Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран | Кино | Time Out
Кино

Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Дмитрий Евстратов 1 ноября 2021
7 мин
Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран
Кадр из фильма «Тюльпан»

Фильм финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля 2021 года, был выдвинут в качестве кандидата от Финляндии на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Лента была создана при участии российских продюсеров, сценаристов и актеров, а съемки проходили в нескольких городах России. Подобные проекты, создаваемые сразу несколькими странами или компаниями из разных стран, называются копродукциями. Time Out вспоминает 5 успешных примеров последних лет с участием российских кинематографистов.


«Уроки фарси», 2020

Страны: Германия, Россия, Беларусь

Разгар Второй мировой войны. Европа оккупирована, немецкие солдаты с остервенением ищут евреев, расправляются с ними или дают небольшую отсрочку, отправляя в концлагерь. Во время одной из таких операций нацистам в руки попадается бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье. Дабы остаться в живых, он представляется персом. Поначалу это ему помогает, но уже через некоторое время Жиль понимает, что за этот обман ему придется заплатить высокую цену. Его приставляют к концлагерному повару, который после окончания войны мечтает уехать в Иран. Жилю предстоит научить его говорить на языке фарси. Загвоздка в том, что его молодой еврей совсем не знает, поэтому ему придется выкручиваться самыми незаурядными способами.

Первоначально режиссером значился Тимур Бекмамбетов, но в итоге постановщиком стал американец украинского происхождения Вадим Перельман. Впрочем, не только это говорит об «Уроках фарси» как о международном проекте — фильм создавался компаниями из трех стран: России, Германии и Беларуси. Сценарий основан на рассказе Вольфганга Кольхаазе «Персидский для капо», а за камеру отвечал Владислав Опельянц — оператор последних фильмов Кирилла Серебренникова.

После премьеры на Берлинале-2020 «Уроки фарси», гуманистический посыл которого оказался даже значительнее его художественных особенностей, сразу же нарекли новым словом в специфическом жанре — кино о холокосте. Теоретически на «Оскар» ленту могли отправить сразу три страны, но сделала это Беларусь. И прогадала — фильм был дисквалифицирован потому, что большая часть съемочной команды представляла другие страны.


«Тюльпан», 2008

Страны: Казахстан, Россия, Германия, Польша, Швейцария, Италия

Асхат — моряк, который только что закончил службу и вернулся в родные казахские степи. Здесь есть все, что он так любит: простор, свобода, прекрасные закаты и рассветы. Теперь его главная мечта — стать чабаном, пасти овец и жить в доме с водопроводом и солнечной энергией. Все это он получит, только при одном условии: он должен жениться. Однако провернуть это в бескрайних степях не так просто, ведь в ближайшей округе есть только одна девушка. Зовут ее Тюльпан, и замуж за Асхата она не хочет. Бывший моряк не сдается и запускает целую кампанию по завоеванию местной красавицы.

Драмеди режиссера Сергея Дворцевого — одна из лучших российско-казахстанских копродукций, к которой на этапе постпродакшна подключились европейские кинематографисты. Съемки продолжались четыре года в степях Бетпак-Дала, эпизодические роли достались непрофессиональным актерам из местного населения. В команду создателей, помимо Дворцевого, входили продюсеры из России и Германии, а также польский оператор Иоланта Дылевска.

«Тюльпан» имел огромный фестивальный успех — от смотров в Канаде и США до многочисленных азиатских фестивалей.

Это и неудивительно, ведь лента завоевала главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Подобное признание почти всегда является предтечей успеха в профессиональной и зрительской среде по всему миру.


«Роль», 2013

Страны: Россия, Беларусь, Финляндия, Германия

1919 год. Молодой актер из провинции Николай Евлахов кочует вместе с частями белой армии на поезде от станции к станции, убегая от красных. В тогдашней действительности уйти от них было практически невозможно, не получилось и у Николая. Он попадает в плен и по счастливому стечению обстоятельств спасается благодаря схожести с красным командиром Плотниковым. Однако откуда ни возьмись на горизонте появляется конница белых, завязывается бой, и Плотников погибает. Евлахов, воспитанный в эстетике символизма, решает сыграть роль погибшего, жить его жизнью.

За создание ленты режиссера Константина Лопушанского отвечала петербургская кинокомпания Proline Film, за несколько лет до этого выпустившая сокуровского «Фауста» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля в 2011 году). Фильм был снят при участии Ленфильма, студий из Финляндии, Беларуси и Германии. Финансовую поддержку оказывали Министерства культуры России и Беларуси, а также европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ.

«Роль» представляет собой черно-белую притчу о послереволюционной России. В локациях морозного Петрограда начала 1920-х рисуется не только история личности, поглощенной другой личностью, но история страны, поглощенной новым, красным государством.


«Монгол», 2007

Страны: Россия, Германия, Казахстан

Детство мальчика Тэмуджина выдалось нелегким. Его настигал голод, унижения и даже рабство. Юношу много раз предавали и пытали, но так и не сломали: он выжил, вырос и стал великим Чингисханом — повелителем чуть ли не половины мира. С помощью ума, силы и бесконечной любви жены Борте он расширил представления о человеческих возможностях и жирными буквами вписал свое имя в историю.

По признанию постановщика «Монгола» Сергея Бодрова-старшего, съемки масштабного исторического эпоса дались его команде с огромным трудом. Длились они более года и проходили по большей части в Китае и Казахстане. Всего над фильмом работало почти 500 человек, больше половины из которых были китайцами. В некоторых сценах и вовсе было задействовано 1500 статистов. Из-за масштаба и многонациональности съемочной группы (китайцы, русские, немцы, японцы, казахи, украинцы и другие) в ней присутствовало 30 переводчиков.

Возникала на съемках и другая проблема — в перерывах некоторые статисты употребляли алкоголь, что не раз приводило к ссорам и даже дракам на национальной почве. Решать проблему были призваны танцовщицы и певцы, развлекавшие статистов в свободное время.

Такая работа не могла остаться незамеченной. «Монгол» демонстрировался на многих международных фестивалях, завоевал шесть российских премий «Ника», включая статуэтки за режиссуру и лучший игровой фильм, а также стал первой в истории лентой от Казахстана, получившей номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранной языке».


«Две женщины», 2014

Страны: Россия, Латвия, Франция, Великобритания

В основе предпоследнего фильма Веры Глаголевой лежит повесть Тургенева «Месяц в деревне». В доме богатого помещика Аркадия Сергеевича Ислаева формируется необычная любовная геометрическая фигура: главная героиня и жена помещика Наталья Петровна влюбляется в учителя собственного сына Алексея Николаевича. В него же влюбляется воспитанница хозяйки усадьбы. В то же время в Наталью влюблен друг семьи Ракитин. Все вершины этой сложноустроенной фигуры не могут жить под одной крышей — страсть, ревность и соперничество так и норовят выскочить наружу, но герои не осмеливаются сделать первый шаг.

Тургеневский «Месяц в деревне» в России никогда не экранизировали, поэтому первую киноадаптацию решили сделать с размахом. На одну из главных ролей пригласили мировую звезду — Рэйфа Файнса, большого поклонника русской литературы и культуры в целом.

Съемки проходили в Смоленской области, а реквизит собирали по всему миру из частных коллекций и антикварных салонов. К примеру, французский Дом Guerlain прислал создателям точную копию флакона парфюма Imperial середины XIX века. Бюджет фильма в итоге составил почти три миллиона евро, однако ни прокатного, ни фестивального успеха лента не обрела, зато прецедент с приглашением Файнса получился впечатляющим.