Угадаю этот фильм с одной ноты. 9 кинокомпозиторов, создавших легендарные саундтреки | Кино | Time Out

Угадаю этот фильм с одной ноты. 9 кинокомпозиторов, создавших легендарные саундтреки

Анна Афанасьева   26 июля 2021
5 мин
Угадаю этот фильм с одной ноты. 9 кинокомпозиторов, создавших легендарные саундтреки
Эннио Морриконе. Фото: Depositphotos

Хорошей можно назвать работу того кинокомпозитора, чья музыка останется практически незаметной и идеально вписывается в фильм. Однако некоторые из них создают настолько выдающиеся мелодии, что слушать их хочется даже в отрыве от визуала. Time Out вспомнил 9 ярких композиторов и их творения.


Джон Уильямс

Уильямс является, пожалуй, самым известным американским кинокомпозитором — он написал легендарные мелодии из фильмов «Челюсти», «Звездные войны», «Инопланетянин» и «Парк Юрского периода». Уильямс стоял у истоков эпохи блокбастеров в 80-х, и его имя шло параллельно именам Спилберга и Лукаса.

Композитору нашлось место и в новом тысячелетии: джазовая музыка из «Поймай меня, если сможешь» и сказочная — из «Гарри Поттера и узника Азкабана» тому отличные подтверждения. У Уильмса 53 номинации на «Оскар» (больше только у Уолта Диснея) и пять заслуженных побед.

Ханс Циммер

Этот немец покорил Голливуд. Первым его успехом была работа над фильмом «Человек дождя», за который его номинировали на «Оскар». Уже тогда Ханс не скрывал своей любви к синтезаторам. В 1995 году он получил «Оскар» за музыку к мультфильму «Король Лев». Успехом также обернулись коллаборации Циммера с Ридли Скоттом в «Гладиаторе» и Гаем Ричи в «Шерлоке Холмсе».

Однако лучше всего талант Циммера раскрылся в работе с Кристофером Ноланом — в «Интерстелларе», «Темном рыцаре» и «Начале». Слабость композитора к электронной музыке как нельзя кстати пришлась для аккомпанирования интеллектуальных паззлов режиссера.

Микаэл Таривердиев

Композитор армянского происхождения написал музыку к 132 фильмам, а также бесчисленное количество песен, романсов, пять опер и четыре балета. Более всего он известен меланхоличной и глубокой музыкой в картинах «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Семнадцать мгновений весны».

Таривердиев был известен невероятно серьезным отношением к работе. Например, для «Иронии судьбы» он записал четыре романса в исполнении Пугачевой. На работу ушел месяц, на каждую песню было сделано по 30 дублей. Получившийся результат Таривердиев назвал «замечательным», но, услышав однажды, как певица исполняет песни в своей фирменной манере, раскритиковал ее.

Бернард Херрманн

Американский еврей более всего прославился в творческом союзе с Альфредом Хичкоком. Вместе они создали «Головокружение», «К северу через северо-запад» и, конечно же, «Психо». Режиссер уверял, что «33% эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке».

Изначально Хичкок видел в саундтреке более джазовую музыку, а в знаменитой сцене в душе — тишину, однако идеи Херрмана заинтриговали его. Душевая сцена, где минималистичная мелодия похожа на душераздирающий крик, задала тон триллерам и ужастикам на много лет вперед. Херрман также написал музыку к «Таксисту» и «Гражданину Кейну».

Томас Ньюман

Творческий прорыв американского музыканта случился в 1995 году, тогда Ньюман получил сразу две номинации на «Оскар» за лучшую музыку в фильме — за картины «Маленькие женщины» и «Побег из Шоушенка». Мечтательные мотивы последнего станут фирменным знаком Ньюмана и найдут свое применение в сентиментальном мультфильме Pixar «ВАЛЛ-И».

Однако больше всего композитор известен сотрудничеством с Сэмом Мендесом. Он написал музыку для дебютного проекта режиссера «Красота по-американски», которая идеально подчеркнула странный, но притягательный характер драмы, а также для последнего на сегодняшний день фильма «1917».

Андрей Петров

По сравнению с другими советскими кинокомпозиторами, которые написали музыку к сотням фильмов, успехи Петрова скромны — 80 саундтреков. Однако поражает качество работы музыканта — почти каждый фильм, созданный с его участием, запомнился лиричной и точной музыкой.

Для «Берегись автомобиля» Петров написал вальс, под который Юрий Деточкин едет в Прибалтику на угнанном автомобиле. Для «Осеннего марафона» — мелодию для бессмысленного бега Андрея Бузыкина. Для «Служебного романа» нежные песни о погоде главных героев. Для «Жестокого романса» — пылкие серенады о любви.

Эннио Морриконе

Влияние итальянских композиторов на киноиндустрию велико: достаточно вспомнить Нино Рота, который создал музыку для «Крестного отца», или Пино Донаджо, поработавшего над фильмом ужасов «Кэрри». Однако самый знаменитый из них — Эннио Морриконе.

Он ушел из мира эстрадного джаза в кино в 60-х и поработал более чем над 500 проектами. Его мелодии сформировали звуки спагетти-вестернов: «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе». Морриконе также украсил музыкой гангстерскую драму «Однажды в Америке» и нежную «Лолиту». В последние годы жизни он работал с Тарантино над фильмами «Бесславные ублюдки» и «Омерзительная восьмерка».

Джеймс Хорнер

Известность пришла к американскому композитору в 1982 году благодаря работе над фильмом «Звездный путь 2: Гнев Хана». Однако по-настоящему прославили его композиции к «Титанику». Музыка к картинам редко становится частью массовой культуры, но драма о затонувшем корабле стала исключением. В мире было распродано 30 миллионов копий саундтрека «Титаника».

Хорнер также написал музыку к другим творениям Джеймса Кэмерона — «Чужие» и «Аватар». Он же создал композиции для «Игр разума» и «Храброго сердца». Личностный, романтичный стиль Хорнера оказался востребованным в 90-х после эпических 80-х.

Дзе Хисаиси

В Америке Хисаиси называют «японским Джоном Уильямсом» — это один из самых известных композиторов в родной стране. Он получил рекордное количество премий Японской Академии – восемь. Среди главных работ Дзе — «Сцены у моря», «Куклы» и «Фейерверк».

Однако европейско-американской публике он больше всего запомнился сотрудничеством с Хаяо Миядзаки. С аниматором он познакомился в 1983 году при создании мультфильма «Навсикия из Долины ветров». Работа молодого композитора так понравилась Миядзаки, что он приглашал его на все последующие проекты: «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками» и другие.