Мобильное кино в 2021: динамичность, достоверность, доступность
Кино

Мобильное кино-2021: динамичность, достоверность, доступность

Светлана Гуляева , Анна Рыбалкина 16 апреля 2021
11 мин
Мобильное кино-2021: динамичность, достоверность, доступность
Вертикальная съемка, screen life, zoom-постановки – новое кино нашей новой реальности? На самом деле, первый фильм на камеру телефона сняли в 2005 году, а примерно через десять лет уже сотни режиссеров презентовали свои мобильные фильмы, появились специализированные кинофестивали, а феномен мобильного кино начали широко обсуждать. О том, что изменилось за последние годы, и как пандемия повлияла на эту сферу, мы поговорили с директором Дублинского кинофестиваля для смартфонов Робертом Фицхью и создателем проекта Mobile Filmmaker Максимом Мусселем.

Еще в 2018 году на Санкт-Петербургском международном культурном форуме режиссеры и эксперты киноиндустрии из четырех стран на дискуссии «Мобильное кино» предсказывали, каких новых форматов и поворотов жанра нам ждать, что лучше снимать на смартфон и полюбят ли такие фильмы зрители. Оправдались ли ожидания? Или реальность, как обычно, превзошла самые смелые прогнозы? Что изменилось в индустрии за это время, что такое мобильное кино в 2021 году, где научиться профессионально снимать на смартфон, и станут ли блогеры новыми режиссерами? По мотивам той встречи мы поговорили с ее участниками – директором Дублинского кинофестиваля для смартфонов Робертом Фицхью (Ирландия) и режиссером, создателем продюсерской Лаборатории мобильного кино Mobile Filmmaker Максимом Мусселем (Россия), с которым уже не единожды беседовали о мобильном кино.

 

О трендах в мобильном кино

В 2018 году вы приняли участие в дискуссии Санкт-Петербургского международного культурного форума. С тех пор прошло 3 года, началась пандемия, мир изменился. Что поменялось в индустрии?

Роберт Фицхью: На самом деле, многое изменилось, особенно за минувший год, как вы понимаете. Когда я организовал фестиваль для смартфонов в 2018 году, он воспринимался нишевым. Фильмы, снятые на телефон, казались чем-то странным, этаким развлечением для любителей: снимать кино на телефон ты, конечно, можешь, но тебя никогда не воспримут всерьез как кинематографиста. Сегодня появляется все больше мобильного контента, а мы даже не осознаем этого. Например, в прошлом году Леди Гага выпустила клип, снятый на телефон. Для моего окружения это стало большим событием, но все остальные решили, что это просто клип.

В пандемию объемы мобильной съемки выросли в разы, потому что у людей не было доступа к другому оборудованию. Как видите, происходит массовое принятие данной технологии и массовый переход к ней.

Максим Муссель: Съемка полноценных кино- и сериальных проектов на мобильный телефон перестала быть маргинальной историей не только в мире, но и в России. Мы получили Гран-при старейшего российского фестиваля «Окно в Европу» за мобильный фильм «Смерть нам к лицу», режиссер Анна Меликян сняла на iPhone сериал «Нежность» и с успехом показала его зрителям на платформе ivi. Что касается последнего года, то заметно увеличилось число работ, снятых на смартфон и посвященных жизни на карантине, локдаунам, одиночеству и изоляции.

Что вы думаете о новых трендах и форматах, появившихся в последние пару лет?

Р.Ф.: Граница между съемкой на телефон и съемкой на камеру стала все больше размываться. Я четко помню, что на Санкт-Петербургском культурном форуме 2018 года многие слушатели задавали вопросы, связанные с технологическими ограничениями в духе: «Эй, а можно это снять на телефон? У меня получится?» Сейчас все понимают, что к мобильному телефону можно применить много технологических примочек и получить высококачественную картинку.

Кино меняют зрители: они все чаще смотрят видео на телефоне – следовательно, появляется больше фильмов, снятых на смартфон. Сколько всего интересного произошло с вертикальным видео. И нам еще предстоит увидеть, что случится с кинотеатрами, будут ли они занимать то же место в жизни общества, что и прежде.

М.М.: Стало больше фильмов в формате screen life, когда весь сюжет разворачивается в смартфоне или ноутбуке главного героя, а зритель смотрит на видеоскрин экрана. Появились работы, снятые в Zoom. Набирает обороты производство коротких сериалов в вертикальном формате. В целом, больше экспериментов с изображением. Визуальный язык развивается постоянно.

Какие перспективы у вертикального кино?

Р.Ф.: Обожаю вертикальную съемку! Думаю, она великолепна. Дэмьен Шазелл, режиссер фильмов «Одержимость» и «Человек на Луне», недавно снял проект на телефон Apple – десятиминутный вертикальный фильм, который освещает все этапы истории Голливуда. Это очень, очень хороший фильм.

Видите ли, если бы когда-то давно вы спросили меня: «А вертикальные фильмы – будущее за ними?» Я бы ответил: «Нет, потому что, знаете, в фильмах всегда есть пейзаж, у вас глаза так устроены, ТВ так устроено». Думаю, все дело в зрителе, в том, как он потребляет контент. Если зрители смотрят его в вертикальном режиме, то режиссеры начинают снимать вертикально. Помню, я читал статью российского режиссера, который снимал фильмы о вампирах. Мне кажется, я сейчас исковеркаю его имя. Тимур..?

Тимур Бекмамбетов?

Р.Ф.: Да. Если правильно помню, он снимает вертикальный художественный фильм. Думаю, это прекрасно, мне правда нравится. Не знаю, знакомы ли вам вертикальные китайские драмы. Они снимают драмы в виде крошечных телесериальных эпизодов, но у них вертикальность – жанр, так что снимают и редактируют специальным образом, извлекая пользу из узкого кадра. Вы получаете массу комбинированной съемки, много действительно плавных переходов между кадрами, так что это очень интересный прием повествования, он предназначен для быстрого просмотра и потребления. Как пятиминутные комедии с ключевой шуткой – смотришь и идешь дальше. Сериал «Общество», TikTok и Reels доказали, что общество становится все быстрее, быстрее, быстрее.

М.М.: Смартфоны и планшеты – так воспринимает видеоконтент большая часть человечества, особенно молодая. Возникает закономерный вопрос: а для режиссеров какая причина выбора вертикального формата кроме удобства зрителей?

С точки зрения драматургии вертикальная развертка дает глубокое погружение в интимный мир героя, эффект подсматривания за ним и окружающей жизнью, как будто через замочную скважину или щелку в занавесках. С другой стороны, зритель не видит многое из происходящего за рамками «узкого» кадра, и это дополнительно нагнетает атмосферу, создает саспенс, вызывает клаустрофобию. Такого рода особенности изложения помогают рассказу не только детективных историй, ужастиков или триллеров, они отлично работают и в бытовой драме, комедии.

 

О том, где смотреть мобильное кино:

Во время дискуссии на Форуме мы говорили о том, что мобильным фильмам непросто получить массовую дистрибуцию. Какие сейчас есть платформы для дистрибуции мобильных фильмов?

Р.Ф.: Да, на Форуме я упоминал, что это очень нишевое производство. Но то, что произошло с моим фестивалем – настоящее чудо. Примерно в то же время, когда я основал фестиваль, Стивен Содерберг снял триллер «Не в себе», и его показали в кино. Внезапно мобильное кино превратилось в мейнстрим, и с тех пор все понеслось: фильмы на Netflix, несколько фильмов есть на Amazon Prime.

Где российский зритель может увидеть мобильное кино? Оно появляется в прокате?

М.М.: Мобильное кино без проблем идет в прокате. Наши полнометражные фильмы «Фагот» и «Смерть нам к лицу» показывали в кинотеатрах, а сейчас они доступны для просмотра на всех крупных онлайн-платформах.

Было бы классно создать портал, где можно посмотреть различные фильмы, снятые исключительно на смартфоны.

 

О проектах на карантине:

А можете вспомнить яркие проекты, которые появились во время и благодаря карантину?

Р.Ф.: Я видел действительно хороший проект в том году – называется Flimsy. Это телесериал, но его снимали, мне кажется, пять режиссеров в десяти странах. Все они снимали свои сцены по отдельности, но выглядит так, будто они находятся в одной комнате и разговаривают. Зритель не может отличить один фрагмент от другого, потому что в фильме розовый фон, все снято в розовом цвете.

Я видел много хороших фильмов, снятых в Zoom. The Call, а еще Eve – в них действительно раскрывается идея изоляции и паранойи.

Самое главное, что я заметил в прошлом году, то, что ограничения подпитывают креативность. Многие стали гораздо хитрее использовать небольшое доступное пространство. А еще мы так привыкли общаться через Zoom, что мысль о том, что у телефонов качество не очень просто пропала – ведь это же чепуха! Дело не в телефоне, а в том, как вы пользуетесь светом. Думаю, что люди перешли на телефоны, поскольку это реальный способ поведать свою историю, быстрый и эффективный, людям это и нужно.

М.М.: Многие проекты сейчас находятся в процессе производства. Позже посмотрим, во что воплотятся в итоге «карантинные» идеи.

 

О новых площадках и школах для режиссеров:

Роберт, в 2019 году вы запустили проект Film Smart, чтобы помочь компаниям создавать видеоконтент при помощи мобильных телефонов. Как сейчас идут дела? 

Р.Ф.: Потрясающе. На самом деле, сложно было бы найти момент лучше. Я оказался одним из тех, кто умудрился извлечь выгоду из пандемии. Многие офисы перешли на работу из дома, но им все так же нужно было создавать контент, рекламу. Я инструктирую и обучаю, но еще предлагаю услуги по созданию и редактуре видеоконтента, масштаб проекта увеличился. Мне нравится работать с предпринимателями, я помогаю им творить.

Максим, с 2019 годы вы не только основатель лаборатории мобильного кино Mobile Filmmaker, но и основатель первого в России Международного фестиваля мобильного кино. Какие еще сервисы, ассоциации, курсы нужны создателям мобильного кино? Какие уже есть в России, а какие могут появиться в будущем?

М.М.: Сейчас на рынке существует два уровня взаимодействия с создателями мобильного кино: для начинающих и для профессионалов. На начальном уровне появилось много онлайн-школ для желающих научиться азам съемки на смартфон.

Мы в «Лаборатории мобильного кино» вместе с режиссером Борисом Гуцем занимаемся развитием молодых профессионалов, учащихся и выпускников киношкол, проводим обучение, продюсируем, третий год организуем Международный фестиваль мобильного кино. Что касается дополнительных сервисов и возможностей, повторюсь, что была бы полезна отдельная площадка, где можно посмотреть только мобильное кино.

 

О доступности мобильного кино и блогах:

Среди преимуществ мобильного кино обычно называют доступность, меньший порог входа в профессию. Но не приводит ли это к снижению качества работ? 

Р.Ф.: Вкратце – нет. А теперь объясню подробно. Скажем, ручка и бумага существуют с незапамятных времен, и любой мог бы написать книгу, но это не значит, что каждый – писатель. Все, что есть в телефоне – камера, это устройство просто может помочь вам творить.

В кино нужно сотрудничать, вы работаете со съемочной бригадой, у вас есть тот, кто разбирается в камерах, тот, кто разбирается в монтаже, если вы сами в этом не сильны. Создавая фильмы, стоит работать сообща. Я вовсе не считаю хорошей идеей снисходительность к другим и стремление все сделать самому.

Мы живем в эпоху, когда каждый эксперт. Сегодня середняки вырываются вперед, а вся мудрость уходит. Люди заливают что-то на YouTube, а другие говорят им: «Слушай, это неплохо!» И они такие: «А знаете что, теперь я эксперт в этой области, и я буду говорить всем, что делать». Так что, если говорить о создании мобильного кино, я не считаю, что телефоны делают кино хуже. Я считаю, что люди, которые решили заниматься съемками, просто должны прилагать больше усилий, разработать историю, выучить основы кинематографа. Только тогда они смогут называть себя профессионалами.

М.М.: Конечно нет, потому что качество фильма зависит не от технических характеристик изображения, а от профессионализма автора, увлекательности сценария, достоверности игры актеров и точности монтажа. Поэтому в мобильном кино очень высоки требования к умениям и подготовке автора.

Сегодня блогеры производят очень много контента для разных социальных сетей. Чем видеоблог, например на YouTube, отличается от мобильного кино? 

М.М.: Тем же, чем хорошее кино отличатся от плохого видеоблога – драматургией. Проблема большинства начинающих видеоблогеров не в характеристиках изображения, а в неумении рассказать увлекательную историю.

 

Блиц о мобильном кино:

Назовите три главные черты мобильного кино?

М.М.: Три Д: динамичность, достоверность, доступность. Всего этого сильно не хватает в обычном индустриальном кино, и мобильная съемка может это привнести.

Р.Ф.: Я уже не вижу большой разницы между мобильным кинематографом и обычным. Если фильм отлично снят на телефон, зритель этого не заметит и не выделит никаких особых черт.

Три лучших фильма и три режиссера мобильного кино на сегодня?

М.М.:

  • «Танжерин» Шона Бейкера
  • «Не в себе» Стивена Содерберга
  • «Смерть нам к лицу» Бориса Гуца

Режиссеры: Клод Лелюш, Стивен Содерберг, Борис Гуц.

Р.Ф.: 

  • Ghost, Anthony Z. James – «Призрак» Энтони Джеймса
  • High Flying Birds, Steven Soderbergh – «Птица высокого полета» Стивена Содерберга
  • Father Unknown, David Quint

 

Благодарим Санкт-Петербургский международный культурный форум за помощь в подготовке материала. Напоминаем, что в 2021 году Форум пройдет с 11 по 13 ноября.

 

Реклама
Акция не распространяется на операции, оформленные в программы: «Универсальный перевод плюс», «Универсальный перевод», «Заплати в Рассрочку», «Все покупки в рассрочку» и переводы в рамках системы быстрых платежей. Организатором промоакции «180 дней на всё!» является АО КБ «Ситибанк» (далее — «Ситибанк»). Промоакция проводится на территории Российской Федерации. Общий период проведения промоакции — с 01.04.2021 по 31.03.2022. Правила программы и сроки ее проведения опубликованы по ссылке. Льготный период кредитования длительностью 180 дней с момента одобрения кредитной карты распространяется на операции по оплате товаров, работ и услуг, снятию наличных, денежных переводов со счета кредитной карты. Участнику Акции необходимо своевременно и в полном объеме вносить минимальную сумму платежа по кредитной карте в соответствии с условиями договора о выпуске и обслуживании кредитных карт для сохранения специального условия Начиная со 181 дня с даты одобрения карты действуют стандартные условия Льготного периода кредитования.
Кредитный лимит устанавливается в индивидуальном порядке на усмотрение банка в пределах 450 000 рублей для новых клиентов и может быть увеличен до 1 000 000 руб,
Кредитная карта выпускается исключительно по усмотрению банка. Процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке от 20,9% до 32,9% годовых. Срок возврата кредита определен моментом востребования.