Родители драконов и чумы. 7 писателей, которые создали вселенные | Чтение | Time Out
Чтение

Родители драконов и чумы. 7 писателей, которые создали вселенные

Клара Хоменко 29 июля 2022
7 мин
Родители драконов и чумы. 7 писателей, которые создали вселенные
Стивен Кинг. Фото: legion-media.ru

29 июля 1954 года вышло в свет «Братство кольца» — книга, без которой невозможно представить современную культуру. Фактически это стало рождением параллельной реальности, которая, как нам кажется, теперь наверняка существует не только в книгах, фильмах и играх. Дж. Р. Р. Толкин стал творцом Средиземья — а еще вдохновил сотни людей на создание собственных миров, без которых мы тоже были бы немного беднее. Time Out вспоминает писателей, фантазия которых вызвала к жизни целые вселенные в разных видах искусства — и в наших сердцах.


Анджей Сапковский

Фото: legion-media.ru

Сборник «Ведьмак» польский писатель-фантаст написал еще в 1986 году — это был цикл рассказов, основанных на сюжетах народных сказок. Через четыре года вышел еще один сборник, в котором уже виделся явный намек на продолжение, затем читатели получили «Меч Предназначения» — и так родился фэнтезийный мир, который крепко стоял на восточноевропейском средневековом колорите.

К сожалению, эта важная составляющая была почти нивелирована в серии игр и окончательно исчезла в сериале, так что поклонники книг предали его анафеме — во многом заслуженно.

Сам Сапковский ехидно называл себя «писателем, штампующим Ведьмаков», но вы не верьте — у мастера есть еще как минимум трехтомник о приключениях Ревенанта, в котором так же волшебно смешались история гуситских войн, народные чешские предания и роман «Три мушкетера».


Эд Гринвуд

Фото: wikimedia

Вряд ли вам хорошо знакомо это имя, зато названия Baldur’s Gate, Icewind Dale и Neverwinter Nights хоть раз слышал даже тот, кто никогда не играл в ролевые компьютерные игры. Гринвуд родился в Канаде и за свою жизнь кем только не работал: библиотекарем, журналистом, редактором. Мир Forgotten Realms (Забытых Королевств) он придумал в 1967 году. В 1974-м вышла настольная игра Dungeons & Dragons, и Гринвуд решил, что в этом формате его сеттинг будет смотреться просто отлично. Через 11 лет, когда его игра стала более чем популярной, он продал ее — и впоследствии, когда начала развиваться индустрия компьютерных игр, приложил руку почти ко всем проектам по собственному миру.

Мало того — он написал семь циклов романов и стал патриархом в ряду авторов Forgotten Realms, которая на сегодняшний день является, возможно, самой густонаселенной из всех фэнтезийных вселенных. По ней существует около 300 романов, и это только если считать «официальные» книги вроде цикла о Дриззте До’Урдене Роберта Сальваторе. Количество любительских книг достигает приблизительно миллиона. Жаль, что фильмов по этой вселенной нет — такой материал пропадает! Одни интриги при дворе лорда Нашера и Вопящая чума чего стоят.



Джордж Мартин

Фото: legion-media.ru

Вот уж поистине уникальный случай — сериал по циклу романов переворачивает индустрию и обзаводится миллионами поклонников, а сам цикл так и остается недописанным.

Отец белых ходоков Джордж Мартин преподавал журналистику, устраивал шахматные турниры, работал голливудским сценаристом — ему, кстати, принадлежит сценарий сериала «Красавицы и чудовища», который мы вам очень рекомендуем — и очень не любил фэнтези. Он считал его литературой второго сорта, хотя и признавал Толкина хорошим писателем. Потом Мартин набрел на романы Джека Вэнса – и в сочетании с хорошим знанием истории это произвело в его голове небольшой Большой Взрыв.

Результатом стала вселенная Льда и Пламени, которую Мартин спокойно и неторопливо писал до 2005 года. Потом он продал права на экранизацию, и HBO создала невиданный для 2011 года телепроект — очень качественный и дорогой. Фактически «Игра престолов» стала «Прослушкой» с драконами, то есть полностью изменила представление о том, каким может быть сериал. Заодно она добавила читателей саге, которые с ужасом выяснили, что финал все еще не написан. Его не существует и по сей день, зато в середине августа 2022 года выходит приквел к событиям саги о нелегкой судьбе Таргариенов.


Стивен Кинг

Фото: legion-media.ru

Если бы существовала карта всех выдуманных земель, то Касл-Рок, Салемс-лот и примыкающий к ним Дерри занимали бы там почетное крохотное место в северо-восточных широтах. Крохотное, потому что городки в штате Мэн вряд ли могут сравниться по размерам с Забытыми Королевствами или Средиземьем. Однако если бы туда вторглись орды каких-нибудь кобольдов, им бы сильно не поздоровилось: бешеный сенбернар, призраки писателей и красные шары Пеннивайза разобрались бы с проблемой за пару часов.

Стивен Кинг, уроженец штата Мэн, впервые придумал Касл-Рок для романа «Мертвая зона». С тех пор там много чего случилось — как и в Дерри, порабощенном инопланетным клоуном. А вот Салемс-лоту не повезло: его за один роман сожрали вампиры.

Можно сказать, что удача этого городка сравнима с везением Кинга на хорошие экранизации — их так мало, что можно пересчитать по пальцам одной руки, и одна из лучших и самых необычных так и называется , «Касл-Рок». У этого мира, как и у творчества писателя, много поклонников, и один из них — режиссер Роб Райнер. Он даже назвал свою кинокомпанию Castle Rock Entertainment.


Терри Пратчетт

Фото: legion-media.ru

Как и Джордж Мартин, Пратчетт не особенно любил фэнтези. В один прекрасный день он решил написать пародию на все ужасные романы, которые читал в жизни — и так родился Плоский мир с его неповторимым мироустройством: фьючерсной свининой, убийцами, которые честно платят налоги за свою деятельность, Гильдией магов и Смертем, который вынужден наблюдать все это нон-стоп без отпуска и выходных.

Постепенно книги Пратчетта перестали быть откровенно сатирическими, но остались ехидными, смешными и обожаемыми во всем мире. Между прочим, существует эзотерический язык программирования Ook!, названный в честь библиотекаря-орангутана, говорящего «Уук!».

А еще есть несколько фильмов и сериал о страже Анк-Морпока, о котором мы не будем сейчас говорить — даже Стивен Кинг не видывал такого ужасного издевательства над своими книгами.


Аркадий и Борис Стругацкие

Кадр из фильма «Сталкер»

Кто бы мог подумать, что культовый для советских читателей и в те годы полузапрещенный, как все творчество писателей, «Пикник на обочине» даст столь разнообразные плоды. Фильм «Сталкер» Андрея Тарковского сложно досмотреть до конца: насколько легка для чтения книга, настолько, мягко скажем, неувлекательно это кино.

Тем не менее нет ни одного киноведа, который не причислил бы картину к разряду шедевров — точно так же, как нет ни одного геймера, который не знал бы об одноименной игре.

Интересно, что в романе Зона возникла из-за вмешательства внеземной цивилизации, которая и породила мутантов, ловушки и прочие неприятные штуки. В серии игр Зона — результат Чернобыльской катастрофы. В ней много моральных конфликтов, но все они упрощены по сравнению с историей Рэда Шухарта, которую не лишним было бы перечитать всем. Не ради практической пользы — как говорил герой другого романа Стругацких «Град обреченный», «сроду искусство не врачевало никаких язв», — а так, для больного сердца.


Джоан Роулинг

Фото: legion-media.ru

Разведенная мать-одиночка в депрессии пишет детскую сказку и становится известной на весь мир — эту историю знают все, как и историю Мальчика-Который-Выжил.

Разгадка невероятного успеха книг Роулинг заключается не только в ее таланте и блестящей игре с классическими сюжетами британского фольклора и литературы. Дело еще в том, сколько в мире несчастных людей — и детей, и взрослых. История Гарри отзывалась в каждом читателе, как и история отверженного оборотня Люпина, или потерявшего друзей и половину жизни в тюрьме Сириуса, или ставшего жертвой родительского честолюбия Драко Малфоя.

«Гарри Поттер» — не самая веселая сага на свете, но она тот свет, к которому хорошо обращаться в темные времена. Неудивительно, что фильмы по ней люди пересматривают каждые Новый год и Рождество, а вбоквел про места обитания фантастических тварей, при всем его сценарном безобразии, все-таки собирал полные залы. И это мы еще молчим про игры «три в ряд» и очень сильно ожидаемую Hogwarts Legacy.