История одного приюта, ксеноморф на сцене и братья-чудаки: что смотреть на Beat Film Festival 2021 | Кино | Time Out

История одного приюта, ксеноморф на сцене и братья-чудаки: что смотреть на Beat Film Festival 2021

Анастасия Лабурец   10 июня 2021
8 мин
История одного приюта, ксеноморф на сцене и братья-чудаки: что смотреть на Beat Film Festival 2021
Кадр из фильма «Моя психоделическая история любви»

В Москве продолжается Beat Film Festival, который пройдет до 20 июня. Time Out рассказывает, чем он запомнится и какие картины надо обязательно взять на заметку, особенно если они не появятся в прокате.


В 2021 году Москва постепенно восстанавливается от последствий пандемии: все реже устраивают вечеринки в зуме и все чаще ходят в кино, хоть пока и с рассадкой через одного. Появился повод собраться большой компанией — 2 июня в столице стартовал 11-й Beat Film Festival. Программа многообещающая: головокружительные трипы по истории музыки, меланхоличное путешествие по бескрайним закоулкам души Вима Вендерса, размышления о поколении Z и много любви: к делу, к себе, к жизни, в конце концов.

К постоянным площадкам фестиваля добавился легендарный «Художественный», где москвичи впервые посмотрели «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна, и летний кинотеатр «Каро Эрмитаж», открывшийся в столице 1 июня. Появился новый мерч — коллаборация с рэпером Хаски, он же Дмитрий Кузнецов из Улан-Удэ, а также Beat открыл фестивальный центр, над которым долго трудился.


«Братья Спаркс»

В этот раз фестиваль открыла лента о фантастической группе The Sparks, которых очень любил Алексей Балабанов.

В далеком 2006 году музыканты приезжали в Россию. На волне популярности вышедших в прокат кинолент о Джонни Кэше и Рэе Чарльзе один из журналистов поинтересовался у братьев, снимут ли фильм о них, на что Рассел ответил: «Как-то мне в такое чудо не верится». Спустя почти 15 лет рассказать историю двух самоироничных чудаков и их 25 музыкальных альбомов отважился Эдгар Райт — мастер визуальной комедии. Так что если вы не являетесь поклонником братьев Спаркс, то к концу фильма непременно им станете.

Начинается лента с детства героев. Вопреки расхожему мнению, что «Спаркс» — британцы, Рон и Рассел Мэйл родились в Калифорнии. Мама учила их играть на пианино, пока ребята упорно делали вид, что им это не нравится. После концерта «Ливерпульской четверки» братья окончательно убедились, что их путь должен быть связан с музыкой. Во время обучения в университете Рон и Рассел создали группу и в 1967 записали свою первую песню — Urban Renewal Project. Музыка привлекла внимание продюсера Тодда Рандгрена, но выпуск дебютного альбома провалился. Пиар-менеджеры предположили, что проблема заключалась в неказистом названии группы Halfnelson. Тогда-то и появилось название Sparks, из которого Рон и Рассел выкинули навязчивое Brothers.

В течение 135 минут в ленте появляются как бывшие участники группы, так и ее поклонники: Бьорк, Фли, Дюран Дюран и New Order, некоторые из которых любят артистов уже больше 50 лет. Чтобы не дать зрителям заскучать, режиссер смешивает формат интервью, архивные кадры, технику stop motion и 2D-анимацию. Как говорит солист шотландской рок-группы Franz Ferdinand Алекс Капланос, единственный способ понять братьев — посмотреть на них через призму кино.

Любители французской Новой волны, режиссеры которой нарушали традиционные формы кино и постоянно экспериментировали, Рон и Рассел перенесли свободолюбивый дух этого направления в свое творчество. Почти каждый из 25 альбомов выполнен в разных музыкальных жанрах, от глэм-рока и синти-попа до диско, арт-попа и хард-рока. Абсурдности содержащихся в них текстах можно только позавидовать — названия «Страх у меня в штанах», «Я женился на самом себе», «Брось ее (и заведи другую)» говорят сами за себя.

Американский дуэт широко известен прежде всего в Европе, а не у себя на родине в США во многом из-за постоянных экспериментов со стилем. На своем примере они показали, что не важно, сколько денег тебе заплатят и заплатят ли вообще или что будут говорить о тебе люди. Главное — заниматься тем, что приносит тебе удовольствие. А это получается у братьев лучше, чем просто отлично.


«Что-то вроде рая» (программа «В это трудно поверить»)

«Диснейленд для стариков» — так называют закрытый город Вилладжес в штате Флорида, куда тысячи пожилых американцев приезжают провести последние годы своей жизни. В этой искусственной Утопии можно играть в гольф, ходить на летние вечеринки с «маргаритой», ставить небольшие сценки в любительском театре и посещать клубы для одиночек. Одни называют это место нирваной, другие — мыльным пузырем, что подчеркивается форматом кадра 4:3, будто бы лишающим пространство воздуха.

Чтобы зрителям было легче понять, какого это — жить в таком месте, режиссер знакомит нас с некоторыми его поселенцами. Анна и Реджи женаты уже 47 лет, но назвать их брак идеальным не поворачивается язык. Он жалуется, что они больше похожи на соседей, чем на пару, а она мирится с его ежедневными экспериментами с психотропными аппаратами, которые в итоге приводят к суду. Недавно овдовевшая Барбара до сих пор не смирилась с утратой мужа и ходит в театральный кружок и на встречи для одиночек в надежде заново полюбить.

А вечный тусовщик Деннис живет в своем фургоне, но ежедневно посещает пансионат, где ищет богатую и привлекательную женщину.

Сделан фильм, без преувеличения, красиво: идеально выверенные композиции, сочные летние цвета, безупречные фоны. Гарольд Шварц создал проект «идеального» американского пригорода, за стенами домов которого, правда, все далеко не так хорошо. Режиссер-дебютант Ланс Оппенгейм умело противопоставляет идеализированную картинку и проблемы своих героев, подчеркивая эту пропасть между ожиданиями общества и реальностью, с которой ему приходится сталкиваться.

По большей части работа Оппенгейма, спродюсированная Дарреном Аронофски, — это ода старости. Не важно, 60 тебе, 70, 80 или 90 лет — это тот самый возраст, когда жизнь как наслаждение только начинается. И самое время отбросить все свои страхи и нырнуть в нее с головой.


«Моя психоделическая история любви» (программа «Сокращая дистанцию»)

Главная героиня фильма — Джоана Харкорт-Смит, дружившая с Энди Уорхоллом и The Rolling Stones и влюбившаяся в ЛСД-гуру Тимоти Лири. На тот момент ей было 26, ему — 52. После того как мужчина совершил свой знаменитый побег из тюрьмы, Джоана решила присоединиться к нему. Вместе они катались по миру до тех пор, пока их не поймали агенты ЦРУ в Афганистане и не отправили обратно в США. Президент Никсон считал Лири самым опасным человеком в Америке.

Режиссером картины выступил Эррол Моррис. В предыдущей ленте «Тонкая голубая линия» он расследовал запутанное дело Рэндолла Адамса, которого Доктор Смерть приговорил к пожизненному заключению за убийство полицейского. В «Психоделической истории любви» Моррис по большей части выступает сторонним наблюдателем, позволяя Джоане рассказать собственную версию произошедшего.

Как и многие фильмы Морриса, картина не поддается однозначной трактовке: это любовная история, завернутая в шпионский роман, балансирующий на грани правды и вымысла. Архивные кадры перемежаются с вырезками из мультфильма «Алиса в Стране чудес», зловещими изображениями карт Таро и залитыми цветовым фильтром газетными заголовками. В результате мы вместе с Джоаной вместе отправляемся назад в прошлое, чтобы последовать главному лозунгу контркультуры — «Включить, Настроиться, Выпасть».


«“Чужой” на сцене» (программа «В это трудно поверить»)

Каждый год перед Рождеством группа водителей из Великобритании в свободное от работы время собирается вместе, чтобы поставить спектакль в любительском театре. На этот раз вместо надоевшего Робина Гуда герои решаются на безумие — сделать постановку по культовому «Чужому» Ридли Скотта.

С экипажем «Нордсторомо» зрители знакомятся во время репетиции. Режиссер спектакля Дэвид Митчелл разочарован: актеры плохо помнят свои реплики, часто сбиваются и смеются. Поначалу все это может показаться фарсом, но не спешите с выводами. По признанию одной из героинь, спектакль для нее — возможность почувствовать себя другим человеком. Не умаляет его значения и юный сценарист, обожающий фильм с пеленок, а также его девушка, кропотливо подошедшая к дизайну костюмов, и Пит — человек с золотыми руками, который каким-то совершенно непостижимым образом собрал костюм ксеноморфа с подвижными челюстями и хвостом и даже соорудил яйца монстра. Выглядит это, признаемся, устрашающе.

Режиссеры дока — Дэниэль Каммер и Люси Харви — узнали про шоу случайно. Девушек настолько впечатлила преданность труппы своему делу, что они захотели снять фильм. Показ «Чужого на сцене» в лондонском театре на Лестер-сквер, которым заканчивается фильм — тоже их рук дело. Постановка могла оказаться самым большим провалом общественного театра, но стала одним из лучших живых выступлений в истории столицы Великобритании. Вот ведь как бывает, когда всей душой отдаешься любимому делу.


«Приют» (программа «Комьюнити»)

Ежедневно в Амстердамский приют привозят клетки с найденными на улице животными. Время от времени питомцев возвращают сами хозяева: одна собака не ладит с кошками, вторая бросается на детей, третья не дружит с сородичами. Все животные напуганы, дезориентированы, а некоторые смертельно ранены. Сотрудники приюта всячески стараются помочь кошкам, собакам и даже кроликам почувствовать себя в безопасности на новом месте и надеются, что каждый из подопечных обретет дом.

Этот фильм — история человеческой доброты и самоотверженности. Вместе с его героями вы пройдете через горести и радости, а после просмотра, возможно, решите сделать одно очень важное дело — подарить дом своему новому другу.