И тебя вылечат: 10 незабываемых образов психологов и психиатров в кино и сериалах | Кино | Time Out
Кино

И тебя вылечат: 10 незабываемых образов психологов и психиатров в кино и сериалах

Анна Афанасьева 15 июня 2021
5 мин
И тебя вылечат: 10 незабываемых образов психологов и психиатров в кино и сериалах
Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»

Все больше людей начинают искать помощи у психотерапевтов — положение дел в мире тому сильно способствует. Однако многим кажется, что процесс выбора такого специалиста похож на покупку кота в мешке — никогда не знаешь, какой попадется. Неудивительно, ведь первое впечатление о представителях этой профессии у них складывается из образов в кино и сериалах, зачастую весьма экстравагантных. Time Out вспомнил 10 ярких примеров.


Радикальный Ганнибал Лектер

(«Молчание ягнят», 1991)

Знаменитого каннибала не просто так называют доктором — он практикующий психиатр, чей метод работы такой же эксцентричный, как он сам. В фильме 1991 года находящийся за решеткой герой Энтони Хопкинса делится мнением о бывшем пациенте с курсанткой ФБР Клариссой Старлинг. Тот пропустил три сессии, и «взволнованный» психиатр отправился на поиски, а когда нашел его убитым, то решил припрятать труп. О смерти пациента доктор отозвался так: «Лучшее, что могло с ним случиться. Его лечение ни к чему не вело».


Мудрая доктор Вонг

(«Рик и Морти», 3 серия, 3 сезон)

Ученый Рик всегда умнее и увереннее персонажей, с которыми делит экран. Однако все меняется в эпизоде «Огурчик Рик» после знакомства с психологом Вонгом (Сьюзан Сарандон). Ей хватает одной сессии с семейством Смит, чтобы развенчать миф о всесильности Рика.

Вонг проницательно указывает на их нездоровое обращение с эмоциями и негативное отношение к уязвимости. Ее образ непритязателен, что помогает в работе: Вонг терпелива с грубой Бет, работает из скромного кабинета и, по всей видимости, не отказывает пациентам с копрофилией.


Многоликий Роберт Эллиот

(«Бритва», 1980)

Кейт Миллер признается психологу Роберту Эллиоту (Майкл Кейн) в том, что сексуальная жизнь с мужем ее не удовлетворяет, и предлагает интимную связь. Тот, как истинный джентльмен и опытный специалист, отказывает женщине и мотивирует ее проанализировать свои желания.

Однако после сеанса доктор Эллиот поступает весьма непрофессионально: выслеживает пациентку и убивает бритвой. Оказывается, у доктора раздвоение личности, которое идеологически устаревшая картина связывает с его трансгендерностью.


Дружелюбный Дэррил Нолан

(«Доктор Хаус», 1 серия, 6 сезон)

Знаменитый диагност попадает в психиатрическую клинику после масштабного психотического эпизода. За его лечение берется главный врач заведения Дэррил Нолан (Андре Брауэр). Хаус пытается найти компромат на доктора, чтобы избежать терапии, но после несчастного случая с пациентом по его вине сам сдается в руки психиатра.

Нолан умело ведет беседы с Хаусом, но слишком сближается с ним — создатели сериала не позволили ему быть морально выше главного героя.


Эксцентричная Мэдолин Мэйдден

(«Отступники», 2006)

Доктор психологии отдела полиции в Массачусетсе Мэдолин Мэйдден (Вера Фармига) не особо любит свою профессию. На свидании с коллегой она признается: «Иногда я хочу, чтобы люди забыли о личных проблемах и просто делали свою работу».

Этот настрой становится очевидным на сеансах с Билли Костиганом. Мужчина на пороге нервного срыва признается, что пришел к ней на сеанс, чтобы получить сильнодействующие успокоительные, и грозит самоубийством. Мэдолин сначала выдворяет его из офиса, затем догоняет с рецептом в руках, а после и вовсе заводит с ним отношения.


Требовательная Аманда Райзман

(«Большая маленькая ложь», 2017-2019)

В первом сезоне психолог Аманда Райзман (Робин Вайгерт) предстает положительным персонажем. Она нарушает этические нормы, чтобы спасти пациентку: напрямую заявляет Селесте, что той стоит бросить мужа-садиста. Более того, психолог дает конкретные указания: снять квартиру, наполнить едой холодильник и так далее.

Во втором сезоне, однако, выясняется, что это был не единичный случай, а стиль Аманды в целом. На сеансах с Селестой она пристыжает героиню за то, что та скучает по мужу, а работая с Эдом и Мадленом, требует однозначного ответа от последней, почему она изменила мужу.


Эмпатичный Шон Магуайр

(«Умница Уилл Хантинг», 1997)

Картина исследует важный элемент профессии — влияние историй пациентов на жизнь специалистов. Широко распространено мнение о том, что заниматься психологическими проблемами идут — осознанно или нет, — чтобы решить свои проблемы.

В фильме разочаровавшийся в жизни после смерти жены психолог Шон Магуайр (Робин Уильямс) возрождается духовно после работы с Уиллом Хантингом. Молодой человек демонстрирует гениальные способности, но непростое прошлое мешает ему раскрыть свой потенциал в полной мере.


Патриархальный Арнольд Уэйн

(«Безумцы», 1 сезон)

Жена главного героя Бетти попадает в автокатастрофу из-за нервного напряжения, и он посылает ее к психоаналитику. Сеансы Уэйна соответствуют эпохе 60-х, показанной в драме: пациент лежит на кушетке и выплескивает на терапевта поток сознания. Однако этот олдскульный психоанализ мог бы быть еще лучше, если бы доктор не консультировал мужа пациентки по поводу ее прогресса.

Тем не менее сериал показывает и положительный образ специалиста. К такому, например, повезло попасть дочери Бетти в четвертом сезоне — ее «распущенность» беспокоит мать, и та отправляет подростка к психотерапевту.


Дисциплинированный Лео Марвин

(«А как же Боб?», 1991)

К успешному психоаналитику Лео Марвину (Ричард Дрейфус) попадает «проблемный» пациент. Боб Уайли тревожный, дотошный и, весьма вероятно, выжил из профессии своего предыдущего психотерапевта. В попытке отвязаться от нового клиента на пороге отпуска Лео дает Бобу свою книгу «Шаги ребенка». Та неожиданно срабатывает, и довольный пациент спешит отблагодарить доктора.

Лео Марвина нельзя назвать эмпатичным специалистом: подумав в один момент, что Боб совершил самоубийство, он безмятежно заявляет: «Не дадим этому происшествию испортить наш отдых».


Терпеливая Дженнифер Мелфи

(«Клан Сопрано», 1999–2007)

Психолог Дженнифер Мелфи (Лоррейн Бракко), как ни странно, является неотъемлемой частью криминальной драмы о главе мафии Тони Сопрано. Он начинает посещать сеансы после того, как падает в обморок на пикнике, а врачи отмечают, что проблема не в физическом состоянии организма.

Образ психолога в «Клане Сопрано» получился многомерным: Дженнифер представлена сложным человеком с временами трагичным прошлым и каверзными чувствами. Однако она всегда ведет себя профессионально и способна разглядеть в жестоком боссе мафии человека, достойного сожаления.