Брэд Питт в хитоне и женщина-Орфей: 7 фильмов, основанных на греческой мифологии | Кино | Time Out

Брэд Питт в хитоне и женщина-Орфей: 7 фильмов, основанных на греческой мифологии

Анна Самойлова   16 ноября 2021
6 мин
Брэд Питт в хитоне и женщина-Орфей: 7 фильмов, основанных на греческой мифологии

18 ноября на российские экраны выходит драма Александра Зельдовича «Медея», основанная на одноименной трагедии Еврипида. Миф о царице, убившей своих детей, переносится в современность, что позволяет увидеть его неожиданные стороны. Time Out вспомнил еще 7 фильмов, основанных на античных преданиях.


«Орфей» (Orphée, 1950)

Через все творчество писателя и кинорежиссера Жана Кокто прошел миф об Орфее. Впервые он к нему обратился в авангардной картине «Кровь поэта», рассказывающей о путешествии творца по зазеркальному миру. Позже им были сняты символические драмы «Орфей» и «Завещание Орфея», идейно продолжающие картину 1930 года.

Сновиденческий фильм «Орфей» переносит двух возлюбленных из Греции в послевоенную Францию. Главный герой — поэт (Жан Маре), утративший вдохновение, который случайно встречает элегантную незнакомку с осиной талией. Он начинает думать о ней каждое мгновение и совершенно забывает о своей верной супруге Эвридике, погруженной в бытовые проблемы, далекие от мира искусства. Как выяснится позже, элегантная дама — это сама Смерть.

В фильме Кокто размышляет о творчестве, предназначении поэта, природе вдохновения и взаимосвязи возвышенного с прозой жизни. Это делает картину личным высказыванием автора.


«Черный Орфей» (Orphée Noir, 1959)

В середине прошлого века известный бразильский драматург Винисиуc ди Морайс написал пьесу «Орфей из фавелы Консейсан», в которой по-новому взглянул на миф о поэте Орфее, потерявшем прекрасную Эвридику. Постановка ди Морайса пользовалась огромной популярностью и спустя пять лет была перенесена на экран французским режиссером Марселем Камю.

События фильма «Черный Орфей» разворачиваются во время карнавала в Рио в середине 50-х. Орфей больше не поэт, а кондуктор трамвая. Однако, как и в старину, его любовь к жизни льется из самого сердца, слагаясь в песни. Парень пока еще не встретил Эвридику, но скоро их судьбы трагически переплетутся, и эта версия Орфея также отправится за девушкой в мир мертвых.

Несмотря на разницу между древнегреческой и современной бразильской культурами, в «Черном Орфее» через танцы и песни героев передано мироощущение античного человека, чувствующего связь с природой и искусством. Фильм поражает не столько оригинальным толкованием мифа, сколько практически документальным изображением бытовой жизни в фавелах и подготовки людей к празднику.


«Царь Эдип» (Edipo re, 1967)

Миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, не только лег в основу бессмертной трагедии Софокла, но и стал одним из столпов в психоанализе Зигмунда Фрейда. Понятие «эдипова комплекса» стало настолько привычным в повседневной речи, что представления о сути мифа сильно исказились. А ведь история Эдипа рассказывает прежде всего о злом роке.

Пазолини как режиссер, интересующийся не только мировой культурой, но и психоанализом, соединил два подхода к интерпретации мифа. Фильм отчасти стал и попыткой автора переосмыслить свои воспоминания о ранних отношения с отцом и матерью, о чем он не раз признавался в интервью.

События «Царя Эдипа» происходят в двух временных плоскостях — в современной Италии и Древней Греции, между которыми обнаруживаются параллели. Пазолини последовательно переносит текст трагедии на экран, сохраняя баланс между традициями античного театра с его экзальтацией и европейским психологическим кинематографом 60-х.


«Ифигения» (Ifigeneia, 1977)

«Ифигения в Авлиде» — трагедия Еврипида о дочери царя Менелая, которую готовились принести в жертву для благополучного начала Троянской войны. Режиссер Михалис Какояннис получил мировую известность именно благодаря тому, что, в отличие от других авторов, обращался к античному наследию и переносил текст на экран бережно, практически без изменений и собственной интерпретации.

В «Ифигении» постановщик пытался показать античное время таким, каким оно представляется современникам. Хитоны и доспехи, пейзаж и храмы — всему этому автор уделяет большое внимание.

Роль Ифигении исполнила одухотворенная актриса-дебютнтка Татьяна Папамосху. Она, несмотря на свой совсем юный возраст, зрело и осознанно передала на экране переживания героини, смиренно принявшей свою судьбу и волю готового отдать ее в жертву отца.


«Медея» (Medea, 1988)

Сценарий к этому фильму по трагедии Еврипида был написан еще Карлом Теодором Дрейером, но кинематографист не успел его реализовать. После ухода из жизни творца было решено передать права на постановку тогда еще начинающему Ларсу фон Триеру, который был большим поклонником творчества своего земляка.

Сюжет трагедии Еврипида остается во многом неизменным, но события переносятся в европейское средневековье — период в мировой истории, близкий мироощущению Дрейера. В «Медее» уже угадываются будущие работы Триера, безжалостно играющего на струнах зрительской души.

Героиня наделена своей психологией и характером. Внутри нее ненависть к неверному супругу борется с материнской любовью. А тусклые морские пейзажи, грязь и холод, окружающие женщину, раскрывают ее неразрешимую боль.


«Троя» (Troy, 2004)

Представления о легендарной Троянской войне в античности формировались во многом благодаря поэме Гомера «Илиада». В ней страшные сражения начались после того, как Парис, похитил и увез в Трою прекрасную Елену — жену спартанского царя Менелая, а спартанцы начали собирать войска, дабы восстановить справедливость и наказать вероломство. На основе этого памятника античной культуры и был создан фильм «Троя».

Если в тексте Гомера появляются богини: Афродита, Афина, Зевс, Гермес и другие, то в фильме все показано «исторически», с точными географическими данными и временем действия. Одновременно с этим Вольфганг переносит на экран весь размах «Илиады».

Авторы не столько стремились передать дух поэмы, сколько показать любимых актеров — Брэда Питта, Дайан Крюгер, Шона Бина и Орландо Блума — в экзотических костюмах и декорациях.


«Орфея» (Orphea, 2020)

Мифологические сюжеты дают возможность каждому интерпретировать их с разных точек зрения. В современном кинематографе можно найти примеры, в которых женские персонажи начинают выполнять «мужские» функции. Поэтому фильм «Орфея» погружает зрителей в печальный мир, где Орфей и Эвридика меняются полами.

Известная фабула сохраняется лишь в общих чертах: Эвридико попадает в подземное царство, Орфея спускается за ним и просит освободить возлюбленного. Классический сюжет служит каркасом для авторских рассуждений о мировой истории и культуре. Зрители вынуждены буквально пробираться через постмодернистский текст, апеллирующий к популярной музыке и эстетике видеоарта, чтобы попытаться уловить заложенные в нем смыслы.

Действие «Орфеи» разворачивается в съемочных павильонах, в подпольных тесных помещениях и изредка обращается к хроникальным кадрам. События мы видим глазами самой Орфеи, дающей поэтические интервью и комментарии о происходящем.