Царь леса: какие работы Ивана Шишкина можно увидеть в Москве | Арт | Time Out

Царь леса: какие работы Ивана Шишкина можно увидеть в Москве

Жанна Старицына   25 января 2023
8 мин
Царь леса: какие работы Ивана Шишкина можно увидеть в Москве
Иван Шишкин, «Утро в сосновом лесу», 1889
Иван Шишкин – ключевая фигура русского реалистического пейзажа, не зря современники называли его «царем леса». Ботаническая точность в его работах сочетается с «русским духом»: критик Владимир Стасов называл его картины «пейзажами для богатырей». О том, какие работы Шишкина можно увидеть в Москве, рассказывает Time Out.

Картины, о которых рассказывается в статье, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Адрес: Лаврушинский пер., 10-12.


Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии

Иван Шишкин, «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872

Для многих россиян Иван Шишкин – автор одной картины с медведями «Утро в сосновом лесу», которую когда-то решили использовать для конфетной обертки. Как известно, животных изобразил другой художник, Константин Савицкий, который также подсказал общий замысел картины и даже поставил под ней свою подпись. Тем не менее Павел Третьяков стер автограф, посчитав, что «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственном именно Шишкину». На самом деле работ у мастера огромное количество, все они похожи по стилю – это реалистический русский пейзаж, написанный с ботанической точностью и большой любовью к родной стране. В том числе в постоянстве автора заключается его достижение: единожды влюбившись в русский лес, художник редко изменял себе. Иван Крамской утверждал, что Шишкин – это «верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа, но живая школа».

Иван Крамской, Портрет Ивана Шишкина, 1873

«Сосновый бор» – яркий пример фирменного пейзажа Шишкина. Он написан с такой точностью, что зритель легко может рассмотреть каждый лист дерева, каждую травинку и камень в ручье. Полдень, яркое солнце, могучие деревья, чистейшая вода – мастер готов любоваться природой во всем ее многообразии, в том числе сломанными стволами, оголенными корнями и «неприглядными» пнями, размещенными на переднем плане. С большой вероятностью представитель декоративного пейзажа или пейзажа-настроения, например Архип Куинджи, мог бы «убрать» не слишком приятные глазу элементы, чтобы не портить общее впечатление. В этом отличие подходов пейзажистов: Шишкин, как представитель реалистического пейзажа, не стремился додумывать что-то от себя, преображать природу в угоду собственному вкусу.

По его мнению, природа уже прекрасна, она источник силы и вдохновения. «Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», – писал художник.


Рожь

Иван Шишкин, «Рожь», 1878

Когда про Шишкина говорят, что свои силы он черпал в природе, она помогала ему обрести баланс и желание жить – не преувеличивают. Личную жизнь художника до определенного момента можно было назвать счастливой и спокойной: он был женат на Евгении Васильевой, или Женьке, как он ее ласково называл. Но в какой-то момент наступила череда смертей – сперва умер отец мастера, потом брат супруги, потом супруга, а также два сына.

Дом-музей Ивана Шишкина в Елабуге

За три года художник потерял почти всех своих близких, осталась только маленькая дочь Лида. Мастер перестал писать, прекратил общение с друзьями, например, с Иваном Крамским, поник. На помощь пришла родная Елабуга – небольшой провинциальный городок, где художник провел детство.

«Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга», – вспоминал Шишкин.

Теперь в городе установлен памятник художнику, а также организован дом-музей.

Иван Шишкин

Картина «Рожь» из Третьяковской галереи написана вскоре после драматичных событий: художник гулял в живописных окрестностях Елабуги, пытаясь прийти в себя от пережитых потрясений. И вот его глазам открылось огромное золотое море колосьев ржи – какой простор, воздух, мощь. Шишкин тут же восторженно принялся за эскиз и на одном из листов написал: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство». Некоторые исследователи, пытаясь отыскать в полотне отзвуки переживаний художника, особенно обращают внимание на одно мертвое дерево посреди роскошного пейзажа, от которого остался голый ствол. Считается, что это тот редкий случай, когда художник мог намеренно добавить деталь «от себя», намекнув таким образом на свое опустошенное состояние.

Позже Шишкин женился во второй раз на своей ученице Ольге Лагоде: в браке родилась дочь Ксения. Однако их союз также завершился драмой – Ольга умерла буквально через год после свадьбы.


Дебри

Отец мастера – потомственный купец, который занимался продажей хлеба. Подразумевалось, что Шишкин продолжит семейное дело, но художник решил по-своему: в 20-летнем возрасте он поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Первым учителем пейзажиста стал Аполлон Мокрицкий, с которым у Шишкина на долгие годы сохранились теплые взаимоотношения. Мокрицкий – классический академик с небольшим уклоном в романтизм, а это значит, что большое внимание он уделял рисунку, построению формы и роли линии в произведении.

Этот принцип – важная роль линий и рисунка – очень прочно усвоился Шишкиным. Именно поэтому у него досконально выписан каждый листок на дереве, каждая ветка, травинка. В училище же сразу определилась любимая тема художника – природа.

Иван Шишкин, «Дебри», 1881

«Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище», – записал Шишкин в дневнике.

Интересно, что все мелкие детали Шишкин выписывал и в эскизах. Казалось бы, эскиз – черновой вариант, который художники используют для выстраивания общей схемы композиции, цветовых плоскостей, где не нужны подробности. У Шишкина же этюды были настолько продуманы и закончены, что можно было бы показывать их на выставках. Он считал, что для достоверного изображения природы важно изучить ее анатомию – прожилки на листьях, особенности растительных видов.

Он постоянно штудировал натуру – растения, коряги, деревья, болота – и постоянно делал наброски: в Москве, например, ходил рисовать в Сокольники. Словом, стремился к тому, чтобы на картине с точностью можно было определить породу дерева. Некоторые критики считали подобную скрупулезность недостатком: по их мнению, точность «ботанического атласа» нередко играла картинам во вред, отвлекая от общей атмосферы.


Полдень. В окрестностях Москвы

Иван Шишкин, «Полдень. В окрестностях Москвы», 1869

Шишкину, как и всем пенсионерам Академии художеств, за золотую медаль была положена поездка за границу, но он из нее вернулся раньше срока – затосковал по родине. После возвращения он какое-то время работал в Москве вместе с другом Львом Каменевым – художником-пейзажистом, особенно любившим изображать равнины. Под его влиянием и Шишкин также пробовал писать открытые пространства – степи и поля, жанровые сцены, в какой-то мере «искал себя и свой стиль».

К этому раннему творчеству Шишкина относится отличающаяся от других работ картина «Полдень. В окрестностях Москвы» в Третьяковской галерее. Во-первых, здесь есть редкий для художника элемент сюжета. По размытой дороге в цветастых одеждах крестьяне, о чем-то переговариваясь, идут с работы, вдалеке видна церковь и избы, из труб которых идет дым.

Обычно работы Шишкина безлюдны, его внимание сосредоточено исключительно на фиксации природы: в «Полдне» же зритель может почувствовать спокойствие и красоту сельской жизни.

Иван Шишкин, «Дорога во ржи», 1866

Второй отличительный момент – огромное небо. В зрелом творчестве Шишкин предпочитал более закрытые лесные пространства, обилие деревьев, узкие тропы, где небо можно разглядеть лишь урывками. Здесь же оно играет едва ли не главную роль: оно занимает больше половины полотна, его высоту усиливают как маленькие фигурки людей и домов, так и сильно вытянутый вертикальный формат.

Произведение наполнено умиротворением, ясностью, светом, цветом и воздухом, любовью к жизни – немудрено, что именно она стала первой работой, которую Павел Третьяков приобрел у 39-летнего художника. Это принесло Шишкину популярность и долгое сотрудничество с коллекционером.


Дождь в дубовом лесу

Иван Шишкин, «Дождь в дубовом лесу», 1891

Определившись с любимой темой – лесным пейзажем – Шишкин не рвался к экспериментам со стилем и поиску новых выразительных средств. Лес так и останется любимым сюжетом художника до конца жизни, но с каждым годом все более будет оттачиваться профессионализм, развиваться колористическое богатство, световоздушная перспектива.

В этом раскрылось его мастерство: у пейзажистов часто велик соблазн увлечься романтическими декоративными явлениями, которые нравятся публике – изобразить лунный свет, невероятный закат, радугу, сиюминутные, но впечатляющие природные события. У Шишкина такого стремления нет, разве что ближе к концу творчества он начнет периодически писать туман и снег. У него любовь к природе в ее постоянстве, в стабильном, спокойном и одновременно могучем ее состоянии и мастерское умение переносить увиденное на холст. Это не просто реалистичное изображение веток и листьев, здесь и умение правильно расставить цветовые акценты, и умелое изображение световоздушной перспективы. В его работах зритель может почувствовать, что воздух написан по-разному, например, на солнечной поляне и дождливом лесу.

Григорий Мясоедов, Портрет Ивана Шишкина, 1891

Интересно, что Шишкин поддерживал передвижников, регулярно участвовал в их выставках, хотя сюжеты их сильно отличались. Они интересовались социальными вопросами, поисками национальной идентичности: большинство из них писало жанровые сцены о нелегкой крестьянской жизни и неравноправии в обществе. Но и пейзажисты в товариществе были, например, Алексей Саврасов. Их задача заключалась в том, чтобы передать национальный дух и прелесть русской природы.

Ближе к концу жизни Шишкину предложили руководить пейзажной мастерской в Академии художеств, но пробыл он в этой должности недолго. Художник скоропостижно умер от разрыва сердца прямо в процессе работы в возрасте 67 лет.