5 лучших фильмов Основного конкурса ММКФ-2021 | Кино | Time Out

5 лучших фильмов Основного конкурса ММКФ-2021

Дмитрий Евстратов   30 апреля 2021
8 мин
5 лучших фильмов Основного конкурса ММКФ-2021
Фото: Depositphotos
С 22 по 29 апреля в Москве проходил ежегодный Московский Международный кинофестиваль (ММКФ) — второй после Венецианского старейший смотр в мире. Из множества показанных фильмов лишь некоторые доберутся до широкого проката. В этом году основной конкурс включал в себя 14 картин со всех уголков земного шара: Индия, Иран, Куба, Венесуэла, Китай и Румыния — вот неполный перечень стран, чьи фильмы боролись за главный приз фестиваля, «Золотого Святого Георгия». Россия была представлена в основном конкурсе лишь одной работой — «Последней “Милой Болгарией”» режиссера Алексея Федорченко. Time Out внимательно следил за ходом кинофестиваля и выбрал 5 лучших фильмов конкурсной программы.

«Кровопийцы», реж. Юлиан Радльмайер, Германия

20-е годы XX века. На берегу Балтийского моря молодая и богатая немецкая барышня Октавия встречает русского барона и приглашает его в усадьбу. Ночью аристократ попадается на краже — теперь он вынужден рассказать свою правдивую историю. Оказывается, Левушка (именно так зовут героя Александра Коберидзе) когда-то жил в Советском союзе и снимался в кино. Его последняя работа — фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь», в котором он исполнил роль Троцкого, во время финального монтажа впавшего в немилость к Сталину. Все эпизоды с участием Левушки были вырезаны, а сам он эмигрировал из страны и мечтал попробовать себя в Голливуде. Свой путь он держал через Германию.

Знакомство с немецкой аристократкой, владеющей заводами и пароходами, многое меняет в жизни Левушки. Октавия решается помочь лжебарону превратить мечты в реальность и предлагает ему снять фильм о вампирах, чтобы заявить о себе в Голливуде. Особенно ярко эта история заиграет в тот момент, когда Левушка поймет, что вампиры — это вовсе не вымышленные киногерои, а вполне реальные люди. Вся представители немецкого высшего общества оказываются вампирами-капиталистами, пьющими кровь мирового пролетариата. Точно так же, как у Карла Маркса: «Капитал, подобно вампиру, постоянно всасывает в себя живой труд как душу».

«Кровопийцы» — настоящая удача ММКФ. Главное правило фестиваля — брать в конкурс только те ленты, мировые премьеры которых еще не состоялись. Однако несмотря на то, что картина немецкого режиссера Юлиана Радльмайера уже участвовала в секции Encounters Берлинского кинофестиваля, она все равно попала в основной конкурс ММКФ. Это причудливая жанровая смесь тонкой сатиры и социального хоррора. Социалист Радльмайер не отказывается от намеченного в предыдущих своих работах («Самокритика буржуазного пса» и «Зимняя сказка пролетариата») пути и продолжает ненавязчиво и легковесно исследовать мироустройство, то и дело посмеиваясь над буржуазным обществом.

При этом режиссер не привязывает свои рассуждения к конкретной исторической эпохе – сцены, снятые в современной Москве, намекают, что классовый вампиризм никуда не исчез, а только укоренился. Лента стала обладателем Специального приза жюри фестиваля и готовится к выходу в российский прокат летом 2021-го.


«Женщины», реж. Нобутеру Учида, Япония

Японка Мисаки недавно получила престижное образование, но найти достойную работу у нее долго не получалось. К тому же ее частично парализованной пожилой матери, живущей в небольшом городке, требуется постоянный уход. Годы летят, в жизни Мисаки ничего не меняется. Она мечтает выйти замуж за социального работника Наоки, присматривающего за ее матерью, и помогает своей подруге Каори на пчелиной ферме. Все идет своим чередом, пока в ее жизнь не врывается цепочка ужасных событий: Наоки оказывается лжецом, покидает дом матери Мисаки и обосновывается у своей беременной девушки, а Каори внезапно умирает. Два события, произошедшие с разницей в несколько часов, ставят Мисаки на грань отчаяния. Как спастись из этой жизненной западни?

Терпению Мисаки точно позавидовал бы Артур Флек. В отличие от улыбчивого американского героя, японка дает волю своим эмоциям хоть и часто, но все же довольно сдержанно (до поры до времени, конечно). До мести всем и вся не доходит, однако случайный ребенок или вечно кричащая на нее мать пострадать могут. Невзгоды копятся в жизни девушки так быстро, что переполненная чаша терпения будто трескается от чудовищного напора — самое время обновить ее, начать все с чистого листа. В оптимистическом финале уже не будет мужчин и с Мисаки останутся только самые близкие — женщины, которые помогли ей «сбросить все настройки» и перезапуститься.

Нобутеру Учида элегантно справляется со своей режиссерской задачей — ведет интертекстуальный диалог с японской культурой, управляет едва заметными зрительскому глазу мелочами, позволяющими разглядеть в «Женщинах» действительно тонкий и зрелый киноязык.

Казалось, ничто не сможет помешать актрисе Юкико Синохаре завоевать приз за лучшую женскую роль. Впрочем, жюри основного конкурса решило иначе — лента вовсе осталась без наград по итогам смотра.


«Последняя “Милая Болгария”», реж. Алексей Федорченко, Россия

Премьера единственной российской картины в основном конкурсе стала одним из главных событий ММКФ. Сценарий «Последней “Милой Болгарии”» Алексей Федорченко написал в соавторстве с Лидией Канашовой. Он создан по мотивам книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца».

Молодой селекционер Леонид Ец продолжает дело своего отца и пытается спасти «Милую Болгарию» — особый сорт яблок, практически уничтоженный пожаром. На дворе неспокойный 1943 год, и Ец отправляется в Алма-Ату, город яблок, где ему предстоит заново вывести этот сорт, а заодно разгадать гибель любимого писателя Семена Курочкина (один из псевдонимов Зощенко), когда-то жившего здесь. Он внимательно изучает рукописи творца и переносится в его юность в поисках корней проблем, настигших его во взрослой жизни. На пути к истине герой проживет ключевые этапы жизни писателя — от сложного детства и первой любви до войны и революции.

«Последняя “Милая Болгария”» — давняя мечта Алексея Федорченко. Более 20 лет режиссер планировал экранизировать Зощенко и, наконец, сумел реализовать намеченное в очень необычной форме. Картина представляется художественным триптихом, внутри которого в виде сложной мозаики удачно уживаются философия и фарс, кино и театр, сумасшедший морковный доктор и эксцентричный Сергей Эйзенштейн. Специально для этого режиссер придумывает уникальную, даже авангардную форму — диалоги из рукописей Курочкина делят экран на две, три, а иногда и больше частей, где каждому участнику словесных баталий уделяется особое внимание. Многие художественные решения Федорченко позволяют видеть в его работе нечто большее, чем кино в привычном понимании. Это, скорее, квазифилософское психоаналитическое путешествие по истории страны и размышление о меланхолии советской интеллигенции довоенного периода.

С фестиваля фильм вряд ли ушел бы без награды — «Последняя “Милая Болгария”» была одним из фаворитов конкурса. В итоге Алексей Федорченко был награжден призом за лучшую режиссерскую работу.


«#Засранка», реж. Андрей Хуцуляк, Румыния

В эпоху интернета всегда можно попасть в неприятную ситуацию, даже когда ты этого совсем не ждешь. Вот и простая работница банка Алина, решившая завести милую собачку, попала под волну кибербуллинга. По дороге из приюта псу стало плохо, и его вырвало прямо в метро. Убирать нечем, другие пассажиры недовольны: «Воняет!», «Убирай, чертовка!», «Не хами и убери». В вагоне начались народные волнения, шум, гам, потасовка. Казалось, до линчевания совсем недалеко. Женщина отказалась убирать за своим питомцем и резво выбежала из поезда. Только как назло нашелся подросток, который снял все это на камеру телефона, а позже выложил видео в сеть.

Грандиозный онлайн-скандал постучался в двери к каждому румыну. Кого-то задело по касательной, кто-то решился выйти на митинг против правительства и аморального поведения общества, кто-то устроил акт самосожжения. Несчастной Алине не повезло больше всех — помимо штрафа за «дестабилизацию психики собаки» и увольнения с работы, она стала мишенью для тухлых яиц, отправленных со стороны почти каждого жителя современной Румынии.

Градус абсурда фильма режиссера Андрея Хуцуляка растет с каждой минутой — цепочка одновременно смешных и предельно трагических случайностей, кажется, не оборвется уже никогда. И все же самое страшное не в этом — сюжет «#Засранки» основан на реальной истории, случившейся в Корее 15 лет назад. Тогда интернет еще не играл настолько важную роль в жизни общества, поэтому подобных случаев было немного и все они в конце концов затухали.

Сегодня кибербуллинг, перерастающий в травлю в реальной жизни, становится уже чем-то естественным. Это остроумно и высмеивает Хуцуляк, превращая действие в отравленную едкими ядами чеховщину и затрагивая ключевые институты современного гражданского общества.

Понравилась «#Засранка» и конкурсному жюри во главе с филиппинским режиссером Брийянте Мендосой, которое присудило румынской картине главный приз смотра — «Золотого Святого Георгия», а актриса Андреа Грэмоштяну получила премию за лучшую женскую роль.


«Сын», реж. Нушин Мераджи, Иран

Еще одним открытием основного конкурса стала лента «Сын» иранской режиссерки-дебютантки Нушин Мераджи. В центре сюжета Фарид — тучный мужчина сорока лет. Он живет в элитной квартире вместе со своей матерью и кажется типичным маменькиным сынком, не сумевшим выпорхнуть из родительского гнезда. Однако с каждым днем его матери становится все хуже и хуже — постоянные ссоры с инфантильным сыном выводят ее из себя, и, в конце концов, женщина умирает. Фарид остается совсем один и решает заводить случайные знакомства с женщинами, приводя их в свои хоромы и постоянно попадая в нелепые ситуации.

Актер Сохейл Гханнадан, исполнивший роль Фарида, по итогам фестиваля получил награду «за лучшее исполнение мужской роли», и это неудивительно — его персонаж-фрик, не выходящий за стены своей дорогой квартиры, совершает ужасные и нелепые поступки. То спрячет тело матери в холодильник, то станет вуайеристом, подглядывающим за соседкой и прикрывающимся своей любовью к фотографии, то будет яростно ворчать и обвинять мать и всех вокруг в своих невзгодах, одиночестве и нелюбви.

«Сын» — по-настоящему штучный товар для иранского кино, до исламской революции практически закрытого для женщин. У Нушин Мераджи получилось успешно зацепиться за психологические корни отношений сына и матери и создать из них мультижанровое универсальное высказывание, в котором трагедия удачно соединяется с комедией сквозь слезы.