10 самых интересных экспонатов музеев Московского Кремля | Арт | Time Out

10 самых интересных экспонатов музеев Московского Кремля

Жанна Старицына   10 марта 2023
9 мин
10 самых интересных экспонатов музеев Московского Кремля
Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте
10 марта были основаны Музеи Московского Кремля. Точкой отсчета стал 1806 год, когда Александр I выпустил указ о формировании музея Оружейной палаты. Теперь в комплекс также входят Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, Патриаршие палаты, церковь Ризоположения и колокольня Ивана Великого. Time Out рассказывает об их самых интересных экспонатах.

Самые интересные экспонаты Московского Кремля по версии Time Out


Шапка Мономаха

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

Хорошо знакомая каждому со школьных уроков истории «Шапка Мономаха» – один из самых популярных экспонатов Оружейной палаты.

Она сделана из золотых пластин, которых украшают ряды жемчуга и 11 драгоценных камней – синие и желтые сапфиры, шпинели, рубины и изумруды. У шапки внушительный вес – почти килограмм, она украшена широкой соболиной опушкой, а на самом ее верху расположен крест.

Со времен Ивана Грозного шапка стала символом самодержавия. Почти 200 лет ее использовали во время торжественных церемоний правители России, среди которых – Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский и Михаил Романов. Характерный внешний вид в виде роскошного золотого купола и символическое значение поспособствовали созданию множества похожих головных уборов.

О происхождения шапки ходят многочисленные легенды. Самая популярная гласит, что она попала на Русь от византийского императора Константина Мономаха в дар – отсюда за шапкой и закрепилось название. Однако некоторые современные исследователи предполагают, что она могла быть собрана из деталей шлемов Дмитрия Донского и его брата, князя Ивана Малого. Свое символическое значение шапка утратила во времена Петра I, когда вместо венчания на царство правители стали короноваться – для этой церемонии необходимо было использовать императорскую корону.


Пасхальное яйцо «Московский Кремль»

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

В экспозиции Оружейной палаты есть особая коллекция пасхальных яиц знаменитой фирмы Карла Фаберже. Десять экспонатов принадлежали когда-то членам императорской семьи. Пасха – один из наиболее почитаемых православных праздников на Руси, а расписное пасхальное яйцо – символ Воскресения Христа. Поэтому неслучайно Фаберже в качестве подарка императорскому дому остановил свой выбор именно на этой теме.

Его работы изящны, затейливы, детализированы, они выполнены с невероятным мастерством. Первое пасхальное яйцо в коллекции было выполнено в 1885 году для Александра III. Его сделали из золота, а внутри спрятали сюрприз – фигурку пестрой курицы. После этого пасхальные подарки стали регулярными. Яйца никогда не повторяли друг друга, их дизайн каждый год должен был удивлять и поражать воображение.

Один из наиболее оригинальных и больших по размеру подарков в коллекции – пасхальное яйцо «Московский Кремль». На подставке из красного золота изображены Спасская и Водовзводная башни. У авторов не было задачи достоверно передать строение стен Кремля, поэтому в целом композицию можно назвать фантазией на столичную тему. Помимо множества мельчайших деталей (например, миниатюр икон и герба Российской Империи), яйцо радовало владельцев музыкой – внутри расположен заводной механизм, который мог исполнять херувимские мелодии.


Икона «Святой Георгий»

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля – одна из древнейших в коллекции, ее относят к XI–XII векам.

Согласно некоторым исследователям, ее из Великого Новгорода привез в столицу Иван Грозный. Тогда для укрепления Москвы в качестве политического центра из других городов привозили много святынь. Живопись почти полностью сохранилась благодаря тому, что икона была покрыта толстым слоем коричневой краски – его раскрыли только в 1930-е годы.

Икона двусторонняя – на обратной стороне изображена Богоматерь Одигитрия, у которой на коленях сидит Иисус, благословляя одной рукой, а другой держа в руках свиток. Живопись этой стороны относится к более позднему времени. Вероятно, она была выполнена греческим мастером, работавшим в Москве.


Шлем «Шапка ерихонская»

Долгое время «Шапка ерихонская» считалась личным шлемом Александра Невского – до сих пор некоторые ошибочно ассоциируют ее с именем полководца. В последних исследованиях отметили, что с большой долей вероятности головной убор принадлежал Михаилу Федоровичу, первому царю из династии Романовых.

Свое название она получила от типа шлемов – ерихонки: для них характерен заостренный верх и закрытые уши. На Русь этот тип защитного вооружения пришел с юга – по всей видимости, из Турции или Ирана. Подобные роскошные предметы для царских особ могли использоваться ими не только во время войн, но и во время охоты, торжественных церемоний или парадов.

Шапка выполнена «отцом русского оружейного дела» Никитой Давыдовым. Она богато украшена золотом и драгоценными камнями, а в верхней части наносника эмалью изображен Архангел Михаил. Царю так понравился готовый образец, что в награду он пожаловал Давыдову «желтой тафты» и «английского сукна».


Карета из Парижа

В Оружейной палате целый зал отдан экипажам: здесь представлены кареты правителей России разных эпох. Есть зимние и летние варианты, детские и взрослые, для торжественных случаев или длительных переездов.

Кареты выполнены разными мастерами: в зале представлены работы умельцев из Санкт-Петербурга, Берлина, Вены и других городов. Один из самых красивых вариантов – богато украшенная «большая карета» из Парижа, заказанная, по всей видимости, Кириллом Разумовским для Елизаветы Петровны во второй половине XVIII века.

Невероятной тонкости золоченая резьба, бронзовые рельефные пластины в виде амуров, причудливо изогнутые завитки колес и оконных проемов – над созданием декора экипажа трудилось сразу несколько французских мастеров. Особого упоминания заслуживает живопись на дверцах на мифологические темы: ее автором мог быть известный мастер рококо Франсуа Буше. Интересно, что технические характеристики средства не уступали его внешнему виду – карета оснащена передовыми на тот момент коленчатыми рессорами и развитым поворотным кругом.



Олимпийский сервиз

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

Наполеон Бонапарт заказал Олимпийский сервиз в качестве подарка на свадьбу своего младшего брата Жерома с Екатериной Вюртембергской. Над фарфоровым набором трудились лучшие мастера Севрской мануфактуры и художники-керамисты своего времени, в частности Жан Жорже расписал около 40 тарелок. Всего же десертный сервиз состоял из 166 предметов: здесь были чаши для сладостей и фруктов, компотьеры, мороженицы, корзины для жасмина, сахарницы и более 31 вазочки «на один цветок». Все предметы объединены темой древнегреческой мифологии.

После того, как великолепный набор был передан молодоженам, Наполеон передумал и вручил его в 1807 году Александру I в качестве дипломатического подарка при заключении Тильзитского мира. Тогда императоры встретились на плоту посреди реки и около часа беседовали с глазу на глаз, прежде чем подписать соглашение. Теперь Олимпийский сервиз украшает коллекцию Оружейной палаты.


Коронационное платье Екатерины I

Фото: сообщество Музеев Московского Кремля ВКонтакте

В одном из залов Оружейной палаты среди царских костюмов представлено коронационное платье Екатерины I из пунцового шелка, богато украшенное серебряным шитьем. Специально для торжественного события в 1724 году наряд привезли из Берлина.

По свидетельствам современников, платье было настолько тяжелым, что во время церемонии Екатерине приходилось периодически останавливаться, чтобы перевести дух. Верх состоит из плотного облегающего лифа с глубоким декольте, а вот под пышную юбку вшивали обручи из китового уса – они и придавали наряду значительный вес. К платью прилагался съемный шлейф, парчовые башмаки, пунцовые чулки и белые лайковые перчатки.


Иконостас Благовещенского собора

Иконостас Благовещенского собора – один из древнейших в России высоких иконостасов. Особенного внимания в нем заслуживает праздничный и деисусный чин.

Считается, что эти изображения были выполнены в конце XIV – начале XV веков, есть вероятность, что их авторами были Андрей Рублев и Феофан Грек.

Деисусный чин стал образцом для многих других икон этого типа на Руси. Он состоит из девяти фигур в полный рост. Интересно, что в древних храмах алтарные преграды были меньшего размера, поэтому фигуры деисусного чина достаточно было изобразить в поясном формате.

Здесь же полноразмерные фигуры приобретают монументальное, торжественное звучание. По центру изображен «Спас в силах» – Иисус Христос, восседающий на небесном престоле. По сторонам от него расположены Богоматерь и Иоанн Предтеча. Также в деисусном чине присутствуют образы Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.


Двойной трон

Среди самых разных тронов правителей России в Оружейной палате можно найти один действительно уникальный – это двойной трон, предназначенный для Ивана V и Петра I.

В 1682 году на царство венчали сразу двух царей, тогда для них и изготовили столь оригинальный символ власти. Мастера Московского Кремля пышно украсили его фигурами двуглавых орлов, львов, единорогов. Здесь также есть редко встречающееся изображение всадника в сопровождении собаки.

Правители венчались на царство в малом возрасте – Ивану было 15 лет, а Петру всего 11 – поэтому регентом при них была назначена Софья Алексеевна. По легенде, в спинке трона предусмотрено небольшое окно, чтобы она могла незаметно давать советы правителям.


Портрет Петра Великого

Самые известные прижизненные изображения Петра I хранятся в Санкт-Петербурге, но как минимум один портрет императора есть и в Оружейной палате.

Придворным художником Петра был немец Иоганн Таннауэр – большую часть жизни он проработал в России, активно писал портреты не только императора и императрицы, но и приближенных ко двору людей, а также способствовал развитию в стране светской живописи. В первой половине XVIII века зарубежных мастеров часто приглашали в Россию для развития собственной художественной школы. В картине Таннауэра Петр изображен в полный рост на фоне природы в торжественном облачении и смело смотрит на зрителя.