Супер Майк и Эрин Брокович в Шизополисе. 10 интересных фильмов Стивена Содерберга | Кино | Time Out
Кино

Супер Майк и Эрин Брокович в Шизополисе. 10 интересных фильмов Стивена Содерберга

Юлия Салихова 14 января 2022
8 мин
Супер Майк и Эрин Брокович в Шизополисе. 10 интересных фильмов Стивена Содерберга
Фото: Depositphotos

Стивен Содерберг — один из тех режиссеров Голливуда, которые стабильно выдают по фильму в год. Он сам снимает, монтирует, пишет сценарии, продюсирует и иногда даже выступает актером. Проекты американского постановщика всегда разные: ему одинаково хорошо удаются тихие драмы и громкие блокбастеры, криминальные комедии и психологические триллеры, боевики и байопики. В честь 59-летия Стивена Содерберга Time Out вспомнил его самые интересные фильмы.


«Секс, ложь и видео», 1989

Психологическая драма, снятая 25-летним Стивеном Содербергом, всколыхнула в 1989 году весь американский кинематограф. Своим полнометражным дебютом режиссер громко заявил о себе, стал пионером американского инди-кино и проложил дорогу своим коллегам, независимым авторам вроде братьев Коэн, Квентина Тарантино, Спайка Ли и Ричарда Линклейтера.

В центре сюжета четыре героя: разочарованная жена, изменник-муж, предательница-сестра и мужчина, снимающий на видео интимные откровения женщин. Содербергу удалось продать идею фильма об отношениях боссам студии Columbia Pictures, которые выделили новичку чуть более миллиона долларов. Однако продюсеры быстро разочаровались — Содерберг не собирался показывать обнаженку в фильме, название которого, казалось бы, подразумевает ее наличие. Вместо этого молодой режиссер сделал ставку на диалоги и размышления о новой сексуальности в эпоху СПИДа.

Фильм прошел отбор на «Сандэнс» и стал открытием фестиваля. Несмотря на прохладную реакцию жюри, ленту молодого режиссера оценили зрители, в том же году ее выкупили и пустили в кинопрокат братья Вайнштейн, а дальше дела режиссера пошли в гору. На Каннском кинофестивале Содерберг получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз международной ассоциации кинокритиков. Кроме того, его номинировали на «Оскар» за лучший сценарий, а в 2006 году картина о взаимоотношениях разочарованной женщины и отчаявшегося мужчины была включена в Национальный реестр фильмов США.


«Шизополис», 1996

После громкого дебюта на «Сандэнсе» и в Каннах Содерберг начал экспериментировать с разными форматами и жанрами, все больше отдаляясь от первоначальных устоев независимого кинематографа. На волне зарождения нового течения «Догма-95», американский режиссер снял один из самых неоднозначных и странных фильмов в своей карьере — «Шизополис».

Содерберг выступил не только в качестве режиссера, сценариста, оператора и композитора, но и сыграл одну из главных ролей. В начале картины Стивен снял с себя обязательства хоть как-то интерпретировать сюжет, возложив эту ответственность на зрителя. Экспериментальная работа высмеивала независимое кино и его приемы и стала своего рода пощечиной всему направлению. Видимо, так режиссер решил проститься с истоками — и отправился покорять коммерческие широты.


«Эрин Брокович», 2000

В начале нового тысячелетия Содерберг снял кино о сильной и независимой женщине, один из самых феминистских фильмов в истории этого вида искусства. Социальная драма основана на реальных событиях и рассказывает о матери-одиночке, которая своими силами победила корпорацию, загрязняющую воды ее родного города. Фильм заработал пять номинаций на «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру.

Исполнительница главной роли Джулия Робертс получила «Оскар», «Золотой Глобус», BAFTA и премию Гильдии киноактеров США, а Содерберг стал первым режиссером с 1939 года, которого в один год дважды номинировали в одной категории. Уникальный случай, когда он проиграл сам себе — приз за «лучшего режиссера» ушел другому его фильму.


«Траффик», 2000

Снятый в один год с социальной драмой «Эрин Брокович», криминальный триллер «Траффик» получил четыре номинации на «Оскар» — именно за «Траффик» Содерберг взял награду как лучший режиссер.

Сокращенная адаптация британского телесериала «Путь героина» о процессе нелегального оборота наркотиков включает в себя три перекликающиеся сюжетные линии. Они показаны от лица разных участников процесса: главы национального управления по контролю за оборотом запрещенных веществ, наркобарона и его жены. Главные роли исполнили Майкл Дуглас, Бенисио Дель Торо и Кэтрин Зета-Джонс.


«Одиннадцать друзей Оушена», 2001

Стилизованный ремейк одноименного фильма 1960-х «Одиннадцать друзей Оушена» — несомненно главный американский хит про ограбления и один из самых коммерчески успешных проектов Содерберга. При бюджете в 85 млн долларов картина заработала в прокате 450 млн долларов.

Завязка истории известна всем — Дэнни Оушен собирает друзей для ограбления казино. В главных ролях снялись звезды первой величины: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс и другие известные актеры. В 2004 году вышел сиквел «12 друзей Оушена», а в 2007-м третья часть криминальной франшизы, где товарищей у интеллектуального грабителя стало уже 13.


«Заражение», 2011

В 2011 году Стивен Содерберг снял фильм о неизвестном вирусе. Несмотря на звездный каст, собравший с десяток известных голливудских актеров, в год выхода «Заражение» встретили довольно прохладно.

По-настоящему фильм выстрелил спустя девять лет: интерес к картине возрос на фоне пандемии COVID-19. В 2020 году «Заражение» выбилось в топ по просмотрам наравне с новинками кинопроката. История о смертельно опасном вирусе, посеявшем панику во всем мире, в одно мгновенье стала актуальной для каждого, а Содерберг неожиданно для всех оказался одним из самых обсуждаемых режиссеров, который якобы предсказал будущее.

Эта киноверсия апокалипсиса основана на взаимосвязанных сюжетных линиях, включающих события от первого заражения до изобретения вакцины. Основными персонажами «Заражения» стали пытающийся спасти семью отец, ищущие лекарство от вируса ученые и блогер, который пытается набрать популярность на волне всеобщей трагедии. В ленте снялись Марион Котийяр, Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Кейт Уинслет, Гвинет Пэлтроу и Лоренс Фишберн.


«Супер Майк», 2012

Сложно поверить, но первую часть комедии о стриптизере с Ченнингом Татумом в главной роли тоже снял Стивен Содерберг. Несмотря на спорный сценарий о мужской дружбе в мире стриптиза «Супер Майк» получил положительные отзывы, а американский журнал The Hollywood Reporter назвал фильм «образцом мужской красоты с сердцем и мускулами».

Отчасти история основана на опыте самого Ченнинга Татума, который прежде чем стать кинозвездой танцевал в клубах. В 2015 году вышел сиквел «Супер Майк XXL», снятый режиссером Грегори Джейкобсом, а Содерберг выступил в качестве исполнительного продюсера.


«Побочный эффект», 2013

В 2013 году режиссер заявил о своем намерении уйти из большого кинематографа и заняться телевизионными проектами, а лента «Побочный эффект» должна была стать заключительным аккордом в его фильмографии. «Последняя» картина для проката вмиг обрела повышенное внимание со стороны кинематографистов, критиков и фанатов творчества Содерберга — а спустя четыре года постановщик все же передумал и вернулся.

Однако это нисколько не лишает психологический триллер его достоинств — картина получила положительные отзывы и на данный момент является одной из лучших в карьере режиссера.

Снятый с использованием хичкоковских приемов, «Побочный эффект» — классический фильм-обманка, который держит в напряжении до последней секунды и играет с ожиданиями зрителя. Руни Мара исполнила роль депрессивной пациентки, а Джуд Лоу сыграл психиатра. Сценарий к фильму написал Скотт Бернс — старый знакомый Содерберга, который работал над его лентами «Заражение» и «Информатор!».


«Не в себе», 2018

Главная фишка психологического триллера «Не в себе» состоит в том, что он почти полностью снят на смартфон. В 2018 году Содерберг продолжил экспериментировать с форматом и решил, что камера iPhone 7 Plus ничем не хуже профессионального оборудования, а в некоторых аспектах даже лучше, ведь снимать на телефон дешевле и быстрее. Благо, сюжет, жанр и локация фильма позволяли применить «новую технологию» — в случае неудачи невнятному хоррору можно было бы простить все огрехи.

«Не в себе» рассказывает историю молодой женщины, которая не по своей воле оказывается в психиатрической лечебнице. Ситуация усугубляется тем, что один из сотрудников больницы — ее давний преследователь. Разумеется, пациентке никто не верит, а значит, кроме себя, ей рассчитывать не на кого.

Сюжетом ленты Содерберг вновь предугадал настроение общественности — фильм вышел на волне формирования в Голливуде движения против сексуальных домогательств.


«Пусть говорят», 2020

«Пусть говорят» стал одним из первых проектов стриминг платформы HBO Max. Однако интересно в отношении этого фильма другое — здесь нет четко прописанного сценария, поэтому актерам пришлось импровизировать и на ходу придумывать большую часть реплик. Неловкие диалоги с поочередным, а главное — незапланированным перебиванием друг друга успешно вписались в жанр разговорного драмеди и добавили картине реалистичности.

Главную роль исполнила новая муза Стивена Содерберга Мэрил Стрип — она снялась в двух его фильмах подряд. В «Ландромате» актриса сыграла настырную пенсионерку, которая пытается выбить страховку за смерть мужа, а в «Пусть говорят» — писательницу в творческом кризисе, путешествующую на круизном лайнере в компании подруг и племянника.