10 самых интересных экспонатов музеев Московского Кремля | Арт | Time Out

10 самых интересных экспонатов музеев Московского Кремля

Жанна Старицына  10 марта 2023
9 мин
10 самых интересных экспонатов музеев Московского Кремля
Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте
10 марта были основаны Музеи Московского Кремля. Точкой отсчета стал 1806 год, когда Александр I выпустил указ о формировании музея Оружейной палаты. Теперь в комплекс также входят Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Патриаршие палаты, церковь Ризоположения и колокольня Ивана Великого. Time Out рассказывает об их самых интересных экспонатах.

Самые интересные экспонаты Московского Кремля по версии Time Out

  1. Шапка Мономаха
  2. Пасхальное яйцо «Московский Кремль»
  3. Икона «Святой Георгий»
  4. Шлем «Шапка ерихонская»
  5. Карета из Парижа
  6. Олимпийский сервиз
  7. Коронационное платье Екатерины I
  8. Иконостас Благовещенского собора
  9. Двойной трон
  10. Портрет Петра Великого

Шапка Мономаха

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

Хорошо знакомая каждому со школьных уроков истории «Шапка Мономаха» – один из самых популярных экспонатов Оружейной палаты.

Она сделана из золотых пластин, которых украшают ряды жемчуга и 11 драгоценных камней – синие и желтые сапфиры, шпинели, рубины и изумруды. У шапки внушительный вес – почти килограмм, она украшена широкой соболиной опушкой, а на самом ее верху расположен крест.

Со времен Ивана Грозного шапка стала символом самодержавия. Почти 200 лет ее использовали во время торжественных церемоний правители России, среди которых – Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский и Михаил Романов. Характерный внешний вид в виде роскошного золотого купола и символическое значение поспособствовали созданию множества похожих головных уборов.

О происхождения шапки ходят многочисленные легенды. Самая популярная гласит, что она попала на Русь от византийского императора Константина Мономаха в дар – отсюда за шапкой и закрепилось название. Однако некоторые современные исследователи предполагают, что она могла быть собрана из деталей шлемов Дмитрия Донского и его брата, князя Ивана Малого. Свое символическое значение шапка утратила во времена Петра I, когда вместо венчания на царство правители стали короноваться – для этой церемонии необходимо было использовать императорскую корону.


Пасхальное яйцо «Московский Кремль»

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

В экспозиции Оружейной палаты есть особая коллекция пасхальных яиц знаменитой фирмы Карла Фаберже. Десять экспонатов принадлежали когда-то членам императорской семьи. Пасха – один из наиболее почитаемых православных праздников на Руси, а расписное пасхальное яйцо – символ Воскресения Христа. Поэтому неслучайно Фаберже в качестве подарка императорскому дому остановил свой выбор именно на этой теме.

Его работы изящны, затейливы, детализированы, они выполнены с невероятным мастерством. Первое пасхальное яйцо в коллекции было выполнено в 1885 году для Александра III. Его сделали из золота, а внутри спрятали сюрприз – фигурку пестрой курицы. После этого пасхальные подарки стали регулярными. Яйца никогда не повторяли друг друга, их дизайн каждый год должен был удивлять и поражать воображение.

Один из наиболее оригинальных и больших по размеру подарков в коллекции – пасхальное яйцо «Московский Кремль». На подставке из красного золота изображены Спасская и Водовзводная башни. У авторов не было задачи достоверно передать строение стен Кремля, поэтому в целом композицию можно назвать фантазией на столичную тему. Помимо множества мельчайших деталей (например, миниатюр икон и герба Российской Империи), яйцо радовало владельцев музыкой – внутри расположен заводной механизм, который мог исполнять херувимские мелодии.


Икона «Святой Георгий»

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля – одна из древнейших в коллекции, ее относят к XI–XII векам.

Согласно некоторым исследователям, ее из Великого Новгорода привез в столицу Иван Грозный. Тогда для укрепления Москвы в качестве политического центра из других городов привозили много святынь. Живопись почти полностью сохранилась благодаря тому, что икона была покрыта толстым слоем коричневой краски – его раскрыли только в 1930-е годы.

Икона двусторонняя – на обратной стороне изображена Богоматерь Одигитрия, у которой на коленях сидит Иисус, благословляя одной рукой, а другой держа в руках свиток. Живопись этой стороны относится к более позднему времени. Вероятно, она была выполнена греческим мастером, работавшим в Москве.


Шлем «Шапка ерихонская»

Долгое время «Шапка ерихонская» считалась личным шлемом Александра Невского – до сих пор некоторые ошибочно ассоциируют ее с именем полководца. В последних исследованиях отметили, что с большой долей вероятности головной убор принадлежал Михаилу Федоровичу, первому царю из династии Романовых.

Свое название она получила от типа шлемов – ерихонки: для них характерен заостренный верх и закрытые уши. На Русь этот тип защитного вооружения пришел с юга – по всей видимости, из Турции или Ирана. Подобные роскошные предметы для царских особ могли использоваться ими не только во время войн, но и во время охоты, торжественных церемоний или парадов.

Шапка выполнена «отцом русского оружейного дела» Никитой Давыдовым. Она богато украшена золотом и драгоценными камнями, а в верхней части наносника эмалью изображен Архангел Михаил. Царю так понравился готовый образец, что в награду он пожаловал Давыдову «желтой тафты» и «английского сукна».


Карета из Парижа

В Оружейной палате целый зал отдан экипажам: здесь представлены кареты правителей России разных эпох. Есть зимние и летние варианты, детские и взрослые, для торжественных случаев или длительных переездов.

Кареты выполнены разными мастерами: в зале представлены работы умельцев из Санкт-Петербурга, Берлина, Вены и других городов. Один из самых красивых вариантов – богато украшенная «большая карета» из Парижа, заказанная, по всей видимости, Кириллом Разумовским для Елизаветы Петровны во второй половине XVIII века.

Невероятной тонкости золоченая резьба, бронзовые рельефные пластины в виде амуров, причудливо изогнутые завитки колес и оконных проемов – над созданием декора экипажа трудилось сразу несколько французских мастеров. Особого упоминания заслуживает живопись на дверцах на мифологические темы: ее автором мог быть известный мастер рококо Франсуа Буше. Интересно, что технические характеристики средства не уступали его внешнему виду – карета оснащена передовыми на тот момент коленчатыми рессорами и развитым поворотным кругом.



Олимпийский сервиз

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

Наполеон Бонапарт заказал Олимпийский сервиз в качестве подарка на свадьбу своего младшего брата Жерома с Екатериной Вюртембергской. Над фарфоровым набором трудились лучшие мастера Севрской мануфактуры и художники-керамисты своего времени, в частности Жан Жорже расписал около 40 тарелок. Всего же десертный сервиз состоял из 166 предметов: здесь были чаши для сладостей и фруктов, компотьеры, мороженицы, корзины для жасмина, сахарницы и более 31 вазочки «на один цветок». Все предметы объединены темой древнегреческой мифологии.

После того, как великолепный набор был передан молодоженам, Наполеон передумал и вручил его в 1807 году Александру I в качестве дипломатического подарка при заключении Тильзитского мира. Тогда императоры встретились на плоту посреди реки и около часа беседовали с глазу на глаз, прежде чем подписать соглашение. Теперь Олимпийский сервиз украшает коллекцию Оружейной палаты.


Коронационное платье Екатерины I

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

В одном из залов Оружейной палаты среди царских костюмов представлено коронационное платье Екатерины I из пунцового шелка, богато украшенное серебряным шитьем. Специально для торжественного события в 1724 году наряд привезли из Берлина.

По свидетельствам современников, платье было настолько тяжелым, что во время церемонии Екатерине приходилось периодически останавливаться, чтобы перевести дух. Верх состоит из плотного облегающего лифа с глубоким декольте, а вот под пышную юбку вшивали обручи из китового уса – они и придавали наряду значительный вес. К платью прилагался съемный шлейф, парчовые башмаки, пунцовые чулки и белые лайковые перчатки.


Иконостас Благовещенского собора

Иконостас Благовещенского собора – один из древнейших в России высоких иконостасов. Особенного внимания в нем заслуживает праздничный и деисусный чин.

Считается, что эти изображения были выполнены в конце XIV – начале XV веков, есть вероятность, что их авторами были Андрей Рублев и Феофан Грек.

Деисусный чин стал образцом для многих других икон этого типа на Руси. Он состоит из девяти фигур в полный рост. Интересно, что в древних храмах алтарные преграды были меньшего размера, поэтому фигуры деисусного чина достаточно было изобразить в поясном формате.

Здесь же полноразмерные фигуры приобретают монументальное, торжественное звучание. По центру изображен «Спас в силах» – Иисус Христос, восседающий на небесном престоле. По сторонам от него расположены Богоматерь и Иоанн Предтеча. Также в деисусном чине присутствуют образы Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.


Двойной трон

Среди самых разных тронов правителей России в Оружейной палате можно найти один действительно уникальный – это двойной трон, предназначенный для Ивана V и Петра I.

В 1682 году на царство венчали сразу двух царей, тогда для них и изготовили столь оригинальный символ власти. Мастера Московского Кремля пышно украсили его фигурами двуглавых орлов, львов, единорогов. Здесь также есть редко встречающееся изображение всадника в сопровождении собаки.

Правители венчались на царство в малом возрасте – Ивану было 15 лет, а Петру всего 11 – поэтому регентом при них была назначена Софья Алексеевна. По легенде, в спинке трона предусмотрено небольшое окно, чтобы она могла незаметно давать советы правителям.


Портрет Петра Великого

Самые известные прижизненные изображения Петра I хранятся в Санкт-Петербурге, но как минимум один портрет императора есть и в Оружейной палате.

Придворным художником Петра был немец Иоганн Таннауэр – большую часть жизни он проработал в России, активно писал портреты не только императора и императрицы, но и приближенных ко двору людей, а также способствовал развитию в стране светской живописи. В первой половине XVIII века зарубежных мастеров часто приглашали в Россию для развития собственной художественной школы. В картине Таннауэра Петр изображен в полный рост на фоне природы в торжественном облачении и смело смотрит на зрителя.