Отголоски прошлого века. 5 черно-белых фильмов для серого вечера | Кино | Time Out

Отголоски прошлого века. 5 черно-белых фильмов для серого вечера

Клара Хоменко   10 ноября 2022
4 мин
Отголоски прошлого века. 5 черно-белых фильмов для серого вечера
Кадр из фильма «Лучшие годы нашей жизни»

Режиссеры любят использовать монохром для стилизации под старые добрые времена, как способ показать эмоциональное состояние героев или для того, чтобы придать серьезность теме. Многие зрители даже в наше пестрое время любят монохром — он кажется благородным и серьезным, это своего рода знак качества для выбранного фильма. В День черно-белого кино Time Out вспомнил 5 любимых картин, с которыми можно провести ноябрьский вечер.


«Лучшие годы нашей жизни», 1946

Мелодрама от Уильяма Уайлера о трех американских солдатах, которые пытаются найти себя в мирной жизни после войны. Фред был летчиком, а теперь не может найти работу, Гомер лишился рук и боится показаться своей девушке, а Эл, наиболее благополучный из всех, пытается снова привыкнуть к жизни в семье.

Незамысловатый и голливудский в хорошем смысле слова фильм получил невероятную кассу, по сборам заняв второе место после «Унесенных ветром». Интересно, что Гарольд Рассел, сыгравший Гомера, был не профессиональным актером, а ветераном войны, который действительно вернулся домой искалеченным — и получил роль, поскольку Уайлдер увидел его фильм «Дневник сержанта». Эту документалку о терапии для ветеранов Рассел снял сам по возвращении с войны и после окончания Бостонского университета.

Он получил сразу два «Оскара» — за роль второго плана и «за надежду и смелость, вселяемую им в товарищей-ветеранов».


«Франкенвинни», 2012

Кукольные фильмы снимать нелегко, потому-то в современном мире их так мало. «Франкенвинни» — один из лучших представителей исчезающей породы: Тим Бертон от души постарался в память о друге своего детства Спарки.

Правда, критики не знали, что и думать: для детского развлечения недостаточно весело, для взрослого — недостаточно глубоко, во многом вторично. Можно подумать, они в первый раз видели фильм Бертона!

Для поклонников режиссера, как и для любителей ужастиков старой школы, этот мультик — настоящее сокровище. В нем есть миллион отсылок к древним монстрам Universal, чисто бертоновская трогательная любовь к изгоям и очарование сказок, которыми пугают друг друга в полночь у костра.


«Перекрестный огонь», 1947

В тот год на «Оскар» претендовали сразу два фильма об антисемитизме в Америке — респектабельное «Джентльменское соглашение» Элиа Казана и нуар категории В «Перекрестный огонь».

Оба были экранизацией романов. Только Эдвард Дмитрык, в отличие от Казана, был вынужден первоисточник сильно изменить: снять кино об убийстве гомосексуала во времена Кодекса Хейса было немыслимым делом. Поэтому «славный парень из окопа» Джо Сэмюэлс в этом фильме превратился в еврея, который встречает в баре четырех ветеранов только что закончившейся войны. Фильм со слоганом «Ненависть — как заряженная пушка» произвел неизгладимое впечатление на зрителей и критиков уровнем мрачного саспенса и актерской игры Роберта Райана. «Оскар» он, конечно, не получил, зато оказался одним из поводов к «охоте на ведьм» в Голливуде, в результате которой Дмитрык попал в черные списки как «красный».


«Метрополис», 1927

Посмотреть этот фильм — значит понять огромное количество отсылок в современном кино, играх и музыке. Например, если вы сравните женщину-робота из «Метрополиса» и С3РО из «Звездных войн», то заметите огромное сходство.

Масштабная поэтическая антиутопия Фрица Ланга чуть не разорила Universum Film AG: зрители толпами ходили в кино, чтобы посмотреть на роботов, машины будущего и любовь Фредера и Марии, которая оборачивается историей о социальной справедливости, однако расходы на съемки это все равно не окупало. Скажем спасибо студии из Потсдама: если бы они отказались от идей Ланга, мы лишились бы величайшего произведения киноискусства.


«Король Лир», 1970

Шедевр Григория Козинцева, в котором монохромность не просто прекрасна — она завораживает. Эта экранизация может быть только черно-белой — каким же еще должен стать мир, идущий к своей гибели? Теперь даже странно представить, что хрупкого и властного короля, на котором вселенная оборвалась в пропасть, мог сыграть не Юри Ярвет. Изначально ему предлагали крохотный эпизод, роль бродяги. Пробовать Ярвета на главную роль Козинцев решился только от отчаяния:

«Я неделями, иногда и месяцами, репетировал с хорошими артистами; менялись десятки гримов. Лира я не узнавал. Мне еще не посчастливилось увидеть ни горькой иронии, взращенной страданием, ни мудрости, порожденной безумием».

Когда, наконец, все сложилось в глазах режиссера, даже сам актер воспринял это как шутку. Зато Олега Даля на роль шута утвердили практически без проб. Последнюю с ним сцену в фильме помнит любой, кто смотрел «Короля Лира»: это тот случай, когда зритель физически ощущает наличие у себя сердца.