Айдолы и панки. Как южнокорейская музыка захватила весь мир и при чем тут «Битлз» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Айдолы и панки. Как южнокорейская музыка захватила весь мир и при чем тут «Битлз»

Алина Липская   20 июля 2021
8 мин
Айдолы и панки. Как южнокорейская музыка захватила весь мир и при чем тут «Битлз»
Группа Blackpink

Корейская поп-сцена уже давно известна далеко за пределами страны — вы точно слышали хотя бы о группе BTS. Как так получилось, что южнокорейская музыкальная индустрия захватила рынок? Time Out постарался разобраться в истоках кей-попа и узнал, как работает бизнес и можно ли искушенному меломану найти среди бойз-бэндов что-то для себя.


Война, диктатура, демократия: влияние и поиск звучания

История современной корейской музыки берет начало в середине прошлого века, во время Корейской войны. Тогда южнокорейской стороне помогали американские солдаты. Некоторые из них остались в Корее — те, кто в свободное время хотел отдыхать и развлекаться так же, как на родине. Они показали корейцам свою музыку, а те научились ее играть, чтобы зарабатывать чем-то на жизнь.

Волна «битломании» дошла и до Кореи, оказав влияние на местные коллективы — например такие, как Add4. Некоторые позаимствовали звучание, также добавив что-то от себя — и выступать они стали не только перед американцами, но и перед местной аудиторией. К тому же антивоенные настроения в Америке во второй половине 60-х резонировали с корейской молодежью. По сути, современная корейская музыка находится на стыке различных культур, что, вероятно, и стало преимуществом для индустрии.

На первых порах у музыкантов возникало множество проблем, источником которых зачастую было государство. Поп-музыка не успела стать в достаточной степени признанной, поскольку в стране установилась диктатура и правительство ограничивало независимых музыкантов. Проще говоря, в 70-е годы активно работала машина цензуры.

Это приостановило эволюцию жанров. Впрочем, за музыкой следили не так строго — люди по-прежнему могли слушать западных исполнителей. Сложнее было самовыражаться, но это продолжалось не так долго.

Уже в 80-х режим смягчился. На местной сцене появлялось все больше новых групп, игравших в различных жанрах — от хеви-метала (группа Boohwal) до танцевальной музыки, популярной на Западе. В то время родившиеся после войны дети как раз достигли возраста, когда могли творить самостоятельно, поэтому и звучание подавляющее большинство выбирало близкое к американскому — то, на котором выросло целое поколение. Тогда же современная музыка добралась и до телевидения, но окончательное избавление от каких-либо ограничений в искусстве произошло только в 90-х.

Последнее десятилетие XX века стало определяющим для индустрии. Стали выделяться основные жанры, оказавшиеся в ротации, а интерес и занятие музыкой больше не считались исключительно молодежной субкультурой.

Индустрия росла, поп-звучание постепенно смещало рок. Кроме того, в противовес поп-музыке получило распространение андеграунд движение, в основу которого легла панк-культура. Именно тогда кей-поп начал «работать» по аналогии с сегодняшним днем: образовывались молодежные музыкальные группы из юношей и девушек, которые не только пели, но и танцевали, были примером для подражания вплоть до манеры речи. С распространением музыки тогда помогало не только телевидение и радио, но и поклонники, которые уже могли общаться в Интернете и создавать первые фан-сообщества.

К тому моменту, когда в Корее образовалась современная музыкальная индустрия, большинство слушателей выбирало поп-направление — песни с легким звучанием, танцевальные номера, что и стало основой бизнеса. Многие обращались к кей-року, и, конечно, свою аудиторию обрели андеграунд-группы. Все три направления интересны, и каждое функционирует по-своему.


Кей-поп

Индустрия корейской популярной музыки, пожалуй, самая противоречивая из всех. Многие считают ее конвейером по производству похожих проектов, знают о строгости и жестокости закулисья, не видят души и оригинальности за прилизанным звучанием и идеально снятыми клипами. Однако все далеко не так просто.

С конца 90-х индустрия менялась не слишком сильно. Так продолжалось до момента, когда было создано первое и функционирующее до сих пор агентство SM Entertainment.

Кадр из видеоклипа EXO — Ko Ko Bop

Компании ищут новых участников через конкурсы талантов — юношей и девушек, которые потом проводят несколько лет на тренировках, репетициях и учебе. Часто они живут вместе, а потом выступают, снимаются в шоу, пишут музыку — и все это под руководством лейбла. Агенты строго следят за выполнением всех деталей контракта, поведением на публичных мероприятиях и так далее. Именно за это индустрия нередко подвергается критике.

Участников таких кей-поп групп называют «айдолами». Чтобы оставаться в составе группы, им приходится превозмогать недуги, недосып и прочие напасти. Для западного зрителя это кажется недопустимым.

Впрочем, с середины десятых правительство Республики Корея принимает законы, по которым айдолам гарантируется соблюдение всех прав, а для несовершеннолетних прописываются права на образование и подобающую репрезентацию на сцене и в видеоклипах. Как бы то ни было, индустрия корейской поп-музыки остается суровой и работающей по своим законам — но это не мешает многомиллионной фан-базе расти с каждым годом.

Что так привлекает людей в кей-попе? Главную роль здесь играет звучание — сейчас каждый может найти музыку для себя. Кей-поп группы исполняют не только простые, привычные поп-песни. Огромной популярностью также пользуется хип-хоп, ставший основой творчества практически всех бойз-бэндов. Запускаются и рок-проекты, поэтому жанр «кей-поп» можно смело расширять, а лучше вообще, вновь следом за западным миром, отказаться от жанровых рамок.

Корейские группы задают тренды — они всегда выглядят по последней моде. Стоит ли говорить, насколько зрелищные и качественные клипы снимают в Южной Корее?

Для многих слушателей определяющим фактором становится принадлежность к огромной фан-базе — комьюнити, где можно обрести друзей, научиться чему-то новому (например, говорить на корейском языке) или просто хорошо проводить время и спасаться от одиночества.

Часто в своей музыке группы смешивают корейский и английский языки, что делает песни более доступными. А в последнее время все больше айдолов сразу учат английский — так сказывается влияние глобализации и уже упомянутого прошлого индустрии.

Фото из Инстаграм NCT 127

Помимо этого, кей-поп группы почти никогда не уходят в длительный хиатус. Для фанатов это очевидный плюс, ведь с каждым так называемым «камбэком» у них появляется новая музыка, клипы и образы айдолов.

В последние годы группы становятся все разнообразнее не только за счет смешения жанров, но и из-за необычной структуры. Например, группа NCT существует в виде отдельных составов, которые образуются по возрасту участников, общему родному городу и так далее.

Некоторые бойз-бэнды стараются по максимуму участвовать в создании музыки — Seventeen активно пишут музыку, продюсируют и ставят хореографию для своих выступлений, хотя обычно за этот процесс отвечает лейбл.

Что послушать?

TWICE

Фото: Инстаграм группы

SEVENTEEN

Фото: Инстаграм группы

NCT DREAM

Фото: Инстаграм группы


Кей-рок

Рок-музыка в Корее имеет те же корни, что и поп: влияние западного звучания, цензура и ее отмена, когда в страну хлынул поток преимущественно англоязычной музыки. Что интересно, в конце 80-х был период, когда рок был основным музыкальным направлением: проводились фестивали, создавалось множество рок-групп, игравших все, от хард рока до хэви-метала.

Индустрию кей-рока отличает то, что она работает как бы в обе стороны. Среди современных рок-групп есть как те, кто попал на сцену благодаря контракту с лейблом (например, DAY6), так и независимые исполнители. При этом среди последних есть и мейнстримные — к ним относится группа Seo Taiji & Boys, которая первая стала использовать элементы хип-хопа в рок-музыке. Правда, просуществовал коллектив всего четыре года, в середине 90-х, после чего пути участников разошлись.

Что же касается групп, зависящих от агентств типа SM Entertainment, то здесь не обходится без телевидения, как и в случае с поп-группами и сольными исполнителями. Реалити-шоу, сериалы, документальные фильмы — контента с любимыми музыкантами хватает.

Что послушать?

DAY6

Фото: Инстаграм группы

DREAMCATCHER

Фото: Инстаграм группы

N.Flying

Фото: Инстаграм группы


Независимая музыка

Инди-сцена в Корее не менее обширна в плане жанров, чем мейнстримная. Под этой музыкой обычно понимается одно звучание — гитары и мелодичный вокал, но в Корее это скорее целый пласт разной независимой музыки. Туда входит и инди, и панк-рок, и R’n’B, и многое другое. Кроме того, независимая сцена тоже сталкивалась с препятствиями.

Принято считать, что в Южной Корее существовало две инди-волны. Первая — в конце 90-х, закончившаяся в одно время с экономическими проблемами в стране. Артистов, сотрудничавших с лейблами, было кому поддерживать, а вот независимые музыканты получали доход в основном от концертов и фестивалей. Так дела обстоят и до сих пор. Вероятно, самой популярной группой в первую волну можно назвать Crying Nut — они играют в жанре панк-рок, а известность пришла к ним на местной сцене в Сеуле.

Вторая волна популярности инди-музыки пришлась на середину нулевых; тогда же все больше исполнителей писали тексты песен в том числе на английском, так как глобализация повлияла не только на большую сцену. Конечно же, в XXI веке сложно продвигаться без Интернета, так что многие музыканты во многом полагаются на социальные сети, где оповещают о новых релизах и концертах — без этого и без поддержки лейбла практически нельзя найти новую аудиторию.

Что послушать?

Alisha

Фото: Инстаграм певицы

YESEO

Фото: Инстаграм певицы

Galaxy Express