Айдолы и панки. Как южнокорейская музыка захватила весь мир и при чем тут «Битлз» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Айдолы и панки. Как южнокорейская музыка захватила весь мир и при чем тут «Битлз»

Алина Липская   20 июля 2021
8 мин
Айдолы и панки. Как южнокорейская музыка захватила весь мир и при чем тут «Битлз»
Группа Blackpink

Корейская поп-сцена уже давно известна далеко за пределами страны — вы точно слышали хотя бы о группе BTS. Как так получилось, что южнокорейская музыкальная индустрия захватила рынок? Time Out постарался разобраться в истоках кей-попа и узнал, как работает бизнес и можно ли искушенному меломану найти среди бойз-бэндов что-то для себя.


Война, диктатура, демократия: влияние и поиск звучания

История современной корейской музыки берет начало в середине прошлого века, во время Корейской войны. Тогда южнокорейской стороне помогали американские солдаты. Некоторые из них остались в Корее — те, кто в свободное время хотел отдыхать и развлекаться так же, как на родине. Они показали корейцам свою музыку, а те научились ее играть, чтобы зарабатывать чем-то на жизнь.

Волна «битломании» дошла и до Кореи, оказав влияние на местные коллективы — например такие, как Add4. Некоторые позаимствовали звучание, также добавив что-то от себя — и выступать они стали не только перед американцами, но и перед местной аудиторией. К тому же антивоенные настроения в Америке во второй половине 60-х резонировали с корейской молодежью. По сути, современная корейская музыка находится на стыке различных культур, что, вероятно, и стало преимуществом для индустрии.

На первых порах у музыкантов возникало множество проблем, источником которых зачастую было государство. Поп-музыка не успела стать в достаточной степени признанной, поскольку в стране установилась диктатура и правительство ограничивало независимых музыкантов. Проще говоря, в 70-е годы активно работала машина цензуры.

Это приостановило эволюцию жанров. Впрочем, за музыкой следили не так строго — люди по-прежнему могли слушать западных исполнителей. Сложнее было самовыражаться, но это продолжалось не так долго.

Уже в 80-х режим смягчился. На местной сцене появлялось все больше новых групп, игравших в различных жанрах — от хеви-метала (группа Boohwal) до танцевальной музыки, популярной на Западе. В то время родившиеся после войны дети как раз достигли возраста, когда могли творить самостоятельно, поэтому и звучание подавляющее большинство выбирало близкое к американскому — то, на котором выросло целое поколение. Тогда же современная музыка добралась и до телевидения, но окончательное избавление от каких-либо ограничений в искусстве произошло только в 90-х.

Последнее десятилетие XX века стало определяющим для индустрии. Стали выделяться основные жанры, оказавшиеся в ротации, а интерес и занятие музыкой больше не считались исключительно молодежной субкультурой.

Индустрия росла, поп-звучание постепенно смещало рок. Кроме того, в противовес поп-музыке получило распространение андеграунд движение, в основу которого легла панк-культура. Именно тогда кей-поп начал «работать» по аналогии с сегодняшним днем: образовывались молодежные музыкальные группы из юношей и девушек, которые не только пели, но и танцевали, были примером для подражания вплоть до манеры речи. С распространением музыки тогда помогало не только телевидение и радио, но и поклонники, которые уже могли общаться в Интернете и создавать первые фан-сообщества.

К тому моменту, когда в Корее образовалась современная музыкальная индустрия, большинство слушателей выбирало поп-направление — песни с легким звучанием, танцевальные номера, что и стало основой бизнеса. Многие обращались к кей-року, и, конечно, свою аудиторию обрели андеграунд-группы. Все три направления интересны, и каждое функционирует по-своему.


Кей-поп

Индустрия корейской популярной музыки, пожалуй, самая противоречивая из всех. Многие считают ее конвейером по производству похожих проектов, знают о строгости и жестокости закулисья, не видят души и оригинальности за прилизанным звучанием и идеально снятыми клипами. Однако все далеко не так просто.

С конца 90-х индустрия менялась не слишком сильно. Так продолжалось до момента, когда было создано первое и функционирующее до сих пор агентство SM Entertainment.

Кадр из видеоклипа EXO — Ko Ko Bop

Компании ищут новых участников через конкурсы талантов — юношей и девушек, которые потом проводят несколько лет на тренировках, репетициях и учебе. Часто они живут вместе, а потом выступают, снимаются в шоу, пишут музыку — и все это под руководством лейбла. Агенты строго следят за выполнением всех деталей контракта, поведением на публичных мероприятиях и так далее. Именно за это индустрия нередко подвергается критике.

Участников таких кей-поп групп называют «айдолами». Чтобы оставаться в составе группы, им приходится превозмогать недуги, недосып и прочие напасти. Для западного зрителя это кажется недопустимым.

Впрочем, с середины десятых правительство Республики Корея принимает законы, по которым айдолам гарантируется соблюдение всех прав, а для несовершеннолетних прописываются права на образование и подобающую репрезентацию на сцене и в видеоклипах. Как бы то ни было, индустрия корейской поп-музыки остается суровой и работающей по своим законам — но это не мешает многомиллионной фан-базе расти с каждым годом.

Что так привлекает людей в кей-попе? Главную роль здесь играет звучание — сейчас каждый может найти музыку для себя. Кей-поп группы исполняют не только простые, привычные поп-песни. Огромной популярностью также пользуется хип-хоп, ставший основой творчества практически всех бойз-бэндов. Запускаются и рок-проекты, поэтому жанр «кей-поп» можно смело расширять, а лучше вообще, вновь следом за западным миром, отказаться от жанровых рамок.

Корейские группы задают тренды — они всегда выглядят по последней моде. Стоит ли говорить, насколько зрелищные и качественные клипы снимают в Южной Корее?

Для многих слушателей определяющим фактором становится принадлежность к огромной фан-базе — комьюнити, где можно обрести друзей, научиться чему-то новому (например, говорить на корейском языке) или просто хорошо проводить время и спасаться от одиночества.

Часто в своей музыке группы смешивают корейский и английский языки, что делает песни более доступными. А в последнее время все больше айдолов сразу учат английский — так сказывается влияние глобализации и уже упомянутого прошлого индустрии.

Фото из Инстаграм NCT 127

Помимо этого, кей-поп группы почти никогда не уходят в длительный хиатус. Для фанатов это очевидный плюс, ведь с каждым так называемым «камбэком» у них появляется новая музыка, клипы и образы айдолов.

В последние годы группы становятся все разнообразнее не только за счет смешения жанров, но и из-за необычной структуры. Например, группа NCT существует в виде отдельных составов, которые образуются по возрасту участников, общему родному городу и так далее.

Некоторые бойз-бэнды стараются по максимуму участвовать в создании музыки — Seventeen активно пишут музыку, продюсируют и ставят хореографию для своих выступлений, хотя обычно за этот процесс отвечает лейбл.

Что послушать?

TWICE

Фото: Инстаграм группы

SEVENTEEN

Фото: Инстаграм группы

NCT DREAM

Фото: Инстаграм группы


Кей-рок

Рок-музыка в Корее имеет те же корни, что и поп: влияние западного звучания, цензура и ее отмена, когда в страну хлынул поток преимущественно англоязычной музыки. Что интересно, в конце 80-х был период, когда рок был основным музыкальным направлением: проводились фестивали, создавалось множество рок-групп, игравших все, от хард рока до хэви-метала.

Индустрию кей-рока отличает то, что она работает как бы в обе стороны. Среди современных рок-групп есть как те, кто попал на сцену благодаря контракту с лейблом (например, DAY6), так и независимые исполнители. При этом среди последних есть и мейнстримные — к ним относится группа Seo Taiji & Boys, которая первая стала использовать элементы хип-хопа в рок-музыке. Правда, просуществовал коллектив всего четыре года, в середине 90-х, после чего пути участников разошлись.

Что же касается групп, зависящих от агентств типа SM Entertainment, то здесь не обходится без телевидения, как и в случае с поп-группами и сольными исполнителями. Реалити-шоу, сериалы, документальные фильмы — контента с любимыми музыкантами хватает.

Что послушать?

DAY6

Фото: Инстаграм группы

DREAMCATCHER

Фото: Инстаграм группы

N.Flying

Фото: Инстаграм группы


Независимая музыка

Инди-сцена в Корее не менее обширна в плане жанров, чем мейнстримная. Под этой музыкой обычно понимается одно звучание — гитары и мелодичный вокал, но в Корее это скорее целый пласт разной независимой музыки. Туда входит и инди, и панк-рок, и R’n’B, и многое другое. Кроме того, независимая сцена тоже сталкивалась с препятствиями.

Принято считать, что в Южной Корее существовало две инди-волны. Первая — в конце 90-х, закончившаяся в одно время с экономическими проблемами в стране. Артистов, сотрудничавших с лейблами, было кому поддерживать, а вот независимые музыканты получали доход в основном от концертов и фестивалей. Так дела обстоят и до сих пор. Вероятно, самой популярной группой в первую волну можно назвать Crying Nut — они играют в жанре панк-рок, а известность пришла к ним на местной сцене в Сеуле.

Вторая волна популярности инди-музыки пришлась на середину нулевых; тогда же все больше исполнителей писали тексты песен в том числе на английском, так как глобализация повлияла не только на большую сцену. Конечно же, в XXI веке сложно продвигаться без Интернета, так что многие музыканты во многом полагаются на социальные сети, где оповещают о новых релизах и концертах — без этого и без поддержки лейбла практически нельзя найти новую аудиторию.

Что послушать?

Alisha

Фото: Инстаграм певицы

YESEO

Фото: Инстаграм певицы

Galaxy Express

выберите открытку

Каролина Росляк
1) Каролина Росляк (1)
Михаил Рубанков
2) Михаил Рубанков (2)
Катя Улитина
3) Катя Улитина (3)
Егор Корягин
4) Егор Корягин (4)

1) Каролина Росляк;

2) Михаил Рубанков;

3) Катя Улитина;

4) Егор Корягин.