Зависимость и отчужденность. 7 лучших каверов на треки Дэвида Боуи | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Зависимость и отчужденность. 7 лучших каверов на треки Дэвида Боуи

Катерина Воскресенская   14 ноября 2022
11 мин
Зависимость и отчужденность. 7 лучших каверов на треки Дэвида Боуи
Фото: legion-media.ru
14 ноября 1969 года на Землю упал легендарный альбом Дэвида Боуи Space Oddity. В честь этого космического события Time Out собрал семь лучших каверов на песни Дэвида Боуи.

Nirvana — The Man Who Sold the World

Многие вообще не в курсе, что это кавер, настолько Курт Кобейн сроднился с этим треком на знаменитом выступлении группы Nirvana на MTV Unplugged. Дэвид Боуи рассказывал, что, приходя на его концерты, слушатели даже думали, что песню перепевает он:

«Когда я играю на концертах The Man Who Sold the World, многие дети подходят ко мне потом и говорят: “Круто, что ты исполняешь песню Nirvana”! И я думаю: “Да иди ты, задрот мелкий”».

А вот сам кавер Боуи оценил положительно, отметив прямолинейность кобейновской версии песни:

«Меня просто опрокинуло, когда я узнал, что Кобейну нравилось то, что я делаю. Мне очень хотелось поговорить с ним о том, почему он решил сделать кавер на Man Who Sold The World. Это была хорошая прямолинейная версия, и она звучала как-то очень искренне. Я бы очень хотел сделать что-нибудь вместе с ним, но и просто поговорить с ним было бы тоже очень круто».

Фильм 2013 года про создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа мог называться в честь этой песни, но не срослось — в итоге картина получила название «Пятая власть».


Depeche Mode — Heroes

Дейв Гаан обожает Дэвида Боуи. Музыкант рассказывал, что рос, впитывая его опыт, и теперь жалеет, что не успел сказать музыканту, как сильно на него повлияла его музыка:

«Больше всего я сожалел о том, что так и не сказал ему: “Знаешь, Дэвид, мы порой пересекаемся, но я никогда не говорил, как много твоя музыка значила и продолжает значить для меня».

Лидер Depeche Mode уверен, что она спасла его от непонимания и одиночества:

«В нем я нашел кого-то, кого мог понять, и ощущал себя частью его мира в периоды, когда чувствовал себя отчужденным. Думаю, именно поэтому Depeche Mode нравится многим людям. По какой-то причине мысль: “Ты не один” успокаивает, и это правда, никто из нас не одинок — музыка стирает все границы, объединяя странных людей».

Про космическое чувство одиночества Боуи знал, наверное, все, иначе бы Space Oddity не было, да и в целом мотивы нахождения в чужеродной среде не обошли музыканта и в кино — в 1976 году он появился в главной роли научно-фантастической картины «Человек, который упал на Землю», где воплотил образ гуманоидного инопланетянина, который маскируется под человека, чтобы успешно завершить операцию по спасению своей родной планеты. В этом году, к слову, вышел одноименный сериал-продолжение, где каждая серия называется в честь песен Дэвида Боуи.

Вспоминая о съемках фильма, музыкант говорил, что ему особо играть и не пришлось:

«В этом фильме я просто показал настоящего себя, каким был в то время. Это первое, что я сделал. Я был мало знаком со съемочным процессом, поэтому доверился инстинктам. В день съемок просто выучил свои реплики и играл так, как чувствовал. Все, что мне довелось показать, было не так уж далеко от реальности. Я действительно ощущал такое же отчуждение, как и мой персонаж. Это было достаточно искренне… Неплохое представление того, как кто-то в буквальном смысле разрушается перед вами».


Крис Хэдфилд — Space Oddity

Символично, что первое музыкальное видео, снятое в космосе, было кавером на саму Space Oddity. В 2013 году астронавт Крис Хэдфилд «зажег» на МКС, и по возвращении на Землю тоже решил ни в чем себе не отказывать, продолжив исполнять Space Oddity где только можно, от канала BBC до конференции TED. Дэвид Боуи такой масштабный поступок, конечно, оценил, ну а как тут было не оценить?

Главный герой песни — майор Том — затерялся где-то в открытом космосе. На создание Space Oddity Боуи вдохновил фильм «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика по рассказу Артура Кларка «Часовой». Музыкант вспоминал, что пересматривал картину не раз, так она его потрясла. У Space Oddity есть итальянская версия Ragazzo Solo, Ragazza Sola («Одинокий юноша, одинокая девушка»), только не про космос, а про любовь.

Хотя на самом деле песня была ни про то, ни про другое. В том, как от безысходности маленький человек отправляется в неконтролируемые и опасные пространства, не до конца осознавая масштабов бедствия, нетрудно проследить еще один смысл. Да и сам Дэвид Боуи сравнивал наркозависимость с полетом на космическом корабле:

«В любой момент можно взорваться. Я совершил космическое путешествие и возвратился на землю невредимым. Однако многие из моих друзей и знакомых рассеялись где-то на орбите».



Placebo — Five Years

Все мы знаем о прекрасном совместном исполнении трека Without You I’m Nothing с Дэвидом Боуи из одноименного альбома группы, но еще Placebo сыграли достаточно интересный кавер на композицию музыканта Five Years об умирающей планете и охваченных паникой людях. Специфический временной отрезок Боуи выбрал, потому что столько во сне ему отмерил его мертвый отец в ответ на слова музыканта о страхе перед полетами, сказав просто этого не делать.

Что касается Брайана Молко, музыкант считает Дэвида Боуи своим учителем, которому обязан всем:

«Моя группа и я были крошечными, когда мы впервые встретились, но ты все равно взял нас под свое крыло, верил в нас и подарил нам так много фантастических возможностей. Без тебя, твоей опеки и мудрости не думаю, что был бы там, где нахожусь сейчас, как артист и как человек. За это я буду вечно благодарен».


Garbage — Starman

Дэвид Боуи изо всех сил старался выйти за пределы человеческих возможностей, и Ширли Мэнсон не сомневается, что ему это блестяще удалось:

«Боуи был настоящим революционером. Он подрывал традиционные представления о том, что значит быть человеком. Нам до сих пор вбивают в головы, что есть четкое разделение на “мужское” и “женское”. А Боуи пришел и сказал: “Я буду носить платья и высокие каблуки, если я захочу — и все равно буду очень мужественным”. Он был почти небинарным. Существом из далекого космоса — абсолютным современным воплощением человека. Он смотрел далеко вперед и даже по меркам нынешних времен не перестал быть особенным».

Если предыдущий трек Five Years был о гибели, то Starman — о спасении. Вот-вот с неба спустится человек, и все будет хорошо. Песню подозревали в намеке на второе пришествие, точном предсказании сюжета «Близких контактов третьей степени» Стивена Спилберга и влиянии знаменитой песни Somewhere Over the Rainbow из «Волшебника страны Оз». Через несколько лет после релиза Дэвид Боуи скажет, что вообще не знает, как у него получаются песни:

«Я абсолютно холоден и ко всему равнодушен. Но в таком случае, спрашиваю я себя, откуда он — этот бурный источник творческой энергии? Не понимаю. Песни Дэвида Боуи не принадлежат мне — я лишь выпускаю их через себя в этот мир. Потом слушаю и поражаюсь: их автор, кто бы он ни был, по крайней мере, испытывал сильные чувства! Мне таковых познать не дано. Я постоянно пребываю в состоянии внутреннего онемения, брожу по жизни абсолютно бесчувственный. Я не человек, я — льдинка».


The Pale — Ashes to Ashes

Возвращение в майору Тому из Space Oddity, только без самообмана. Дэвид Боуи шутил, что Ashes to Ashes — песня об астронавтах, становящихся наркоманами. Попытка сбежать или не удалась, или получилась даже слишком хорошо. Вокруг — космическая пустота, и если у Боуи ничему нельзя верить или воспринимать буквально, то здесь ошибиться в интерпретации практически невозможно. Музыкант говорил, если бы не песня Inchworm Дэнни Кэя, Ashes to Ashes могла бы и не появиться, и добавлял, что трек о том, что с возрастом чувство потерянности никуда не исчезает:

«В детстве я любил ее, и она осталась со мной навсегда. Я всегда к ней возвращаюсь. Не поверите, сколько моих песен без нее могло бы не появиться. Если бы не Inchworm, чего-то вроде Ashes to Ashes не было бы. В ней есть элемент детских стишков и что-то настолько грустное, скорбное и пронзительное, возвращающее меня к ощущению того чистого восприятия печали из детства, узнаваемого даже во взрослом возрасте. Можно чувствовать себя потерянным и в пять, и когда тебе за двадцать. Вот что эта песня для меня значит».

Финальные строчки Ashes to Ashes «My mother said, to get things done, you better not mess with Major Tom» («Моя мама говорила, чтобы добиться своей цели, лучше не связываться с Майором Томом») отсылают к детской песне «My mother said that I never should play with the gypsies in the wood» («Моя мама говорила, я никогда не должен играть с цыганами в лесу»).

Ashes to Ashes можно услышать в поворотный момент картины Ридли Скотта «Дом Gucci», ну и, конечно же, у песни есть клип, к котором Дэвид Боуи предстает в образе грустного клоуна.

«Я почти в одиночку написал сценарий и очень четко осознавал, какая атмосфера должна быть в клипе. Работать над ним было очень интересно, видеоряд не придерживался линейного развития сюжета, скорее тяготел к сюрреализму. Мне кажется, в нем было что-то… Он смог возбудить чувство душевной боли, исходя из довольно сюрреалистических предпосылок. Когда клоун идет по берегу вместе со своей, скажем, мамой, трудно объяснить почему, но в этой сцене действительно есть что-то грустное. Эксцентричный человек с личной проблемой пытается уйти от условного быта, но не получается. Мать что-то нашептывает ему на ухо, советуя, как вести себя дальше и еще что-нибудь. В глубине души ему не хочется, чтобы это заканчивалось. Вы ведь понимаете, что этот клоун в прошлой жизни был Майором Томом».


Puddles Pity Party — Lazarus

Что-то от образа Пьеро взял себе и Майк Гейер из группы Kingsized, сайд-проектом которого с 2013 года стала запись кавер-версий известных треков в образе печального клоуна. Lazarus же — не просто популярная песня: она эпохальная. Продюсер Дэвида Боуи считает ее самоэпитафией музыканта, как и другие композиции двадцать пятого и последнего студийного альбома Blackstar. Немногие способны превратить свою жизнь, а уж тем более свою смерть в искусство, но Дэвид Боуи сам всегда старался напомнить вечности, что даже она когда-нибудь может подойти к концу.

«Возможно, прошлое мертво, и если это так, то, скорее всего, мертво и будущее, потому что это две стороны одной медали. Мы вступаем в новую эру вечного “сейчас” — и это хорошо. Может, если мы перестанем заморачиваться над абсолютными понятиями, то сможем заново осмыслить, зачем мы на этой планете».

В оформлении статьи были использованы кадры из клипов и фото с сайта legion-media.ru.