9 безумных выступлений рок-музыкантов — с огнем, взрывами и подвешиванием на крюках | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

9 безумных выступлений рок-музыкантов — с огнем, взрывами и подвешиванием на крюках

Катерина Воскресенская   31 марта 2023
7 мин
9 безумных выступлений рок-музыкантов — с огнем, взрывами и подвешиванием на крюках
Джими Хендрикс. Фото: Legion-media.ru
31 марта 1967 года Джими Хендрикс устроил ритуал гитаросжигания во время своего выступления. Time Out рассказывает об этом и других случаях, когда рок-музыканты на сцене решили ни в чем себе не отказывать.

Джими Хендрикс и горящая гитара

Джими Хендрикс. Фото: Legion-media.

Кому еще было устроить первое гитаросожжение в истории? Музыкант мог играть на этом инструменте даже зубами и верил, что только музыка способна что-то изменить:

«С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все что угодно».

Один из самых эпичных рок-н-ролльных моментов произошел на фестивале в Монтерее 1967 года. Джими Хендрикс облил гитару горючей жидкостью, поджег, а после разбил. В 2012 году остатки инструмента были проданы на лондонском аукционе почти за 380 тысяч долларов.


Джерри Ли Льюис и горящее пианино

Джерри Ли Льюис. Фото: Legion-media.ru

Раз уж рассказали про горящую гитару, вспомним и про горящее пианино. Один из основоположников и ведущих исполнителей рок-н-ролла Джерри Ли Льюис отнесся к выступлению на разогреве у Чака Берри максимально буквально:

«Во время исполнения Great Balls of Fire он засунул руку в пианино, вытащил оттуда бутылку из-под колы с прозрачной жидкостью, облил инструмент бензином, затем зажег спичку — пианино вспыхнуло».

Так гласит фрагмент его биографии, написанной Риком Брэггом. Этот момент был отражен в байопике «Большие огненные шары» с Деннисом Куэйдом и Вайноной Райдер.


The Who и «пороховая бочка»

The Who. Фото: Wikipedia. Автор: Jim Summaria.

У британской группы было первое выступление на американском телевидении. Они решили — сейчас или никогда — и устроили взрывное выступление.

Как и в случае с Джерри Ли Льюисом, буквально. Кит Мун притащил на сцену импровизированную «пороховую бочку», предварительно упаковав в нее больше содержимого, чем обычно. В итоге музыкант поранил руку и оглушил Пита Таунсенда, коллегу по группе, на одно ухо. Кроме того, услышав взрыв, стоявшая за кулисами актриса Бетт Дэвис упала в обморок.


Элис Купер и курица

Элис Купер. Фото: Legion-media.ru

О самом известном случае тревожного обращения с животными на рок-концерте мы поговорим чуть позже, а сейчас вспомним эпизод скорее образовательный.

Элис Купер получил грустный урок. Будучи выходцем из Детройта, он понятия не имел, что курицы не умеют летать. По крайней мере, в той степени, на которую Купер рассчитывал. А потому, когда одна из них чудом оказалась на сцене во время его выступления, музыкант, недолго думая, метнул несчастную в зал, где ее тут же растерзали.

Ситуация быстро обросла мифами. Журналисты писали, что Элис Купер не бросал курицу в толпу, а откусил ей голову и выпил ее кровь. Страшные сказки сыграли музыканту на руку. На следующие его выступления приходило уже больше зрителей.

Элис Купер и курица

Сид Вишес и лезвие

Сид Вишес (слева) на концерте Sex Pistols. Фото: Legion-media.ru

Участники Sex Pistols никогда не испытывали недостатка в ярких способах самовыражения. Поэтому во время американских гастролей басист группы Сид Вишес решил не снижать планку.

На одном из концертов тура он почувствовал неприятие со стороны кого-то из зрителей и ударил его бас-гитарой по голове. На другом он лезвием выцарапал на груди надпись Gimme a Fix («Дай мне дозу»). В книге Алана Паркера о музыканте «Слишком быстр, чтобы жить…» говорится, что подобное поведение было не ради имиджа панк-звезды, Сид все делал искренне:

«Сид слишком вжился в роль бунтаря. Тысячи подростков заявляют, что не доживут до определенного возраста и благополучно преодолевают этот момент протеста, продолжая успешно трудиться на благо общества во взрослой жизни. Но для Сида существовал только зеленый свет. Он купился на все эти подростковые заморочки, и в конце ему уже ничего не оставалось, как идти по пути разрушения себя до конца, потому что, по его мнению, именно этого от него ждали».



Игги Поп и стейдж-дайвинг

Стейдж-дайвинг или прыжок в толпу изобрел не кто иной, как Игги Поп. Сейчас этим уже никого не удивишь, но поначалу подобный полет со сцены заставал зрителей врасплох. Да, впрочем, и позже раз на раз не приходился.

Музыкант принимал риски остаться непойманным, но в 62 года после неудачного прыжка полностью исключил стейдж-дайвинг из выступлений: «Я слишком слаб для этого сейчас».


Мэтт Зейн и подвешивание на крюках за кожу

Society 1. Фото: сайт группы

Фронтмен индастриал-метал-группы Society 1 Мэтт «Лорд» Зейн во время своего выступления побил личный рекорд, провисев так полноценный фестивальный сет — 30 минут.

Подвешивание за кожу изначально считалось либо ритуалом поклонения, либо обрядом посвящения, символом прохождения испытаний. Раньше подобное могло происходить в племенах североамериканских индейцев. Сейчас смысл древнего ритуала, конечно, во многом утрачен. Тем не менее, одни практикующие подвешивание находят в этом действии путь к психологической разгрузке, поиск эйфории или желание сосредоточиться, а другие видят в этом искусство.

Что сказать, в любом случае Лорд определенно сделал все, чтобы вывести свою группу на новый уровень.


Red Hot Chili Peppers и носки

Red Hot Chili Peppers в 2012 году. Фото: Wikipedia. Автор: Warner Bros

На фоне предыдущего испытания выступление Red Hot Chili Peppers в носках может показаться невинной мелочью, но в 1983 году принять подобное решение было нелегко.

Все началось с того, что группе нужно было сыграть в стриптиз-баре Kit Kat, и они решили не выбиваться из окружающей атмосферы. Потом Red Hot Chili Peppers повторяли свое сценическое решение только на 15% выступлений. По словам менеджера Линди Гетца, «в нужных городах».


Оззи Осборн и летучая мышь

Оззи Осборн. Фото: соцсети музыканта

Нельзя рассказывать про самые эксцентричные поступки музыкантов, не упомянув о самом очевидном из них — моменте, когда во время концерта Оззи Осборн откусил голову летучей мыши. В «Автобиографии без цензуры» музыкант вспоминал, что на самом деле не хотел никого шокировать.

«Концерт шел великолепно… И тут из зала прилетела летучая мышь. Очевидно, игрушка, подумал я. Я взял ее, поднес к свету и оскалился. Зрители сходили с ума.

А потом я сделал то, что всегда делал, когда на сцену летала резиновая игрушка. ХРЯСЬ. Но сразу почувствовал, что что-то не так. Совсем не так. Во-первых, у меня во рту оказалась теплая вязкая жидкость с худшим вкусом, который только можно себе представить. Я ощутил, как она обволакивает мой рот и стекает по подбородку. Потом голова у меня во рту дернулась».

Так что непонятно, кто больше удивился — зрители или Оззи Осборн. Музыканту пришлось пройти курс уколов от бешенства. Осборн говорил, что в нем было больше дыр, чем в швейцарском сыре, но лучше уж так, чем заболеть.

Через несколько дней Black Sabbath собирались давать концерт на площадке, где несколько дней назад выступал цирк. Животные еще оставались в клетках под трибунами, и музыкантов группы позвали на них посмотреть. Всех, кроме Оззи Осборна. Репутация шла впереди него. Осборн получил ответ, что его нельзя подпускать к животным, но решительно не согласился: «Какого черта, вы думаете, я сделаю? Откушу голову слону?».

Несмотря на то, что та ситуация на концерте была скорее несчастным случаем, к музыканту еще долго относились с подозрением. Вот она, цена легендарности.