Лирическая сила. 10 смелых и бескомпромиссных цитат Тилля Линдеманна | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Лирическая сила. 10 смелых и бескомпромиссных цитат Тилля Линдеманна

Катерина Воскресенская   4 января 2023
11 мин
Лирическая сила. 10 смелых и бескомпромиссных цитат Тилля Линдеманна
Фото: legion-media.ru
4 января легендарному Тиллю Линдеманну исполняется 60 лет. В честь рок-юбилея века Time Out вспоминает 10 смелых и бескомпромиссных цитат лидера группы Rammstein о новых и старых музыкальных временах, семье, доме, разрушительной и целительной силе искусства.

«Нам никогда больше не увидеть таких групп, как Led Zeppelin или Black Sabbath. Это время закончилось».

We’re never gonna see bands like Led Zeppelin or Black Sabbath again. It’s over.


Как и эти монстры рока, Rammstein ­— уже давно не просто группа, а настоящий музыкальный феномен, с которым трудно тягаться. Музыканты находятся на принципиально ином, практически недосягаемом уровне, и сейчас, во времена контролируемых величин, это может быть проблемой.

После выхода альбома Zeit музыкальные критики в очередной раз стали подозревать группу в скором распаде, особенно на фоне того, что финальный трек пластинки называется Adieu (в тексте и вовсе прощаются на разных языках, чтобы уж наверняка).

Для закрепления успеха Rammstein сняли потрясающий клип с несколькими отсылками к своим предыдущим релизам. К примеру, в Adieu есть хранилище «MUTTER-22», названное по аналогии с культовым релизом группы 2001 года, или номерной знак с аббревиатурой LI-FAD6, что дает повод вспомнить шестой альбом Rammstein 2009 года Liebe ist für alle da.

По сюжету музыканты штурмуют Grand Opera в Париже, чтобы уничтожить своих клонов. Миссия дается им нелегко, но они успешно ее завершают. Потом мы видим музыкантов Rammstein, сидящих в клетке, и это может быть метафорой того, что они чувствуют себя заложниками собственной славы и фанатских ожиданий. Им удается освободиться, но финал клипа говорит о том, что все это лишь приятная иллюзия. При штурме никто не выжил.

Это настолько сильный клип, что поклонники Rammstein будут годами его разгадывать, пытаясь понять, что же все-таки музыканты имели в виду. Они остаются? Они уходят? Они против вторичности и подражателей, или им все равно? Будь это последняя работа группы, финал был бы эпичнейший, но очевидно, Rammstein еще есть чем нас удивить. Не расходимся.



«Было бы круто записать песню на испанском языке. В будущем я мечтаю поработать над песней на русском, и очень скоро моя мечта осуществится».

I would love to make a really cool Spanish song, definitely. The future dream is to make a Russian song, which we may do very soon.


Не так страшен Тилль, как его сайд-проекты. Первой ласточкой был достаточно любопытный Lindemann, а потом музыкант разогнался и создал проект Na Chui. Не столько творческое, сколько эксцентричное решение: после выхода порноклипа Till the End Линдеманна не пощадили. Возможно, выйди подобное видео десять лет назад, его бы попытались воспринять с точки зрения художественного высказывания или списали на неудачный творческий эксперимент, но сейчас подобные релизы просвечивают канселингоискателем.

В итоге клип был заклеймен как оскорбительный, а на девушек, принявших в нем участие, началась травля. То ли это была проверка границ собственных возможностей, а, может, музыкант просто не вписался в свое время, но проект не взлетел.

Впрочем, про идею спеть на русском языке Тилль Линдеманн говорил серьезно, и не так давно исполнил советскую композицию «Любимый город», написанную в 1939 году для фильма «Истребители».

В ретроспективе для Тилля Линдеманна это скорее типичное дело. В 2001 году Rammstein сыграли на концерте «Песню о тревожной молодости», а еще делали кавер-версию песни «Штиль» группы «Ария». Поначалу планировалось перепеть «Героя асфальта», но в итоге выбор пал на историю о жажде жить, иссушающей сердца.

Испаноговорящих поклонников Rammstein тоже не обделили, еще в 2005 году выпустив композицию Te Quiero Puta!.



«Люди называют тебя сумасшедшим, когда ты делаешь то, на что у них не хватает смелости».

People call you crazy when you do something they would never have the courage to do.


Одних приключений Тилля Линдеманна в России хватит на целую жизнь, но даже они совершенно невинны по сравнению с реальными масштабами смелых творческих высказываний музыканта. Нет, покататься на багажной ленте в Пулково или подраться с космонавтом на Дворцовой, безусловно, очень смело, но сварить своего клавишника во время концерта — это уже совершенно другой подход.

Разумеется, никто не пострадал, это часть шоу. Линдеманн проходил обучение на пиротехника, чтобы проделывать огненные трюки на своих концертах.



«О, мои дети прекрасно знают, кто я, и всю историю Rammstein. Их ничем не удивишь. Мое отцовское наказание разве что в том, что они большие поклонники группы Coldplay».

Oh, my kids know me, and they know the Rammstein’s history. It’s hard to shock them. I got punished, in the sense that they’re really big Coldplay fans.


Когда ты лидер Rammstein, наверное, нужно смириться с тем, что всегда найдется кто-нибудь, кто удивится, что сценический образ не совпадает с семейным.

У Тилля Линдеманна есть две дочери, Неле Линдеманн и Мария-Луиза Кезелинг. Еще у музыканта есть внук Фриц, для которого Линдеманн написал и проиллюстрировал целую книгу сказок, которую пока не публикует, в шутку говоря, что ему нужно беречь свою репутацию. В этой работе есть определенного рода преемственность — отец Тилля Линдеманна писал сказки для детей.



«У людей так много страхов, но, по правде говоря, зачастую все кошмары существуют лишь в их воображении, но если начать провоцировать эти страхи своими мыслями, они оживут».

People have so many fears, but nothing ever really happens except their imagination or fantasy. If you initiate it, something starts spinning and they start thinking.


Казалось бы, это о том, что мысль материальна, но нет — это все еще о смелости. Тилль Линдеманн словно прожил несколько жизней. В юности он мог выступать на Олимпиаде 1980 года в Москве — с десяти лет музыкант занимался плаванием.

Линдеманн жил на ферме, работал столяром и плел корзины, а сейчас он не только лидер нескольких музыкальных проектов, но и квалифицированный пиротехник, автор книг и даже актер — на счету Тилля Линдеманна несколько киноработ, одной из которых была роль борца за права животных.



«Звукозаписывающие компании предпочитают не рисковать, как в старые добрые времена, когда они могли дать музыкантам шанс и сказать: “Вот, держи кучу денег, иди и запиши что-нибудь крутое”».

The record companies don’t give you a chance, like in the old days when they went, ‘Here’s a pile of money. Go make a good record!’


Изменения в музыкальной индустрии можно обсуждать вечно. Люди из этого бизнеса считают, что в наше время даже у Дэвида Боуи не было бы шансов, ведь сейчас у музыкантов нет времени на развитие и рост — они сразу должны выдавать материал, который гарантированно сработает.

Тилль Линдеманн, очевидно, того же мнения. Музыкант говорил, что не завидует новичкам, стремящимся построить музыкальную карьеру, потому что в наши дни создавать группу очень сложно и неприбыльно. В целом современную музыку Линдеманн считает, по большей части, быстросочиняемой, не слишком профессиональной, полностью цифровой и малобюджетной.



«Когда я слушаю свои первые песни, написанные для Rammstein, то улыбаюсь, потому что теперь они выглядят так глупо. Это взросление, понимаешь».

When I listen to the first songs I wrote in Rammstein, I have to smile because it was so silly at time. It’s growing, you know.


Тилль Линдеманн строг не только к чужой музыке, но и к собственной. По мнению музыканта, лучшее, что может быть в работе, это когда на концерт приходят люди от 8 до 80 лет, ведь это показывает, что группа все делает правильно и вдохновляет много людей.



«Без боли искусства не существует. Его придумали для того, чтобы ее заглушать».

Art doesn’t work without pain, art also exists for compensating pain.


Музыкант рассказывал, что ему часто снятся кошмары, он просыпается по ночам весь в поту, потому что видит во сне жуткие кровавые сцены, и написание текстов для него — вентиль для лавы чувств в его душе. Благодаря жесткой музыке Rammstein эти переживания не выглядят слишком уязвимо.

Для поклонников во всем этом есть даже что-то целительное, ведь, придя на концерт группы, можно открыто демонстрировать свои разрушительные стороны в безопасном пространстве, и кричать вместе с вокалистом «Mein Herz brennt» без осуждения или страха.



«В безмолвной ночи человек плачет, потому что у него есть память».

In a quiet night, a man cries because he has a memory.


В 2013 году Тилль Линдеманн выпустил сборник лирической поэзии «В тихой ночи», который раскрывает лидера Rammstein с новой стороны. Все привыкли, что в своем творчестве музыкант позиционирует слабости с позиции силы. Та же песня Mein Herz brennt звучит не как жалоба, а как агония. Словно страшная сказка, где лирический герой трека сжигает свое сердце, чтобы осветить людям путь.

«В тихой ночи» — редкий пример того, когда Тилль Линдеманн представляет себя перед аудиторией максимально уязвимым. Кроме того, книга — прекрасная возможность для расширения аудитории. Не все понимают Rammstein, но переживания на универсальные темы доступны абсолютно каждому. Помимо этого сборника, музыкант выпускал книги поэзии Messer («Нож»), In stillen Nächten («Тихими ночами») и 100 Gedichte («100 Поэм»).



«Лучшие мысли приходят в деревне. У меня есть апартаменты в Берлине, но временами этот город меня подавляет. Так что я часто живу в своей деревне, севернее, между Шверином и Висмаром. Многие мои друзья, которые здесь с нами в туре, тоже живут там. Мой отец уже давно умер, но там живет моя мать. Моя дочь Неле со своим сыном, малышом Фрицем, часто там бывает. Мы все — большая семья. Я рыбачу, хожу на охоту, вглядываюсь в озеро, ночами сплю, прислушиваясь к звукам леса. Я слушаю природу. Удивительно, что можно услышать в лесу. Звуки неописуемой красоты. Я ненавижу шум. Не люблю лишнюю болтовню. Выставлять себя напоказ сродни мазохизму, после этого мне нужно время на восстановление, а шум сводит меня с ума. Буквально убивает».

All the good things I come up with come to me in the countryside. I have an apartment in Berlin, but sometimes Berlin gets me down. So I live in my village, up north, between Schwerin and Wismar. A lot of my friends who are on tour here with us also live there. My father has been dead for a long time. But my mother lives there. My daughter Nele and her son, little Fritz, come by often. We are a big family. I go fishing. I hunt. I stare at the lake. I sleep in the woods and listen. I hear nature. Incredible, the things you hear in the woods at night. It is indescribably beautiful. I hate noise. I loathe blather. Exposing myself to it is pure masochism. So I have to protect myself from it. Noise drives me crazy. You perish in it.


Вопрос времени. Музыкант рассказывал, что в юности был одержим идеей массового потребления, ему хотелось покупать одежду, машины, другие вещи. Позже, когда у Линдеманна все это появилось, он понял, что люди погрязли в потребительстве, собственном эго и индивидуализме, а деньги не заменяют духовной связи. Расставив приоритеты, Тилль Линдеманн обрел семейную гармонию.

В оформлении статьи были использованы фото с сайта legion-media.ru.