Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов | Кино | Time Out
Кино

Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов

Дмитрий Евстратов 12 февраля 2021
5 мин
Музыка нас связала: 5 великих тандемов режиссеров и композиторов
Стивен Стилберг и Джон Уильямс. Фото: Depositphotos
Музыка для фильма — не просто приятный бонус, влияющий на зрительское настроение. В руках талантливого режиссера она может сделать картину по-настоящему великой. Некоторые известные постановщики предпочитают работать с теми, с кем когда-то уже нашли общий музыкальный и кинематографический язык. Time Out вспоминает пять великих тандемов режиссеров и композиторов, покоривших сердца зрителей по всему миру.

Тим Бертон и Дэнни Элфман

Совместных работ: 18

Страстному любителю макабра, мистики и готических сюжетов Тиму Бертону недолго пришлось искать композитора-соратника. Вскоре после начала карьеры его первой совместной работой с Дэнни Элфманом стало «Большое приключение Пи-Ви» (1985). Для Элфмана, который до этого писал музыку лишь к мюзиклу своего брата Ричарда, этот фильм был дебютным в большом кино. Уже тогда в творчестве композитора и, заодно, участника рок-группы Oingo Boingo прослеживались чудаковатость, мистицизм и гротеск — как раз то, что требовалось Бертону.

Элфман написал музыку ко всем культовым лентам Бертона — «Бэтмен», «Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика», «Алиса в Стране чудес» и другим. Сотрудничество режиссера и композитора продолжается и по сей день — их последней совместной работой стала киноадаптация мультфильма «Дамбо».

Удивительно, что ни Бертон, ни Элфман так и не получили должного признания от Американской киноакадемии. Композитор был номинирован на «Оскар» четыре раза и только один из них — за работу с Бертоном («Крупная рыба»). Правда, едва ли это можно считать истинной оценкой их многолетнего творческого союза. Куда важнее зрительский интерес и любовь, а этого у тандема в избытке.


Дэвид Линч и Анджело Бадаламенти

Совместных работ: 14

Судьбоносная встреча Дэвида Линча и Анджело Бадаламенти произошла на съемках «Синего бархата» (1986). Режиссеру-сюрреалисту настолько понравилось работать с композитором, что впредь все свои фильмы и сериалы он снимал только с его участием. Их плодотворный творческий союз подарил миру «Простую историю», «Малхолланд Драйв» и «Шоссе в никуда» и очень быстро перерос в дружбу. Линч мог прийти домой к Бадаламенти, описать собственную задумку и попросить сыграть несколько нот. Чаще всего, именно эти наработки и становились музыкой к фильмам.

Так появилась и легендарная музыка к сериалу «Твин Пикс». В одном из своих интервью Бадаламенти признался — главная музыкальная тема сериала родилась, когда в голове Линча было только настроение будущего проекта и некоторые его эпизоды. Услышав сыгранную композитором мелодию, Линч воскликнул: «Анджело, ты уловил это настроение, и теперь я вижу, каким будет этот телесериал, благодаря твоей музыке».

Бадаламенти принимал участие и в работе над короткометражными лентами Линча, а их последним на сегодняшний день совместным проектом является третий сезон сериала «Твин Пикс».


Стивен Спилберг и Джон Уильямс

Совместных работ: 30

Спилберг и Уильямс — живые воплощения эпитета «легендарный». Джон Уильямс, уже имевший значительный вес в индустрии, впервые поработал со Спилбергом в 1974-м году, написав музыку к драме «Шугарлендский экспресс». Но большинство зрителей запомнило их вторую совместную работу — триллер «Челюсти» (1975), открывший эру летних блокбастеров.

Пугающая симфоническая тема из ленты повергла аудиторию в шок почти так же, как музыка Бернарда Херрмана к «Психо» Хичкока — дистанцироваться от неумолимо надвигающейся опасности было попросту невозможно. За саундтрек к «Челюстям» Уильямс получил «Оскар», которых их у композитора за всю карьеру набралось пять при рекордных 52-х номинациях), всеобщее признание и, вероятно, пожизненный контракт, со Стивеном Спилбергом.

Их тесное сотрудничество продолжается до сих пор, вот уже более 45 лет. На одном из чествований композитора Спилберг сказал: «Без Джона Уильямса не летают ни мотоциклы, ни метлы в матчах по квиддичу, ни люди в красных плащах. Нет Силы, динозавры не ходят по Земле. Мы не удивляемся, мы не плачем, мы не верим».

Действительно, магические саундтреки, написанные Уильямсом к «Списку Шиндлера», «Парку Юрского периода», «Индиане Джонсу», «Спасти рядового Райана» и другим фильмам Спилберга, стали не только классикой, но и музыкой к кино, узнаваемой во всем мире.


Леонид Гайдай и Александр Зацепин

Совместных работ: 12

Александр Зацепин, Наталья Селезнёва и Леонид Гайдай

В советском кино за звание самого яркого творческого союза могло побороться сразу несколько тандемов — Эдуард Артемьев и Никита Михалков, Вениамин Дорман и Микаэл Таривердиев, Сергей Бондарчук и Вячеслав Овчинников, Георгий Данелия и Гия Канчели и другие. Но наиболее запоминающиеся советскому и российскому зрителю картины создавали Леонид Гайдай и Александр Зацепин.

Работая над «Самогонщиками», Гайдай несколько раз вступал в конфронтацию с композитором Никитой Богословским, поэтому музыку к следующим фильмам решил доверить другому автору и не прогадал. Поначалу режиссер относился к работам Зацепина со скепсисом, но после первого же опыта сотрудничества он понял, что ошибался. Начиная с «Операции «Ы» и других приключений Шурика», Зацепин неизменно становился композитором каждой комедии Гайдая.

Без самобытной и задорной музыки из «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки» или «Ивана Васильевича…» до сих пор трудно представить дома россиян в канун Нового года. Это, пожалуй, лучшая награда для их авторов.


Федерико Феллини и Нино Рота

Совместных работ: 16

Еще до знакомства с Федерико Феллини итальянец Нино Рота написал музыку ко множеству фильмов и был популярен на родине. Все изменилось в 1952 году, когда режиссер пригласил талантливого композитора поработать над лентой «Белый шейх». Получив живой, дышащий жизнью саундтрек, Феллини больше не мог обойтись без помощи нового друга в будущих проектах.

За 25 лет совместной работы тандем создал 16 фильмов, в каждом — красочная, ритмичная и наполненная итальянским колоритом музыка композитора. Мелодии Нино Рота выступали важным инструментом драматургии и буквально раскрашивали черно-белые полотна Феллини. Именно после работы с великим режиссером о композиторе заговорил весь мир, и уже спустя несколько лет он сотрудничал с Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли и Фрэнсисом Фордом Копполой, написав для последнего культовый саундтрек к «Крестному отцу».

Итальянский кинематограф в принципе славен великими творческими тандемами. Кроме мелодий Нино Рота к лентам Федерико Феллини, невозможно забыть и о музыке Эннио Морриконе, чаще всего работавшего с режиссерами Серджио Леоне и Джузеппе Торнаторе. Ушедший в 2020 году композитор внес значительный вклад в развитие итальянского и мирового кино.

Реклама
Акция не распространяется на операции, оформленные в программы: «Универсальный перевод плюс», «Универсальный перевод», «Заплати в Рассрочку», «Все покупки в рассрочку» и переводы в рамках системы быстрых платежей. Организатором промоакции «180 дней на всё!» является АО КБ «Ситибанк» (далее — «Ситибанк»). Промоакция проводится на территории Российской Федерации. Общий период проведения промоакции — с 01.04.2021 по 31.03.2022. Правила программы и сроки ее проведения опубликованы по ссылке. Льготный период кредитования длительностью 180 дней с момента одобрения кредитной карты распространяется на операции по оплате товаров, работ и услуг, снятию наличных, денежных переводов со счета кредитной карты. Участнику Акции необходимо своевременно и в полном объеме вносить минимальную сумму платежа по кредитной карте в соответствии с условиями договора о выпуске и обслуживании кредитных карт для сохранения специального условия Начиная со 181 дня с даты одобрения карты действуют стандартные условия Льготного периода кредитования.
Кредитный лимит устанавливается в индивидуальном порядке на усмотрение банка в пределах 450 000 рублей для новых клиентов и может быть увеличен до 1 000 000 руб,
Кредитная карта выпускается исключительно по усмотрению банка. Процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке от 20,9% до 32,9% годовых. Срок возврата кредита определен моментом востребования.