Змеем за абсолютную бесчувственность, расчетливость и жестокость, стоит тут особняком. Убивший по меньшей мере 12 человек в Юго-Восточной Азии, Собрадж в конце концов ушел бы безнаказанным, если бы не архив Книппенберга. Дипломат в свое время первым начал расследование и десятилетиями хранил документы, надеясь, что убийцу все-таки удастся посадить навсегда.

Это дело стоило ему карьеры и брака, в то время как Собрадж вел весьма роскошную жизнь в статусе медийной звезды. Так стоило ли снимать «Змея», вновь привлекая внимание к его персоне?

Ответ — да, поскольку Netflix, слава богу, не Ксения Собчак. Создателей «Змея» интересует не столько личность преступника, сколько ответ на вопрос «Как же так получилось, что даже не скрывавшийся толком убийца столько лет уходил от расплаты?». Залог безнаказанности Собраджа обнаруживается не в его великом уме (по сути, Змей сделал все, чтобы его поймали), и уж конечно не в поведении жертв, которые легко доверялись дружелюбному незнакомцу, и даже не в коррумпированности местной полиции.

Он в том, как равнодушно общество ко всему, что выбивается из текущей повестки или стереотипов. Европейцы не ищут пропавших хиппи, потому что те «волосатые», азиаты — потому что жертвы белые чужаки, а все вместе — потому что есть проблемы посерьезнее. Вьетнамская война, например. Учитывая, что хиппи были противниками вооруженного конфликта, а многие и вовсе участвовали в протестах и отправлялись за это в тюрьмы, все вышесказанное звучит как издевательство. Это лучшая иллюстрация того, что такое социальная привилегия. Стоит нарушить определенные условия — и вот твоя мучительная смерть уже никому неинтересна, за исключением родителей и какого-нибудь сумасшедшего вроде Германа Книппенберга, которого можно полноправно назвать вторым героем этой истории.

Ведь если есть зло, то против него обязательно должно выступить добро. Это закон не драматургии, а жизни человечества, которое в противном случае просто вымерло бы как вид.

В чем польза

«Змей» — действительно пугающий триллер, после которого становится понятно: несмотря на все наши представления о законе, порядке, а также о том, что может и не может случиться, никто из нас не защищен.

Для любителей пощекотать себе нервы:

17 лучших триллеров XXI века

Произойти может буквально все, причем не самое лучшее. А раз так, то неплохо бы не только соблюдать технику безопасности во время турпоездок, но и каждый божий день поддерживать тех людей, которым не все равно, что кого-то мучают или убивают. Иначе придется жить в мире, который комфортен только для змей.