Сказка для детей, которые выросли. Как «Гарри Поттер» изменил жизни миллениалов | Кино | Time Out

Сказка для детей, которые выросли. Как «Гарри Поттер» изменил жизни миллениалов

Дмитрий Евстратов   30 декабря 2022
10 мин
Сказка для детей, которые выросли. Как «Гарри Поттер» изменил жизни миллениалов
Фото: Depositphotos

26 июня 1997 года появился феномен, который позднее захватил весь мир — Джоан Роулинг опубликовала свой первый роман о Мальчике, Который Выжил, и 20 лет назад он дал старт целой кинофраншизе. Влияние истории на массовую культуру пытались объяснить многие исследователи, неизменно приходившие к выводу: книги Роулинг и их киноадаптации воспитали целое поколение. Time Out разбирает уникальный кейс и ищет причины, по которым «Гарри Поттер» стал учебником жизни для миллениалов.


С чего все начиналось

1990 год. В поезде Манчестер-Лондон в голову недавно окончившей Эксетерский университет Джоан Роулинг пришла идея романа о худом мальчике в очках и со шрамом, получившим письмо из школы чародейства и волшебства. Всю поездку она обдумывала взволновавшую ее идею, так ничего и не записав в блокнот. В тот же вечер она принялась создавать роман, который впоследствии кардинально изменит не только ее жизнь, но и жизни многих детей по всему миру — они будут мечтать увидеть возле своего дома пролетающую сову с небольшим конвертом в клюве.

Джоан Роулинг. Фото: Depositphotos

До выхода в свет первой книги тогда оставалось семь лет. За это время жизнь Роулинг успела окраситься в мрачные тона: после десятилетней борьбы с рассеянным склерозом умерла ее мать, семейная жизнь тоже не задалась — у Джоан сначала случился выкидыш, затем родилась дочь, которой суждено было расти без отца. Роулинг страдала от домашнего насилия, после развода жила с дочерью на пособие в небольшой съемной квартире, называя себя «бедной, насколько это возможно в современной Великобритании, не будучи бездомной». В фоне этих сложностей в голову писательницы не раз приходили мысли о самоубийстве, а в медицинской карте стоял диагноз «клиническая депрессия».

Однако все это время вместе с ней, помимо дочери, жил еще и маленький мальчик, детство которого тоже нельзя назвать легким. Кажется, именно он помог ей пережить тяжелый период и расправить крылья. Роулинг признавалась:

«Я перестала притворяться перед собой, что я была какой-то другой, и стала направлять всю свою энергию на завершение единственной работы, которая что-то значила для меня. Если бы я действительно преуспела в чем-либо еще, я бы никогда не смогла найти решимость добиться успеха в том, что было действительно моим. Я освободилась, потому что мой самый большой страх реализовался, и я все еще была жива, у меня все еще была дочь, которую я обожала, у меня была старая пишущая машинка и большая идея. И так каменное дно стало прочным фундаментом, на котором я перестроила свою жизнь».

Поначалу рукописи «Гарри Поттера» были никому не нужны — почти все издательства отвергали «Философский камень». Только через два года после завершения работы над ним в то время небольшое издательство Bloomsbury решилось опубликовать роман, ставший вершиной современной детской литературы.


Как «Гарри Поттер» изменил отношение к чтению

К концу XX века доля читающей молодежи стремительно уменьшалась. Поколение 80-х все чаще обращалось к видеоиграм на первых игровых приставках и компьютерах. В 90-е появилась Всемирная паутина, и Интернет стал поглощать все больше и больше молодежи.

После спилберговских «Челюстей» и «Звездных войн» Джорджа Лукаса кинотеатры стали повсеместно показывать блокбастеры, привлекая представителей новых поколений. Небывалое развитие индустрии развлечений сместило внимание большой части населения планеты с книг на другие варианты проведения досуга. В особенности это касалось детей и подростков.

Казалось, ничто уже не изменит такой порядок вещей. Вряд ли появление на книжных прилавках очередной детской сказки могло хоть как-то побудить подростков начать взахлеб читать «какие-то книжки» в реалиях клиповой культуры. Однако совершенно необъяснимым образом «Гарри Поттер» стал феноменом, который, если не в корне, то существенно изменил отношение к чтению у многих подростков.

Исследовательская компания Yankelovich совместно с крупным детским издательством Scholastic в середине нулевых провели масштабное исследование среди поклонников поттерианы. Оказалось, что более половины молодых читателей в США до знакомства с волшебным миром Джоан Роулинг вообще не открывали книги для развлечения. В то же время почти 90% родителей в ходе опросов признались, что роман помог их детям получать больше удовольствия от чтения.

Памятник студенту в образе Гарри Поттера в Тирасполе. Фото: wikimedia

К аналогичным результатам пришли социологи из фонда National Literacy Trust — их опросы доказали, что большинство подростков, когда-то осиливших «Гарри Поттера», не бросают литературу и продолжают читать. По крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Джоан Роулинг и ее детищу обязаны многие авторы современных остросюжетных романов. В середине 2010-х эксперты компании Nielsen Book выяснили, что всплеск интереса к такой прозе обеспечили бывшие читатели «Гарри Поттера». С книги о юном волшебнике они сначала перешли на антиутопии вроде «Голодных игр», а затем и на более взрослую литературу — к примеру, романы Донны Тартт или Гиллиан Флинн.


В чем заключается магия «Гарри Поттера»

И все же, почему именно «Гарри Поттер» стал мировым феноменом? Почему популярность романа вышла за границы одного поколения? Отчасти это удачное стечение обстоятельств и заслуга кинематографистов — вовремя создавались адаптации, поддерживающие постоянный и крайне стойкий интерес к источнику. Однако основная причина литературной и массово-культурной гегемонии Поттерианы — решения Джоан Роулинг, плавно перекочевавшие в экранизацию. Ведь большинство книжных особенностей «Гарри Поттера» актуальны и для киноверсии.

Очевидно, что роман Джоан Роулинг — нечто большее, чем простое развлечение, особенно для подростка, редко задающегося экзистенциальными вопросами. Будучи филологом по образованию и ярой фанаткой Диккенса и Толкина, Роулинг соткала свой собственный, абсолютно новый мир на фундаменте из лучших традиций английской литературы и широко известных архетипов.

При этом ее мифология получилась совсем не такая громоздкая и основательная, как у Толкина (Средиземье и несколько книг, объясняющих его сотворение). Это снижает порог вхождения, позволяет читателю с ходу понимать, что вообще происходит, и не теряться внутри повсеместного волшебства.

Магический мир Роулинг близок к реальности и даже с ней пересекается — это еще одно важное свойство серии. Причем пересечения не всегда очевидны. В поттериане сразу же считывается сближение автора и читателя — писательница недаром создала Гарри простым, ничем не отличающимся от большинства мальчиком: добрым, отзывчивым, ищущим светлые пятна там, где их, вероятно, нет и в помине. Юный читатель или зритель на подсознательном уровне моментально идентифицирует себя с главным героем и проходит весь этот путь вместе с ним.

Платформа 9 3/4 на студии Warner Bros. в Ливсдене, Великобритания. Фото: Depositphotos

Внезапно возникшая в жизни Гарри магия никогда не была для него панацеей. Вовсе не колдовство спасло его от Волан-де-Морта, а материнская любовь. И так во всем: в любой сложной ситуации его выручают не причудливые заклинания или зелья, а ценности, приверженцем которых он является. Это и приближает фэнтезийный мир к реальному.

Впрочем, несмотря на все оговорки, магия в романах играет не последнюю роль. Роулинг точно уловила настроение эпохи, с помощью волшебства предсказав начало века высоких технологий. К моменту выхода первой книги Интернет методично, но пока еще очень медленно проникал в жизни людей, а до появления первых удобных девайсов и смартфонов еще должно было пройти время.

Зато в мире Роулинг некоторые бытовые вопросы, которые современный человек решает нажатием одной клавиши, уже решались быстро и легко: одним взмахом волшебной палочки можно починить сломавшуюся вещь и найти потерянную, наколдовать воду (и даже превратить ее в ром!) и вылечить некоторые раны. Такие небольшие детали создают читательский и зрительский уют внутри истории и даже больше — колорит, ради которого хочется возвращаться в магический мир снова и снова.


Почему «Гарри Поттер» — воспитательная история

Прелесть «Гарри Поттера» и в том, что персонажи взрослеют вместе с читателем. Роулинг, прекрасно это понимая, не просто развивает Гарри и его друзей — она воспитывает и аудиторию. Касается это и книжного языка — от первой к последней части язык насыщается и эволюционирует, — и постепенного усложнения препятствий, с которыми сталкиваются герои.

Серии удается быть актуальной в быстро меняющееся время. К классической проблематике — моральный выбор, добро и зло, любовь и дружба — добавляются вопросы расизма, отношения к меньшинствам, на страницах и на экране появляются сильные, каждая по-своему, героини: Гермиона, Беллатриса, Молли Уизли.

Все это складывается во вполне реальную воспитательную формулу: невысокий порог вхождения, который способны осилить подростки, увлекательный сюжет с разножанровыми элементами, обращение к общечеловеческим ценностям и постепенная эволюция героев и читателей от одной части к другой. Чем не идеальный вариант для первого осознанного знакомства с литературой?

Очередь за книгой «Гарри Поттер и Дары смерти» в калифорнийском книжном магазине. Фото: wikimedia

Гипотезу о воспитательной функции «Гарри Поттера» проверяли многие исследователи. Одним из таких в начале 2010-х годов был профессор Вермонтского университета Энтони Гержински. Вместе со студентами он изучал влияние массовой культуры на общественное сознание молодежи. Влияние романов Роулинг он решил проверить на школьниках 10-15 лет, родившихся в конце 1990-х — начале 2000-х. По результатам опросов Гержински выявил, что поклонники «Гарри Поттера» более либеральны и толерантны, менее циничны и ни в каких формах не приемлют насилие.

Ошибочно полагать, что ценность «Гарри Поттера» находится только в плоскости развлечения и воспитания. Для многих фанатов серия книг и фильмов выполняет и компенсаторную функцию — погружение в волшебный гостеприимный мир Джоан Роулинг позволяет в буквальном смысле восстановить душевное равновесие, на время вырваться из суеты будней и скоротать одиночество.

Во все времена литература дарила людям произведения, формирующие ценности и ориентиры отдельных поколений. Однако воспитательный кейс «Гарри Поттера» — особенный и уникальный, потому что случился не спустя годы после выхода книг в свет, а здесь и сейчас, в современном мире, доверху наполненном развлекательными соблазнами. Возможно, романы Роулинг и последовавшие за ними экранизации — последнее подобное литературное явление.