Голод, битва с крысами и сила духа. 6 историй о Виоле Дэвис | Кино | Time Out
Кино

Голод, битва с крысами и сила духа. 6 историй о Виоле Дэвис

Клара Хоменко 11 августа 2021
9 мин
Голод, битва с крысами и сила духа. 6 историй о Виоле Дэвис
Фото: Depositphotos

11 августа День рождения отмечает Виола Дэвис — поразительная актриса, которая сперва проложила себе дорогу на Бродвее, а потом добилась успеха в Голливуде, а также первая темнокожая женщина, у которой есть четыре номинации на «Оскар». Дэнзел Вашингтон однажды сказал, что о Дэвис узнали гораздо позже, чем заслуживала актриса ее таланта, но и зашла намного дальше, чем получилось бы у большинства. Time Out рассказывает, что пришлось пережить Виоле Дэвис прежде, чем она стала звездой.


Она голодала все детство

Кадр из фильма «Обучение полетам»

Виоле был год, когда все семейство Дэвис — отец, мать, пятеро сестер и брат — перебрались в Сентрал-Фоллз, штат Род-Айленд. Шел 1966 год, темнокожие люди практически не получали образования, сегрегация во многих штатах исчезла на словах, но не на деле. Отец сильно пил, вся семья жила на заработок матери от уборки чужих квартир. Еды было очень мало — никто не знал, когда в следующий раз удастся ее добыть.

Все мысли Виолы были только о еде. Она завела дружбу с соседским мальчиком только потому, что его мама пекла банановый хлеб и иногда давала его детям. Каждое лето Виола была первой, кто записывался в школьную программу — там давали пончики. Она даже рылась в мусорных контейнерах.

Теперь Виола Дэвис, как и ее подруга Мерил Стрип, постоянно помогают собирать деньги для фонда Hunger Is, который кормит детей из бедных семей по всей Америке.

«Это самая богатая страна в мире, и нет ни одной причины, по которой дети должны голодать. Еда — это элементарная вещь, которая должна быть у всех, но каждый пятый ребенок в США ложится спать голодным», — говорит Дэвис.


Своим первым актерским призом Виола убивала крыс

Кадр из фильма «Исчезновение Элеанор Ригби»

В одном из интервью Виола Дэвис рассказывала, что, когда ей или сестрам снятся кошмары, они называют их 128 — по номеру дома на Вашингтон-стрит, где они жили в детстве.

Настоящими хозяевами здесь себя чувствовали только крысы: на ночь дети оборачивали шеи простынями, надеясь защититься от укусов, и ждали, когда на чердаке стихнет жуткий хруст — крысы ели убитых голубей.

Когда Виоле было восемь, сестры Дэвис выиграли конкурс пародий в парке Сентрал-Фоллз. Виола придумала костюмы и сценарий «Шоу спасателей» — суть была в том, чтобы при помощи любимых персонажей ситкомов рассказать величайшую историю спасения жизни. Выступление видел весь город, и все остались довольны. Девочкам вручили первый приз — набор для софтбола, мягкий мяч и пластиковая бита, которой дети и убивали крыс.

Юная Виола Дэвис. Фото: Инстаграм актрисы

Конкурс же положил начало любви Виолы к актерскому мастерству. Она была мучительно застенчива, до 14 лет мочилась в постель от постоянного голода, а в школе ей было тяжело даже открыть рот из-за постоянного стыда за свою нищету. Однако школьные спектакли и занятия в культурном центре помогали ей забывать обо всем этом.

Виола Дэвис постоянно помогает своему городу и школе, чтобы сохранить хоть какие-то возможности для бедных детей. Благодаря ей в Сентрал-Фоллз все еще есть публичная библиотека, а в средней школе работает театральная программа.


Учеба в театральной школе ее почти разочаровала

Кадр из фильма «Лила и Ева»

Виола видела в театре возможность не только вырваться из нищеты, но и обрести собственный голос. Однако учеба в Джуллиарде, одной из самых известных театральных школ США, оказалась совсем не тем, на что она рассчитывала. Здесь учили технике и совершенно игнорировали личность, в особенности личность темнокожей женщины. Джуллиард почти что заставлял извиняться за себя: за цвет кожи, параметры тела, тембр голоса, хотя все это могло бы улучшить игру.

С другой стороны, Виола очень быстро выяснила, что и ролей, даже в театре, для нее практически не существует. Любой режиссер или продюсер тех лет видел в ней женщину лет сорока – и скорее всего, чью-то прислугу. А Виола была молодой девушкой, которая любила фанк, стремилась сделать карьеру и очень много читала.

В конце концов Дэвис обратилась к творчеству афро-американского драматурга Августа Уилсона — единственного, для кого существовал ее опыт и кто давал голос темнокожим персонажам. Именно постановки по Уилсону — «Семь гитар», «Король Хедли II» и «Ограды» — принесли ей успех на Бродвее, главную театральную награду США «Тони» и «Оскар».


Встреча с Мерил Стрип стала для нее источником вдохновения и нервного срыва

Фото: Depositphotos

Первую роль в кино Виола сыграла в 1996 году — это был эпизод в экранизации пьесы «Сущность огня». Дальше было почти десять лет таких же крохотных ролей, поскольку найти хорошую работу для немолодой и нестройной женщины было почти невозможно. С этим сталкиваются даже белые актрисы, но Виоле Дэвис пришлось намного сложнее. Ее терпение было вознаграждено лишь в 2008 году: Дэвис получила роль в фильме «Сомнение», где должна была сыграть с Мерил Стрип.

Поработать с ней было сбывшейся профессиональной мечтой, а сама Мерил оказалась чудесной и доброжелательной женщиной. На съемках все было отлично, однако Виола пришла в ужас, увидев смонтированный материал: рядом с Мерил Стрип она казалась себе огромной и неприятной. Вернувшись домой, актриса купила целую кучу продуктов, легла на диван и просто ела несколько часов. Приступ отчаяния и отвращения к себе длился две недели. А на премьере в Лос-Анджелесе Виола посмотрела весь фильм целиком и поняла, что с ней все прекрасно, а фильм отличный.

Эпизод, длившийся всего 11 минут, впечатлил критиков: Дэвис была номинирована на «Оскар» как лучшая актриса второго плана. Премию она не получила. Зато Мерил Стрип во время церемонии крикнула: «Кто-нибудь дайте ей уже фильм!». Виола называет Мерил «человеком своего племени» и источником вдохновения: в Голливуде, этой стране вечной молодости, они обе умудрились выбить себе право играть зрелых и сложных женщин.


Она не любит фильм «Прислуга»

Кадр из фильма «Прислуга»

Картина Тейта Тейлора об отношениях между темнокожими слугами и белыми семьями на юге США стала национальной сенсацией в 2011 году. Виола Дэвис сыграла отчаявшуюся женщину, которая провела всю жизнь в качестве прислуги у ненавидевших ее людей. Эта роль принесла ей вторую номинацию на «Оскар» и сделала по-настоящему известной.

Тем не менее, актриса всегда сожалела об этой работе. Причиной был упрощенный взгляд на расовые отношения, что отмечали почти все критики. То, что было чудовищной проблемой для половины населения Америки, превращалось здесь в социальный фарс.

Даже место съемок «Прислуги» представляет собой открытую рану для любого темнокожего человека. В нескольких милях от Гринвуда, где работала съемочная группа, в 1955 году пытали и убили 14-летнего Эммета Тилля, который якобы приставал к белой женщине. Его линчевание и оправдание убийц стало причиной взрывного роста движения за гражданские права. И все-таки расистские законы Джима Кроу перестали хотя бы на словах действовать в Штатах только в 1964 году — за год до того, как появилась на свет Виола Дэвис.

Кадр из фильма «Прислуга»

Свою роль она не любила за то, что «Прислуга» лишь приближается к страшной трагедии ее героини — но потом отступает назад, потому что это фильм для белой аудитории, которая должна быть тронута, а не шокирована.

В 2020 году Виола Дэвис с мужем, своими друзьями и актрисой Октавией Спенсер активно поддерживали протестное движение Black Lives Matter. Они много часов провели на улицах с пикетом. Актриса держала в руках плакат с надписью «Ахмад Арбери». Этот парень вышел на пробежку, но уже не вернулся домой: его безо всяких причин застрелили отец и сын, машина которых стояла на обочине.


Ей понадобилось много времени, чтобы принять себя

Кадр из сериала «Как избежать наказание за убийство»

В сериале «Как избежать наказание за убийство» есть сцена, когда Аннализ Киттинг снимает парик, отклеивает ресницы, стирает косметику — и затем, в этом обнаженном, уязвимом и лишенном украшений облике идет к мужу. Это квинтэссенция того, что хотела сделать Виола Дэвис, когда соглашалась на роль — показать, какой может быть любая, в особенности темнокожая женщина, и что необязательно соответствовать общепринятым стандартам красоты, чтобы иметь право на существование. Результат оказался предсказуемым: «Нью-Йорк Таймс» написала, что брать настолько некрасивую женщину на главную роль было ошибкой. Спустя несколько лет в том же самом издании образ Аннализ называли откровением поп-культуры.

По словам Виолы Дэвис, только поддержка и привязанность близких людей — сестер, матери и мужа — вытащили ее из постоянного недовольства собой:

«Они смотрели на меня и говорили, что я красивая. Кто говорит темнокожей девушке, что она красива? Никто этого не говорит. Я не пришла к осознанию собственной ценности сама по себе».

Даже после всеобщего признания ее таланта Дэвис понадобилось семь лет терапии, чтобы полностью принять свою жизнь. «Как избежать наказание за убийство» оказался тем опытом в кино, который открыл ей, что величайшая привилегия заключается в том, чтобы быть собой — поэтому Виола Дэвис называет Аннализ одной из своих любимых ролей.

У Виолы Дэвис есть приемная дочь Дженезис. Актриса говорит, что первое, чему научила ребенка — понимать, что в любой, даже самой трудной ситуации ей всегда помогут характер, сила духа и любовь.