Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов | Кино | Time Out

Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов

Дмитрий Евстратов   29 мая 2023
6 мин
Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов
Стивен Стилберг и Джон Уильямс. Фото: Depositphotos
29 мая исполняется 70 лет Дэнни Элфману — всемирно известному композитору, который написал музыку для таких фильмов, как «Бэтмен», «Люди в черном», «Алиса в стране чудес», «Планета обезьян» и многих других. И он, и многие другие авторы композиций к фильмам предпочитают работать с теми, с кем когда-то уже нашли общий музыкальный и кинематографический язык. Time Out вспоминает пять великих тандемов режиссеров и композиторов, покоривших сердца зрителей по всему миру.

Тим Бертон и Дэнни Элфман

Совместных работ: 18

Страстному любителю макабра, мистики и готических сюжетов Тиму Бертону недолго пришлось искать композитора-соратника. Вскоре после начала карьеры его первой совместной работой с Дэнни Элфманом стало «Большое приключение Пи-Ви» (1985). Для Элфмана, который до этого писал музыку лишь к мюзиклу своего брата Ричарда, этот фильм был дебютным в большом кино. Уже тогда в творчестве композитора и заодно участника рок-группы Oingo Boingo прослеживались чудаковатость, мистицизм и гротеск — как раз то, что требовалось Бертону.

Элфман написал музыку ко всем культовым лентам Бертона — «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в Стране чудес» и другим. Сотрудничество режиссера и композитора продолжается и по сей день, одной из их последних совместных работ стала киноадаптация мультфильма «Дамбо».

Удивительно, что ни Бертон, ни Элфман так и не получили должного признания от Американской киноакадемии. Композитор был номинирован на «Оскар» четыре раза и только один из них — за работу с Бертоном («Крупная рыба»). Правда, едва ли это можно считать истинной оценкой их многолетнего творческого союза. Куда важнее зрительский интерес и любовь, а этого у тандема в избытке.


Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти

Совместных работ: 14

Судьбоносная встреча Дэвида Линча и Анджело Бадаламенти произошла на съемках «Синего бархата» (1986). Режиссеру-сюрреалисту настолько понравилось работать с композитором, что впредь все свои фильмы и сериалы он снимал только с его участием. Их плодотворный творческий союз подарил миру «Простую историю», «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда» и очень быстро перерос в дружбу. Линч мог прийти домой к Бадаламенти, описать собственную задумку и попросить сыграть несколько нот. Чаще всего именно эти наработки и становились музыкой к фильмам.

Так появилась и легендарная музыка к сериалу «Твин Пикс». В одном из своих интервью Бадаламенти признался — главная музыкальная тема сериала родилась, когда в голове Линча было только настроение будущего проекта и некоторые его эпизоды. Услышав сыгранную композитором мелодию, Линч воскликнул: «Анджело, ты уловил это настроение, и теперь я вижу, каким будет этот телесериал, благодаря твоей музыке».

Бадаламенти принимал участие и в работе над короткометражными лентами Линча, а их последним на сегодняшний день совместным проектом остается третий сезон сериала «Твин Пикс».


Стивен Спилберг и Джон Уильямс

Совместных работ: 30

Спилберг и Уильямс — живые воплощения эпитета «легендарный». Джон Уильямс, уже имевший значительный вес в индустрии, впервые поработал со Спилбергом в 1974 году, написав музыку к драме «Шугарлендский экспресс». Но большинство зрителей запомнило их вторую совместную работу — триллер «Челюсти» (1975), открывший эру летних блокбастеров.

Пугающая симфоническая тема из ленты повергла аудиторию в шок почти так же, как музыка Бернарда Херрмана к «Психо» Хичкока — дистанцироваться от неумолимо надвигающейся опасности было попросту невозможно. За саундтрек к «Челюстям» Уильямс получил «Оскар» — их у композитора за всю карьеру набралось пять при рекордных 52 номинациях, всеобщее признание и, вероятно, пожизненный контракт со Стивеном Спилбергом. Их тесное сотрудничество продолжается до сих пор, вот уже более 45 лет.

На одном из чествований композитора Спилберг сказал: «Без Джона Уильямса не летают ни мотоциклы, ни метлы в матчах по квиддичу, ни люди в красных плащах. Нет Силы, динозавры не ходят по Земле. Мы не удивляемся, мы не плачем, мы не верим».

Действительно, магические саундтреки, написанные Уильямсом к «Списку Шиндлера», «Парку Юрского периода», «Индиане Джонсу», «Спасти рядового Райана» и другим фильмам Спилберга, стали не только классикой, но и музыкой к кино, узнаваемой во всем мире.


Леонид Гайдай и Александр Зацепин

Совместных работ: 12

Александр Зацепин, Наталья Селезнева и Леонид Гайдай

В советском кино за звание самого яркого творческого союза могло побороться сразу несколько тандемов — Эдуард Артемьев и Никита Михалков, Вениамин Дорман и Микаэл Таривердиев, Сергей Бондарчук и Вячеслав Овчинников, Георгий Данелия и Гия Канчели и другие. Но наиболее запоминающиеся советскому и российскому зрителю картины создавали Леонид Гайдай и Александр Зацепин.

Работая над «Самогонщиками», Гайдай несколько раз вступал в конфронтацию с композитором Никитой Богословским, поэтому музыку к следующим фильмам решил доверить другому автору и не прогадал. Поначалу режиссер относился к работам Зацепина со скепсисом, но после первого же опыта сотрудничества он понял, что ошибался. Начиная с «Операции “Ы” и других приключений Шурика», Зацепин неизменно становился композитором каждой комедии Гайдая.

Без самобытной и задорной музыки из «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки» или «Ивана Васильевича…» до сих пор трудно представить дома россиян в канун Нового года. Это, пожалуй, лучшая награда для их авторов.


Федерико Феллини и Нино Рота

Совместных работ: 16

Еще до знакомства с Федерико Феллини итальянец Нино Рота написал музыку ко множеству фильмов и был популярен на родине. Все изменилось в 1952 году, когда режиссер пригласил талантливого композитора поработать над лентой «Белый шейх». Получив живой, дышащий жизнью саундтрек, Феллини больше не мог обойтись без помощи нового друга в будущих проектах.

За 25 лет совместной работы тандем создал 16 фильмов, в каждом — красочная, ритмичная и наполненная итальянским колоритом музыка композитора. Мелодии Нино Рота выступали важным инструментом драматургии и буквально раскрашивали черно-белые полотна Феллини. Именно после работы с великим режиссером о композиторе заговорил весь мир, и уже спустя несколько лет он сотрудничал с Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли и Фрэнсисом Фордом Копполой, написав для последнего культовый саундтрек к «Крестному отцу».

Итальянский кинематограф в принципе славен великими творческими тандемами. Кроме мелодий Нино Рота к лентам Федерико Феллини, невозможно забыть и о музыке Эннио Морриконе, чаще всего работавшего с режиссерами Серджио Леоне и Джузеппе Торнаторе. Ушедший в 2020 году композитор внес значительный вклад в развитие итальянского и мирового кино.