109 лет Роза без Джека: что случилось с «Титаником» в реальности и как фильм Кэмерона романтизировал трагедию | Город | Time Out
Город

109 лет Роза без Джека: что случилось с «Титаником» в реальности и как фильм Кэмерона романтизировал трагедию

Виктория Вернер 13 апреля 2021
7 мин
109 лет Роза без Джека: что случилось с «Титаником» в реальности и как фильм Кэмерона романтизировал трагедию
Кадр из фильма «Титаник»
109 лет назад, 14 апреля 1912 года, затонул известный круизный пароход «Титаник». За четыре дня до этого он отправился в свой первый и последний рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк, и вскоре весь мир узнал о трагедии, унесшей почти полторы тысячи жизней. Time Out рассказывает, чем славился «Титаник» до крушения, кем были его пассажиры и как реальные события отличаются от показанных в одноименном фильме.

Появление лайнера на свет

Период конца XIX — начала XX века известен как эпоха пароходов — все крупные европейские страны соревновались друг с другом в строительстве военных и пассажирских судов. В это же время продолжалась миграция в США — страну со стремительно развивающейся экономикой, которая давала возможность разбогатеть даже тем, кому не повезло со знатной фамилией. Самолеты тогда еще не появились, и единственным способом добраться на другой континент были корабли, которые могли идти несколько недель и рисковали встретиться со всеми опасностями океана. Тем не менее желающих уплыть в Америку за лучшей жизнью были тысячи, и за заветный билет на лайнер многие из них отдавали свои последние деньги.

В 1907 году британская компания White Star Line начала работу над самым большим для того времени судном «Олимпик», к которому позже присоединились «Титаник» и «Британик» — настоящие гиганты, поражавшие своей роскошью даже богачей. На борту было несколько ресторанов, бассейн, турецкие бани, гимнастический зал, корт для игры в сквош, библиотека с читальным салоном, парикмахерская, фотостудия, курительная комната, зимний сад с экзотическими растениями и огромные прогулочные палубы на нескольких уровнях.

«Олимпик» стал первым кораблем серии, поэтому именно он появился на всех газетных снимках. Очевидное внешнее сходство с «Титаником» привело к тому, что новости о катастрофе позже иллюстрировали фотографиями этого лайнера.

Джозеф Брюс Исмей, исполнительный директор White Star Line и инициатор строительства лайнеров

К слову, проблемы с количеством спасательных шлюпок были на обоих кораблях: их вместимость была меньше реального числа пассажиров примерно на тысячу человек.

Как и большинство пассажирских судов в то время, «Титаник» предлагал места трех классов. Пассажирами первого класса становились самые богатые путешественники. Немногие из них переезжали в Америку насовсем — основная часть плыла навестить родственников или же просто посмотреть на другой континент. Первому классу были доступны все перечисленные выше услуги и помещения, а их каюты были обставлены дорогой мебелью из красного дерева, отделаны позолотой и украшены произведениями искусства. Все это стоило порядка 50 тысяч долларов в переводе на современные цены.

Чуть беднее выглядели каюты второго класса, но и в них пассажиров встречали гардероб, туалетный столик, умывальник и диван. Проще всего выглядели каюты третьего класса: впрочем, сегодняшний эконом-класс с двухъярусными койками почти полностью воспроизводит их вид. Билеты сюда стоили от 114 современных долларов. Большинством пассажиров третьего класса были рабочие, эмигрирующие в США из разных стран Европы и даже России.

Пассажиры

В 1998 году фильм Джеймса Кэмерона «Титаник» получил 11 премий «Оскар». В центре сюжета — невеста богатого промышленника из первого класса Роуз и бедный художник Джек, выигравший в карты билеты в третий.

Вне корабля у них не было шанса на знакомство, а здесь они нашли друг друга и влюбились. До суши, однако, доберется только один из них. Хотя оба героя вымышлены, эта история — компиляция нескольких реальных историй пассажиров «Титаника».

Кадр из фильма «Титаник»

Режиссер назвал героиню Кейт Уинслет в честь Розы (Роды) Эббот, судьба которой была не менее трагичной. Она ехала домой вместе с двумя сыновьями и до последнего отказывалась садиться в шлюпку, не желая оставлять их. В результате она оказалась одной из немногих выживших, которых подобрали уже после крушения корабля, но оба сына погибли. Героя Леонардо Ди Каприо назвали в честь молодого кочегара, который тоже не пережил крушение. Звали его, правда, Джозеф, однако в документах он значился просто «Д. Доусон».

История любви молодых людей из разных социальных слоев тоже реальна. Юная Роберта Майони путешествовала первым классом — она сопровождала богатую графиню в качестве служанки. На корабле девушка встретила члена экипажа, с которым у них тут же завязались отношения. Во время эвакуации юноша отдал Роберте свой спасательный жилет и значок в виде белой звезды. Этот подарок девушка хранила до конца своих дней, а вот имя возлюбленного так и не раскрыла.

Пассажиры первого класса, wikimedia

Другие детали фильма тоже претендуют на историческую достоверность: оркестр продолжал играть музыку во время эвакуации (правда, доподлинно неизвестно, какую именно), женщин и детей спускали на воду первыми, а у первого и второго классов шансов выжить было больше, чем у третьего. На той палубе не было спасательных шлюпок, и, чтобы попасть на верхние уровни, им пришлось преодолевать большое расстояние. К тому моменту, как они добрались туда, шлюпок уже не осталось.

Впрочем, сцена, где пассажиров третьего класса насильно заперли, так и не была подтверждена документально и, скорее всего, является художественным вымыслом.

Супруги Штраус, wikimedia

Пожилая Роуз из фильма стала хозяйкой померанского шпица, что тоже неслучайно — с корабля спаслись три собаки, две из которых были именно этой породы.

А в одной из сцен эвакуации можно заметить трогательную пожилую пару — они не захотели поддаваться всеобщей суматохе и приняли судьбу, оставшись лежать в обнимку в каюте. Исидор и Ида Штраус были женаты 40 лет. По словам очевидцев, когда на шлюпки сажали женщин и детей, они велели своей служанке спасаться, а сами приняли решение не разлучаться и встретить последние минуты вместе.

Были и другие удивительные истории, о которых не рассказали в фильме. Например, молодой ирландец Иеремия Берк перед посадкой на корабль получил от матери бутылку святой воды. 

Во время крушения он успел написать прощальную записку, которую засунул в эту бутылку и выбросил за борт. Через год она причалила к берегу недалеко от дома юноши, и послание добралось до семьи.

Альтернативные версии

Как и любое громкое событие, крушение «Титаника» тут же породило немало конспирологических теорий. Самые популярные из них утверждают, что корабль погубила серия взрывов, которые якобы слышали некоторые пассажиры.

До сих пор популярна версия, что «Титаник» потопили специально, подменив его потрепанным «Олимпиком» и заменив табличку с названием. Дело в том, что за несколько лет до событий старший брат лайнера тоже пострадал от столкновения, и его ремонт обошелся бы в круглую сумму. Тогда владельцы решили потопить его под видом хорошо застрахованного «Титаника». Впрочем, эту теорию уже не раз опровергли, поскольку упомянутые корабли все же не настолько похожи, чтобы их не смогли различить работники. Да и вряд ли кто-то из White Star Line решился бы инициировать трагедию, ведь репутация компании после нее сильно пострадала, а «Олимпик» и еще строящийся «Британик» пришлось срочно модернизировать.

«Олимпик» (слева) и «Титаник» (справа), wikimedia

Другая теория ссылается на то, что «Титаник» взорвали немецкие спецслужбы с помощью подводных лодок и торпед. Приближалась Первая мировая война, и противники Британии решили уничтожить корабль, который страна могла использовать против них в военных действиях на воде.

Теория звучит правдоподобно, но и в ней много несостыковок. Например, мощность торпед того времени и чрезмерная сложность операции, которая не была достойна простого пассажирского парохода вроде «Титаника». Факт взрывов тоже остается неподтвержденным — даже котлы, которые с наибольшей вероятностью могли бы его спровоцировать, были вовремя потушены и сейчас целые лежат на дне океана.

Наше время

Нос «Титаника» в 2004 году, wikimedia

Исследования обломков судна стали возможны лишь в 1985 году. Тогда же все узнали, что корабль разломился надвое — до этого считалось, что он затонул целиком. Предложения достать его со дна начали поступать практически сразу после крушения и до сегодняшнего дня, но такая операция, вероятнее всего, погубит останки корабля. «Титаник» продолжает разрушаться, и, по оценкам ученых, его корпус полностью распадется на части уже к концу века.

Тем не менее с борта смогли достать более пяти тысяч ценных предметов, среди которых иллюминатор, чьи-то карманные часы и даже кольцо с бриллиантами.

В Белфасте, на родине «Титаника», построили посвященный ему музей, и его здание напоминает нос корабля. Там работают девять интерактивных галерей, каждая из которых рассказывает об отдельном периоде из жизни судна и его пассажиров.

Музей в Белфасте, wikimedia
Реклама
Акция не распространяется на операции, оформленные в программы: «Универсальный перевод плюс», «Универсальный перевод», «Заплати в Рассрочку», «Все покупки в рассрочку» и переводы в рамках системы быстрых платежей. Организатором промоакции «180 дней на всё!» является АО КБ «Ситибанк» (далее — «Ситибанк»). Промоакция проводится на территории Российской Федерации. Общий период проведения промоакции — с 01.04.2021 по 31.03.2022. Правила программы и сроки ее проведения опубликованы по ссылке. Льготный период кредитования длительностью 180 дней с момента одобрения кредитной карты распространяется на операции по оплате товаров, работ и услуг, снятию наличных, денежных переводов со счета кредитной карты. Участнику Акции необходимо своевременно и в полном объеме вносить минимальную сумму платежа по кредитной карте в соответствии с условиями договора о выпуске и обслуживании кредитных карт для сохранения специального условия Начиная со 181 дня с даты одобрения карты действуют стандартные условия Льготного периода кредитования.
Кредитный лимит устанавливается в индивидуальном порядке на усмотрение банка в пределах 450 000 рублей для новых клиентов и может быть увеличен до 1 000 000 руб,
Кредитная карта выпускается исключительно по усмотрению банка. Процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке от 20,9% до 32,9% годовых. Срок возврата кредита определен моментом востребования.